Константинов А.П. — Статья «Радиофобия»

Александр Константинов – к.т.н., профессор Российской Академии естествознания

РАДИОФОБИЯ – НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИИ

Представим такую ситуацию. Вы заходите в гастроном с намерением купить бутылку водки. А возле отдела с напитками стоит солидный человек с лейблом на пиджаке: «Доктор медицинских наук, профессор имярек». С укором глядя на вас, он произносит:

— Товарищ, вы не правы. Я авторитетно заявляю:  лучше купить не водку, а сок. Во-первых, сок полезный, а водка – вредная. Во-вторых, сок вкусный, а водка горькая. И в-третьих – сок дешевый, а водка – дорогая. Вы согласны со мной или хотите что-то возразить?

Два вопроса:

—         прав ли профессор?,

—         повлияет ли его речь на ваши намерения?

Вам стало смешно? А между тем именно так в России пытаются бороться с радиофобией. И с тем же результатом.

Дело в том, что рациональное объяснение помогает устранить чувство страха, но совершенно бесполезно в случае фобий. Эти два чувства часто путают, отсюда и нулевой результат. А иногда – хуже, чем нулевой.

Между тем радиофобия в России – это не только психологический, это серьезный экономический фактор. Глухая неприязнь населения «атомных» городов и даже значительной части персонала атомных предприятий ко всему, что связано с радиацией; неодобрительное отношение к вновь строящимся атомным объектам; нежелание молодежи устраиваться на работу на радиационно-опасные производства; повышенная заболеваемость людей, подверженных радиофобии (достаточно вспомнить Чернобыль); антиядерное движение, — все это имеет денежный эквивалент.

Прежде, чем пытаться бороться с радиофобией, необходимо уточнить природу фобий вообще. И в первую очередь – выяснить, чем же фобия отличается от чувства страха. Лучше всего показать это на конкретных примерах.

У жившего около ста лет назад американского писателя Амброза Бирса, высочайшего мастера жанра психологического триллера, есть небольшой рассказ «Человек и змея». Суть его имеет прямое отношение к нашей теме.

Молодой, богатый, здоровый и эрудированный человек по фамилии Брайтон заночевал в гостях в особняке у своего приятеля – ученого, доктора Друринга. А надо сказать, что доктор Друринг был большой коллекционер всяких гадов типа змей и жаб. Так вот, лежит наш Брайтон на диване и хихикает над книжкой, в которой пишут всякую чушь. Вроде того, что змеи обладают магнетическим взглядом, который способен притянуть к себе жертву. И та беспомощная погибает жалкой смертью, будучи укушенная сей гадиной. Тут Брайтон вдруг замечает в полутемном углу комнаты две светящиеся точки. Он присматривается и видит, что это огромная змея, свернувшаяся клубком; а светящиеся точки — ее злобные глаза.

Брайтон осторожно слезает с дивана и собирается отойти от змеи подальше, чтобы выйти из комнаты; но ноги его тяжелеют. Он с трудом поднимает ногу, и, глядя в пылающие злобой глаза змеи, пытается сделать шаг назад…но против своей воли делает шаг вперед, ближе к змее. Он делает еще несколько шагов вперед, падает, разбивает себе лицо и ломает нос. Изо рта его идет пена и он ползет… вперед, навстречу злобным змеиным глазам. Наконец он умирает от разрыва сердца.

Доктор Друринг с женой, сидевшие в библиотеке, слышат оглушительный вопль. Они бросаются в комнату гостя и видят лежащего ничком на полу мертвого Брайтона, голова и руки которого прячутся под кроватью. Лицо мертвеца перепачкано кровью и пеной, раскрытые глаза почти вышли из орбит.

Доктор ничего не может понять, случайно заглядывает под кровать и вытаскивает оттуда… змеиное чучело; вместо глаз в голове у него были две блестящих пуговицы.

