Слово об Олжасе (очерк)

«СУДИТЬ О НАЦИЯХ ПО ИХ ПОЭТАМ»

                                                          

                                          К 75-летию Олжаса               

                                                                       1

            Эта формулировка Олжаса Сулейменова, 70-летите которого в 2006 году отмечала вся мировая общественность, стала классической в широкой литературной среде.

            Олжас написал много, написано о нём ещё больше. Весь мир взахлёб читал и читает его произведения, названия которых перечислять и не стоит, поскольку их знают все образованные люди. Пересказывать их – дело тоже утомительное, да и ненужное.

            Личность и творчество Олжаса настолько многогранны, глубоки и ошеломляющи, что любое определение их невольно ограничило бы всю его богатейшую натуру и феноменальные творения.

            Конечно, можно сказать, что он – геолог, поэт, киносценарист, тюрколог, писатель, культуролог, учёный-лингвист, общественный деятель. Но это перечисление тут же можно  подвергнуть и отрицанию. Это даже не профессии, которые освоил Олжас, они – дороги его насыщенной, удивительной, неповторимой судьбы и жизни, а он сам предстаёт в своём путешествии по ним как цельная и выдающаяся личность.

            Я здесь не случайно выделил эти 8  «дорог».  По словам самого Олжаса, — восьмёрка (8) — магическая цифра для тюрков. 8 (по-тюркски, — секкiс, сегiз, cекс) – знак амазонок, сплетение колец (любовь, тот же секс).

Но, кроме того, мы можем добавить от себя и  другие «приключения» восьмёрки: восьмиугольник, восьмигранная звезда, 8-ми створчатая юрта, 8 спиц на тюркском колесе и, наконец, выражение «сегiз кырлы, бiр сырлы», что с трудом переводимо как «восемь граней единого таинства». Так в степи искони называли многостороннюю, талантливую, выдающуюся, целостную личность, называя её одним словом: серi.

            Этот таинственный образ и дух древнего и средневекового серi, рыцаря и поэта, путешественника и охотника, мыслителя и деятеля, кудесника и гражданина непостижимым образом вселились в Олжаса и принесли свои щедрые плоды. Его кумиры, творческие предшественники и вдохновители – Чокан и Махамбет. Массу черт характеров и  личностей этих великих людей степи можно найти у самого Олжаса.

            Он не только очень много написал, но и сделал. В результате его поэтических творений, тюркологических исследований, лингвистических изысканий появились и поднялись новые волны отечественных творцов, многие из которых уже перестали признавать «школу Олжаса», его роль в возвышении национального духа, литературы и гуманитарных знаний.

            Он обогатил мировую культуру, утверждая и доказывая общность всех языков мира, их происхождение от единого «прото» или «про» языка человечества. Его высказывания о том, что мы через ХХI век, век торжества гуманитарных знаний, идём к единому космосу человеческой культуры, можно и следует воспринимать как методологическое руководство для человечества.

            Олжас «похоронил» Семипалатинский ядерный полигон, инициировал закрытия таких же полигонов в Неваде, на Новой земле,  французском атолле Мороруа, на территории Китая, введение моратория на ядерные испытания по всему миру, который в 1999 году был нарушен Индией и Пакистаном

Эти чудовищные испытания привели к непоправимым потерям здоровья людей, кардинальному изменению генофонда нации. На территории Казахстана было осуществлено 492 ядерных взрывов. Они «производились» не только на Семипалатинском полигоне, но и во многих областях Казахстана. Достаточно напомнить, что только на Атырауском Азгире по официальной статистике было взорвано 10 ядерных бомб.

            Как бойцу, Олжасу пришлось выдерживать и преодолевать различные нападки.  Соотечественники укоряли его в том, что он пишет не на родном казахском, а на русском языке.  Русскоязычные же критики били и резали его со всех сторон за то, что он, потомок степных «варваров», влез в «святыню» русской литературы, в «Слово о полку Игореве». Приходилось выдерживать даже нелепые обвинения в антисемитизме, русофобии, предательстве национальных интересов, национализме, хотя в современном мире таких демократов, «граждан мира» и «космополитов», более чем Олжас, трудно найти.                                       

 Правительственные чиновники обижались на Олжаса за его политэкономическую критику в их адрес, оппозиция же, наоборот, упрекала его за недостаточность и половинчатость этой самой критики. При этом и те, и другие не хотели брать во внимание его ещё неполным образом реализованные творческие потенции, которые следует осуществить, возмужалую мудрость, умеренность во взглядах и желание выступать, в качестве народного бия, в непростых условиях и рискованном состоянии молодой страны. Но что важнее: поэт-политик или творец-титан?

