1. ТУПЫЕ УГЛЫ
В одну тетрадь пришли, как в дом,
Два туповатых братца.
Сто сорок градусов в одном,
В другом – почти сто двадцать.
И смотрят два тупых Угла,
Очки приподнимая,
Как между клеточек легла
Изящная Прямая.
«Мы так тупы, ей не милы» –
Углы вздыхают шумно –
«Наверно, острые Углы
Бывают остроумны…»
***
2. ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРМОТ
Был хорошистом я весь год,
В портфеле жил порядок.
Но вдруг Причастный Обормот
Завёлся средь тетрадок.
Принёс с собою кавардак
И надо мной хохочет.
А с запятыми он никак
Соседствовать не хочет.
Весь класс серьёзен и затих –
Контрольная работа.
Но где набрать мне запятых
Для этого проглота?
Лишь разживусь я запятой
(Ведь я их не ворую),
Как он уже бежит от той
И требует вторую.
Он издевается и рад,
Что я такой несчастный.
Ох, у него еще и брат,
Но тот – Деепричастный…
***
3. МОРЕ ТАПКОВЫХ
Весь класс застыл почтительно,
Склонился над тетрадками.
А я к столу учителя
Иду шагами шаткими.
Спросила Вера Власовна
С улыбкой обаятельной:
«Какое море названо
В честь братьев-открывателей?»
Мой друг обложен картами
И шлёт подсказку чёткую –
В пространстве между партами
Сигналит мне подмётками.
Шепчу с тревогой зябкою
И дрожью под коленками:
«Конечно, море Тапковых.
А может, море Сменкиных?
Похоже, море Кедовых,
Наверное, Кроссовкиных.
Его в волнах неведомых
Открыли братья ловкие.
За голубыми далями
Есть море Босоножкиных.
Нет, всё-таки Сандалевых.
Нет, кажется, Сапожкиных…»
В журнале двойка твёрдая
За Сменкиных, за Тапковых.
…А где-то плещет гордое,
Седое море Лаптевых.
***
4. СУХОНОСАЯ ОБЕЗЬЯНА
Полчаса учитель строгий
Нас морочил, вот злодей!
Он открыл нам на уроке
Систематику людей.
Вся теория с изъяном,
Потому что педагог
К сухоносым обезьянам
Человека уволок.
Ничего себе биолог!
Поступил нехорошо!
Вынув кости с книжных полок,
Сходство в черепе нашёл.
Зародил во мне вопросы
Подозрительный урок:
Почему я сухоносый?
И зачем тогда платок?
Я, как многие ребята,
Не живу без драк ни дня.
Нос частенько сыроватый,
Даже мокрый у меня.
Мишку, Вовчика, Коляна
И Петра, как ни крути,
К сухоносым обезьянам
Тоже трудно отнести.
Стану я учёным взрослым –
Систематику спасу.
К обезьянам мокроносым
Человека отнесу.
***
5. КВАДРАТНЫЙ КОРЕНЬ
«Как извлечь квадратный корень?» –
Прицепился педагог.
И теперь мы с Вовкой спорим,
Рассуждаем весь урок.
Извлекал я летом репку,
Видел корень под ботвой.
Был он жёлтенький и крепкий.
Не квадратный, шаровой.
Рыжий конус у морковки,
Не подходит и салат.
Непонятно мне и Вовке,
Где же выкопать квадрат.
Бились мы и так, и эдак,
С той и с этой стороны.
И решили напоследок –
Будем гордостью страны.
От исканий не у стали,
Нам и двойки нипочём.
Мы мичуринцами станем,
Нужный корень извлечём.
***
6. ВТОРОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Жил в Европе самобытный
Первобытный человек.
Был он слабый, беззащитный
В свой седой пещерный век.
В мире, каменном и древнем,
Он до бронзовой поры
Сам вытачивал из кремня
И свистки, и топоры.
Иногда смотрел угрюмо
Из-под двух надбровных дуг.