Талант писателя позволил Бирсу психологически точно описать чувство  п а н и ч е с к о г о   с т р а х а. Такой страх идет не от угрожающей внешней ситуации, а изнутри, из древнейшей части нашей психики – подсознания. Действительная опасность может быть нулевой, но это неважно. Человек может быть умным и образованным – от этого не будет проку, если мозги не включаются, если работает не разум, а более сильное, более древнее чувство – эмоция с  т р а х а.

От панического страха погибает большая часть жертв кораблекрушений. Известный французский врач А. Бомбар изучил многочисленные случаи кораблекрушений и написал книгу «За бортом по своей воле». В ней он неопровержимо доказывает, что большую часть людей, оставшихся на шлюпках и плотах после гибели корабля, убивает не голод и не жажда. Их убивает паника и страх за свою жизнь.

Другой врач, Х. Линдеман, проверил эту гипотезу на себе. До него более  ста  экстремалов из  разных  стран  пытались  переплыть  Атлантический океан в одиночку на резиновой лодке. Все они погибали. Линдеман понял главное: самым хрупким звеном в этих условиях является психика. И он долго готовился к этому путешествию, используя аутогенную тренировку. Линдеман остался жив после этого уникального путешествия и смог донести до нас доказательство смертельной опасности панических страхов.

Но вот что интересно. Паническим страхам совершенно не подвержены дети. В отношении  н а с т о я щ е й  опасности их психика очень уязвима. Но зато воображение ребенка не способно многократно умножать степень опасности. Об этом пишет наш известный экстремал Андрей Ильичев:

«Есть статистика, что во время кораблекрушений 97% людей погибает от моральных факторов. Спасатели нередко находят в шлюпках воду, теплую одежду, еду и… трупы, а еще сумасшедших людей . А вот, скажем, дети младше 10 лет в таких катастрофах не погибают, выживают, потому что у них психология другая, а крепкие здоровые мужики первыми ломаются и сходят с дистанции».

Итак, мы имеем дело с очень сильным чувством, способным не просто привести  к нервному стрессу – способным убить человека. Это не просто страх. В бою, например, бывает  о ч е н ь  страшно. Но в бою от страха никто не умирает. Мы же имеем дело с паническим страхом. Если он продолжается долго, то может перейти в хроническую болезнь:  ф о б и ю.

Именно фобия (точнее, радиофобия) являлась главной (не единственной, но главной) причиной многочисленных заболеваний многих ликвидаторов (хотя и не всех). Радиофобия сильно подорвала здоровье только у тех ликвидаторов, которые не были атомщиками-профессионалами.

Здесь очень важно понять, с каким страшным врагом мы сталкиваемся в лице фобий. Это самый настоящий «психический рак». Ведь человек, страдающий фобией, не может контролировать свои мысли, его поведение контролируется подсознанием.

Вот что говорит по этому поводу известный психотерапевт и гипнотизер Брайан Роут:

«Фобии – это иррациональные страхи. Если к ситуации можно отнестись по разному, то человек, страдающий фобией, непременно выберет наихудший вариант. Если убеждать человека, страдающего фобией, апеллируя к его логике и сознанию, то позитивных результатов не добиться».

В этой связи становится понятным, насколько безграмотными были действия многих врачей в отношении ликвидаторов. Слова: «У вас радиофобия» эти больные люди воспринимали чуть ли не как обвинение в симуляции.

Большинство ликвидаторов – это  д е й с т в и т е л ь н о  больные люди; и  оттого, что их болезни носят психосоматический характер, им не легче. Ведь известно, что  б о л ь ш а я   ч а с т ь  л ю б ы х   б о л е з н е й  носит психосоматический характер. Но это не означает, что эти болезни не надо лечить. Это означает лишь одно: лечить надо не только тело, но и душу. Но заниматься этим должны специалисты, т.е. психотерапевты.