            Будучи полпредом РК в таких культурно развитых странах, как Италия и Франция, он сумел достойно донести до всего цивилизованного мира душу, дух, историю, обычаи и традиции, моральные установления и культурные достижения казахского народа, его перспективы в единой семье народов мира.

            Многим людям помогал Олжас. Обездоленным и оскорблённым, бездомным и бедным творческим людям. Некоторые «успешно забывают» свои денежные долги, занятые у него. Некоторые намекают на возврат денег проигранных Олжасу в преферанс, хотя он и без этого почти всегда возвращает выигрыши, сам же свои проигрыши неизменно оплачивает.

            Наше знакомство, о котором сам Олжас вряд ли помнит, состоялось в далёких семидесятых. Мы, тогда ещё совсем юные студенты-философы, посещали иногда  «Каламгер», кафе в здании Союза писателей Казахстана. Такие и подобные застолья были для нас продолжением учёбы, ристалищем, на котором оттачивалось знание, умение вести спор, который из-за неумения превращался  иногда в  рукопашные схватки. Мы упивались вином, зарубежной философией и иностранной литературой. Казахскую прозу и поэзию почти не знали, за исключением некоторых классиков: Чокана, Абая, Махамбета, Шакарима, Султанмахмута, Мухтара, да и то по части поисков философских истин и мудрых мыслей. Знали Олжаса. Уже в то время он затмевал собой и классику, и современность. Слава его «фанфарила», «литаврила»,  люди на его выступления ходили как на футбол. Мы постоянно ходили «по пятам» Олжаса, будь то его произведения или творческие вечера во дворце культуры имени Абая или в актовом зале нашего университета.

             И вот входит в кафе Олжас. Точнее, вплывает,  не спеша, вальяжно. За ним —  шлейф из каких-то угодливых, раболепно расшаркивающихся перед ним, людей. Ну, никак нельзя сказать: «Короля делает свита», даже наоборот, можно было произнести: «Свиту делает король». В знак приветствия мы кивнули ему головами, как старому знакомому. Олжас в ответ поздоровался, спросив разрешения, уселся за наш столик (по-моему, мест не было). Кафе засуетилось, его окружение забегало. Ему предлагали другие места, слали угощения, но он скромно отказался, заказав чашечку кофе. Мы коротко представили себя.  Услышав, что мы студенты-философы, Олжас произнёс в ответ какие-то философские сентенции (уже не помню какие именно). Перефразируя его стих, скажу: мы стояли тогда на плечах гигантов, даже карликами были выше кантов…

            Знали наизусть почти все его стихи, а тут сам автор сидел перед нами и готов был общаться. Но, конечно, наше начинающееся общение было прервано именитыми или сомнительными, но самомнительными деятелями, которые Олжасу были намного узнаваемее и ближе.

Встретились с ним уже через 30 лет на 200-летии Махамбета. Но поговорить обстоятельно, опять не удалось. Успел лишь задать вопрос, получал ли он мои письма и рукописи переводов Махамбета, отправленные ему в Париж и получить утвердительный ответ, да искренние поздравления по поводу удачных переводов поэзии Махамбета.  Его опять тащили куда-то, опять какие-то окололитературные люди.

            И вот Олжасу в этом году уже исполнилось 75.  Человеку, которого знает весь мир, который взбудоражил и разбудил следующие за ним поколения, поднял имидж нашей страны и её народа в глазах зарубежья.

            Я вспомнил про свою книгу  «Почтение Земли – поклон Человеку», посвящённую 70-летию Олжаса, которая была подарена юбиляру во множестве экземпляров. Горжусь тем, что на своём юбилее в Алматы Олжас назвал меня своим другом, хотя истории взаимоотношений с ним у меня почти не было. Некоторые отрывки из этой книги я, воспользовавшись возможностью, любезно предоставленной  организаторами конкурса «Золотое перо Руси», решил опубликовать уже для широкой публики.   

СЛОВО  ЗЕМЛИ  СЫНУ СОЛНЦА

                                  

Как мне назвать того:

кто светит ярко, как софит,

на сцене драм, трагикомедий,

не только светит, но горит

в кострах сомнений и свершений?

кого толкали рьяно в тень,

кто, став мишенью унижений,

терпел, но верил,  что затем                                                                         

наступит время возрождений?

кто в книгах высек  «неолит»,*

кого боятся страшно тени,

кто ищет, пишет и творит

язык письма в пыли забвений?

возможно, — гений?

кто вскрыл курганы, катакомбы

«протонаречий» и письмён,

заставил ядерные бомбы

покинуть адский полигон?
того, кто знает, но молчит

во время  глупых прений,

воюет, воет и ворчит

на вечность и мгновенье?

быть может, — гений?         