И о чём-то думал, думал,
Наблюдая мир вокруг.
Я и сам в бетонной клетке,
Словно тот неандертал.
И хочу узнать о предке –
Кем он был, о чём мечтал?
Как он жил совсем без двери,
Спал под каменной стеной?
Для кого играл в пещере
Он на флейте тростяной?
Делал куколок из кости
Первобытным малышам.
Эх, махнуть бы к предку в гости
С разговором по душам!
Я силён, я второбытен,
Я не дам ему пропасть!
Только жаль, к нему в обитель
Никогда мне не попасть…
***
7. «КАТИТ» и ГИПОТЕНУЗА
Я солидный умный школьник,
Вся в науках голова.
Мы проходим треугольник,
Знаем сложные слова.
Сторона – гипотенуза,
«Катит» рядышком прилёг.
Как он катит? Возит грузы?
Но в тетради нет дорог!
«Катит», я подумал веско,
Не кружок и не овал.
И колёса я отрезку
От души нарисовал.
Получилось очень мило –
Треугольник-грузовик.
Только двойка прикатила
Почему-то в мой дневник.
И сказал сердито: «Хватит!»
Наш спокойный педагог.
Оказалось, в слове «катет»
Безударный вредный слог.
***
8. ПРИКРЕПИЛИ
Вчера на собранье решали
Со мною серьёзный вопрос.
Шипели, ворчали, жужжали.
Я к парте от шума прирос.
«Не знаешь ты трижды четыре,
Ты самый отсталый у нас.
И тащит тебя на буксире
Хороший ответственный класс.
Один ты такой бестолковый,
Не знаешь азов и основ.
Тебя мы прикрепим к Смирнову,
Пускай тебя тянет Смирнов!»
Смирнов, этот нудный ботаник,
Задрал свой веснушчатый нос.
Но как же меня он потянет?
И где раздобудет он трос?
Прикрепят меня почему-то.
Приклеют, прикрутят, но как?
Ведь я разорву эти путы,
Как римский свободный Спартак!
Я вмиг откреплюсь от Смирнова,
Не буду цепями зажат.
Пускай собираются снова,
И снова шипят и жужжат.
***
9. ВИЗГОТЕКА в ПЕРВОМ КЛАССЕ
Март лучами небо красит,
Ждут каникулы ребят.
И от счастья в первом классе
Все отчаянно визжат.
Визготека, визготека
С каждым часом всё смелей,
Загнала в библиотеку
Восьмерых учителей.
Распорядок школьный руша,
Разлетелась вверх и вниз.
И директорские уши
Не выдерживают визг.
Даже завучу управу
Не найти на малышей.
Визги слева, визги справа
И в пролётах этажей.
Завуч ринулась в аптеку,
У неё с утра мигрень.
Визготека, визготека
В нашей школе целый день!
Прибежали мамы-папы
И один сердитый дед.
Может, деткам сделать кляпы
Из пирожных и конфет?
Не надейтесь, что для взрослых
Вдруг наступит тишина.
Очень просто, очень просто –
Приближается весна!
***
10. ШКОЛЬНАЯ ОСЕНЬ
Смотрят в класс верхушки сосен,
С нами правила твердя.
А в стекло стучится осень
Дробью мелкого дождя.
Сыплет каплями ненастье,
Школьный двор давно промок.
Сочинение про счастье
Пишем мы второй урок.
Твой портфель у парты брошен
И бочком уткнулся в мой.
Я хочу деньком хорошим
Проводить тебя домой.
Ветер ноты, как живые,
Выдувает на трубе.
Я пишу сейчас впервые
Сочиненье о тебе.
Облака порвались в клочья,
В небе носятся гурьбой.
Протянулись многоточья
Между мною и тобой.
Закрутилась в беспорядке
Разноцветная листва.
И застенчиво в тетрадке
Зарождаются слова.
Восклицания и точки
Ставит дождик на окне –
Осень тоже пишет строчки
О тебе и обо мне…