Другое дело, что на всю Россию психотерапевтов не хватит. Что же делать? Ведь если не делать ничего, пустить все на самотек, то результаты могут быть плачевными: даже в спокойные времена, не в Атлантическом океане

и не в период аварии. Так, несколько лет назад наши ученые провели анкетирование жителей разных территорий – радиационно загрязненных и чистых (см. статью «Субъективная оценка населением радиационного риска / М.Н. Савкин, Н.И. Шандала. «Гигиена и санитария», 1999. — №1. – с. 37 — 40). Целью этих исследований было понять: а насколько сильно вредят здоровью чрезмерные опасения по поводу этого самого вреда? Оказалось, что такие опасения, т.е. радиофобия, приводят к ухудшению состояния здоровья в среднем на 30 — 80%. Это гораздо, более сильное влияние, чем влияние самого факта проживания на территории, загрязненной радионуклидами.

Теперь мы можем перейти к ответу на вопрос «Что делать?». Но прежде попробуем выяснить, почему радиофобия расцвела таким пышным цветом именно в России.

В свое время в Соединенных штатах задались вопросом: а как нужно поступать властям, чтобы у населения не было радиофобии? Чтобы население не выступало против размещения АЭС и других опасных объектов в своих городах? В результате родился очень любопытный документ: «Руководство по налаживанию диалога между ведомствами и сообществами, подвергающимися риску».

Оказывается, любой обычный человек – хоть русский, хоть француз, хоть американец – н и к о г д а  не воспринимает опасность такой, какова она есть. Эмоции  в с е г д а  перевешивают разум. И уровень приемлемости риска (либо, наоборот, чрезмерных опасений) определяется следующими десятью условиями:

1) добровольность риска: люди не любят риск по принуждению, навязанный риск всегда воспринимается хуже (скажем, добровольный риск от курения гораздо опаснее, чем риск проживания вблизи АЭС, но воспринимается человеком легче);

2) возможность контроля риска: люди не любят чувствовать себя беспомощными перед лицом неуправляемой опасности, от которой они не могут защититься (например, риск от аварии для пассажиров самолета намного меньше, чем от аварии для пассажиров автомобиля, но воспринимается он тяжелей);

3) соблюдение законности и справедливости: справедливое вознаграждение, распределение льгот за повышенный риск примиряет людей с необходимостью рисковать. Например, работа АЭС приносит выгоды всему обществу, а риску подвергаются в большей степени те, кто проживает вблизи станции. Но в случае наличия льгот такой риск воспринимается как приемлемый. Еще более яркий пример: в периоды проведения интенсивных испытаний ядерного оружия  население почти  всех  штатов США  выступало против этих испытаний. Исключение – население штата Невада, где и проводились испытания. А причина очевидна: из федерального бюджета штату Невада ежегодно перечислялось около 1 миллиарда долларов для компенсации возможного ущерба;

4) доверие к источнику информации: негативное отношение к опасности усиливается, если людей пытаются ввести в заблуждение либо скрыть от них сведения (например, под предлогом секретности);

5) этический момент: степень опасности оценивается тем выше, чем менее нравственным представляется действие, явившееся ее причиной (например, радиоактивное загрязнение окружающей среды всегда воспринимается как безнравственное, поскольку при этом страдают в том числе и дети; с другой стороны, вера людей в необходимость работы в опасных условиях существенно снижает восприятие опасности профессионалами);

6) естественность или «рукотворность» опасности: естественная опасность, например, от стихийных бедствий, представляется более приемлемой (например, опасность землетрясения в сравнении со взрывом в результате террористического акта);

7) обыденность: в необычной опасности видят большую угрозу, чем в уже известной (люди меньше боятся привычных опасностей – курения, наркотиков, опасных видов спорта, грабителей);

8) субъективные пугающие ассоциации (так, радиация ассоциируется со взрывами атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки, раковыми заболеваниями, рождением детей-уродов);

9) доступность восприятию: невидимая, неслышимая и неосязаемая опасность, не имеющая вкуса и запаха, рождает больший страх;

10) изученность опасности делает ее более приемлемой.