владея словом, но не властью,

имея имя, не имение,

кто почитается, как классик,

из-за немеркнущих творений,

кто, как мыслитель и поэт,

нёс факел духа озарений

и, как великий Махамбет,

поднял народ с его коленей?

Конечно, — гений!

…………………………………………………

Горжусь молчанием «айгырским» *

на фоне ржаний конских

и гадостей ордынских,

визжаний эпигонских.                        

Горжусь терпением античным

и верой в возрождение,

и тем, что не был обезличен

от  несправедливых поражений.

Горжусь и тем, что не плодил

пустых, никчемных, глупых дел,

нуждаясь, сам, другим дарил

советы, средства иль задел.

…………………………………         

…Бессмертье тела –

только миф

и невозможное желанье,

но как бы ни был

миф красив,  –

по сути – «ирреален».

А вот бессмертие души –

неисчерпаемая тема,

никто не сможет разрешить

сию антиномию-проблему.

Бессмертье духа –

это факт,

мы знаем жизнь инобытия:

труды,

творенья,

результат

не подвергаются смертям.

………………………………..

Перенеся, как мудрый стоик,

всю тяжесть  обвинений,

измен, душевных перестроек,

трудов, открытий, столкновений,

моей твердыни, ставши, твердью,

сын Солнца, ты – моё прозренье,

тебе нет места в лоне смерти,

живи и здравствуй, друг мой,

ГЕНИЙ!

*    неолит – шутка от Олжаса, — сокращённая форма неологизма «новая литература»

** «айгырским» – от слова айгыр, — матёрый конь, вожак табуна.

              

                                   ПРО  ОБОРОНУ  ОТ  «АЗ и Я»

            В истории СССР не было, пожалуй, ни одного произведения, которое бы претерпело столько нападок, несправедливой и оголтелой критики, массы походов на него, в том числе со стороны высших эшелонов власти.

            Например, «Серый кардинал» советской политики и коммунистической идеологии Суслов гневно произносил:

            «В книге («АЗ и Я») искажены исторические факты, автор глумится над великим памятником – «Слово о полку Игореве». Министерство обороны изъяло книгу из всех библиотек. И правильно, думаю, поступило. Разберитесь с книгой, автором и как следует, накажите виновных! Чтобы неповадно было»

                                                                       (из книги Кунаева «О моём времени»)

                                                           * * * 

Оборонялось от одной лишь книги, словно от «орды дикой» монголов или турков, не министерство культуры, а министерство обороны. Взяв автоматы и патроны, по тревоге, спозаранку, были «подняты» пехота и танки, артиллерия, флот и даже авиация. Чтобы спасти нацию,  войска пошли в атаку на тех, кто читал в тиши библиотек. Словно снова Игорева рать, узрев убийственное значенье – не на учение – пошла войной на кочевье, чтобы убивать Слово по поводу «Слова».

«Ура!» визжало в экстазе, рога вонзались в «АЗ и Я», будто книгу бодал бык (в памяти всплыл «Русский штык», — нагло-надменный Ершова стих). 

            Куда девали книги, изъяв? Рвали, сжигали, топили? На автора лили словесный яд, лишь не убили, не посадили.

Но было поздно.

Со словом воевать всегда бесполезно, хоть пошли любую рать или топи его в бездне. Слово не тонет, не горит, оно – буревестник, кудесник, смутьян. Вещее слово всегда – «неолит»…  Не так ли, наш предок, вещий Боян?

                                   К  «РАЗМЫШЛИЗМАМ»  ОЛЖАСА

            Олжас – неугомонный балагур, остряк, каламбурист. Эта черта его характера и творчества стала притчей во языцех. Его выдумки, афоризмы, искрящиеся фразы превратились в летучие «остроклювные» и «острокоготные» клевания хищной птицы.

            Здесь афоризмы «от Олжаса» (он сам называет их «размышлизмами») приводятся в качестве эпиграфов и одновременно заглавий к отдельным виршам. Аббревиатура ООС — его инициалы.

«В РИМЕ Я СОЗДАМ ОБЩЕСТВО

И НАЗОВУ ЕГО «КАЗЫ-НОСТРА» 

А вот ремарка к фразе:

ешь ананасы, жуй казы, *

пей сладкое, кислое, острое,

с собой не носи «Беретту»,

если ты в «Казы-Ностре», —   

лишь мясу чини вендетту.

*Прим.: казы – рукодельная колбаса из конины

«КОНИ НЕ ОТСТУПАЮТ»                                            

                                   Перед выигрышем шахматной партии

                                               у гроссмейстера С.Флора во время

                                               сеанса одновременной игры в Алматы

«Конём отступите, бога ради!» —

Советовал ООС  кто-то со стоном.

— Это с какой стати?

Не отступают кони!

— Возмутился ООС,

отдав коня. За пешку.

Тем самым он решил вопрос:

орёл не падает на «решку».

Кони вам не пешки, —

пеших затопчет лава,

они для копыт – орешки.

Кони ж добудут славу!

… Гроссмейстер тихо подошёл…

Но, вскинув удивлённо взор,

ответ достойный не нашёл,

и тут же сдался… пеший Флор.

«МЫ – ЕДИНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ.  А КОЕ-КТО

КРИЧИТ: «СВОБОДУ ПОЧКЕ!», «СВОБОДУ ПРЯМОЙ КИШКЕ!»

Дошли до ручки, дошли до точки

те, кто кричал: «Свободу почке!»,

«Свободу прямой кишке!»

Свобода это — кот в мешке,

а иногда и шило.  

Всё так знакомо, всё уже было…

Освобождение организма

начнём с ООСа афоризма.

«КОГДА ПОБЕЖДАЕТ НАЦИОНАЛИЗМ,

ПРОИГРЫВАЕТ НАЦИЯ

Настанет час нашествия

коричневой чумы –

начнутся путешествия

по камерам тюрьмы,

костры из книг зажгутся,

снесутся монументы,

людишки подадутся

все в тайные агенты,

возникнут костоломы,

окрасив кровью рыла…

И это нам знакомо,

 всё это тоже было…

«КОГДА ВЫБИРАЛИ ГЛАВНОГО ИДЕОЛОГА,

 ДУМАЛИ, ЧТО ОН САДОВНИК, А ОН ЛЕСОРУБ»

Кесарю — кесарево,

лесорубу — «лесово»,

садовнику же, надо бы,

предоставить «садово»…

Но, как на кухне, в государстве жарко.

Там не идеолог, там нужна кухарка…

«НЕ РАЗЖИГАЙТЕ ФАКЕЛА СВОБОДЫ В ПОРОХОВЫХ ПОГРЕБАХ»

            А в винных погребах не ищите истину.

«НАШИ НУВОРИШИ – ЭТО НУВОРИШКИ»

Настоящий нувориш

оставляет кошке мышь.

А вот наши «нуворишки»

всё смели: от игл до шишки.

Ну, воришки, клад зарыли,

а пушок смахнули с рыла? 

«РАНЬШЕ ГОВОРИЛИ «ТРОЯНСКИЙ КОНЬ», А В КАЗАХСТАНЕ

ЕСТЬ,  КОМУ СКАЗАТЬ «ТРОЯНСКАЯ КОБЫЛА»

А была кобыла Танькой…

Миф что быль. Одна изнанка…

«КОРМЧИЙ ПОСЛУШНО РУЛИЛ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ»

И вдохновенно пел.

Пока не сел на мель.

А те, кто парус раздували,

как хитрецы, конечно, знали,

что гладь воды, как рифм коварство, —

и мель под ней,  и рифов царство.

                                 

«В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ СИЛЬНЫЙ ПОМОГАЕТ СЛАБОМУ,

 «ПУСТЬ ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ» — ДЕВИЗ ВОЛКОВ

«HOMO  HOMINI  LUPUS  EST», —

сильный слабого всё так же ест.

В обществе нашем доминируют стаи,

от крупных хищников до «горностаев».

                       

«БОГАТАЯ СТРАНА И НИЩИЙ НАРОД, И ЭТО НЕЗАВИСИМОСТЬ?»

Реки мелеют,

сер небосвод,

страна богатеет,

нищает народ.

Лозунги реют:

«Независимость!»,

«Равенство!» —

сплошное «брависсимо!»,

сплошное празднество!

Лозунги реют:

«Братство!»,

«Свобода!»

А где же богатство,

благо народа?

«РАЗГОВАРИВАЮЩИЙ БЮСТ И МОЛЧАЛИВЫЙ ЗАЛ

Коль зал молчал,

то тот же бюст колоссом стал.

На глиняных ногах.

Когда упал, —

погиб и зал,

смешав и свой, и бюста прах.

«МАРКС СОЗДАЛ ГЕНИАЛЬНУЮ СИМФОНИЮ. А КТО ЕЁ ИСПОЛНЯЛ?»         

«Ансамблем общественных отношений»

он обозначил суть человека.

В ансамбле же том среди музыкантов

не было Гегелей, Шеллингов, Кантов.

Почти полтора века

исполнители болели  фобией.

На «вершине» их свершений  

звучит злорадно  какофония.            

 «КРАСОТА СПАСЁТ МИР, ЕСЛИ МЫ СПАСЁМ КРАСОТУ»

 

«Спасём красоту, — призывает ООС, —

она же – спасение мира»,

а мир вопит всё тот же «SOS!», —

значит, не звучна ещё наша лира.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.