Очень часто вышеуказанные условия применительно к радиационной опасности не соблюдаются.

Конечно, сегодня не чернобыльские времена, когда нарушались все 10 указанных принципов. Многое изменилось к лучшему. Но по-прежнему мало что делается для соблюдения 7-го принципа: для большей части нашего населения радиация по-прежнему остается экзотикой, терра инкогнита. Происходит так потому, что вся работа с населением в этой области у нас сводится к абы какому образованию и убогому просвещению  в з р о с л о г о  н а с е — л е н и я. А это малоэффективно. Поэтому в нашем сознании пропорции опасностей искажены. Когда нет базовых знаний, работают эмоции. И поэтому взрослый человек (тот же ликвидатор) послушает, почитает, головой покивает, а сам после этого пойдет «выводить радионуклиды» русским народным способом. И чем больше убеждать человека в безвредности (а тем более полезности) радиации, тем острее будет отторжение им такой информации.

Мне приходится часто участвовать в проведении семинаров и курсов повышения квалификации по радиационной безопасности. На таких занятиях всегда  интересно  выяснить  мнения,  мысли  людей  (в  том числе  и людей «с улицы»). И знаете, какой ход мыслей у обычного человека в самом начале занятий? Примерно такой: «Расскажи мне скорей о радиации. Давно хотелось все узнать из первых рук! Но… но если ты мне расскажешь не то, чего я жду – я тебе не поверю». А чтобы изменить сложившееся мнение, требуется огромное количество учебных часов – не менее 10-12!

Гораздо эффективнее начинать радиационное воспитание детей со школьных лет. Ведь не боимся же мы рентгена, потому что он нам знаком с детства. А суть-то его та же самая, что и гамма-излучения.

Здесь есть еще один важный психологический момент. Человек так запрограммирован природой, что он должен получать определенную порцию эмоций. В том числе – эмоций страха. Если  хотите, часто людям   п о д с о з —

н а т е л ь н о   н р а в и т с я   б о я т ь с я. Отсюда и наша любовь к «ужастикам», триллерам. И если человеку не хватает каких-то эмоций в жизни, он неосознанно будет их искать. А радиация – это очень подходящий объект для страха. Ведь больше всего мы боимся того, чего не знаем, чего не видим и не осязаем, и того, что не можем отвести.

Эту мысль можно проиллюстрировать сценкой из мультфильма про котенка по имени Гав. Может быть, кто-то помнит его сюжет. Там котенок сидит на чердаке во время грозы и дрожит от страха. К нему подходит щенок:

—         Ты чего дрожишь?

—         Так ведь страшно! Вон – молния сверкает, гром гремит.

—         Тогда пойдем отсюда скорей, спрячемся в подвале.

Спустились в подвал. А через какое-то время котенок говорит:

—         Пойду опять бояться на чердак. Здесь бояться неинтересно.

То, что на самом деле людям – на подсознательном уровне – нравится бояться радиации, подтверждает опыт коммерческих фирм, пытавшихся сделать бизнес на продаже дозиметров. Спрос на них оказался мизерным. Более того, люди не хотят брать дозиметр даже напрокат (см., например, АиФ, 2005, № 24).

Отсюда становится понятным очень важный момент. Оказывается,  р а- д и о ф о б и я  — э т о  с о в е р ш е н н о  естественное явление. И чтобы ее не было, необходимо прилагать усилия.

Вот теперь мы можем перейти к ответу на вопрос: что делать, чтобы у нас исчезла массовая радиофобия?

Очевидно, что в идеале самый эффективный подход должен включать радиационное воспитание, обучение и просвещение. Причем воспитание и обучение – с детского возраста, как это делается во Франции. А просвещение взрослого населения – постоянное и систематическое.

Делается ли это в России? Увы нет, за очень немногочисленными источниками (например, на высоком уровне поставлена работа с общественностью в г.Озерске и г.Северске).

Что можно предложить? Еще раз подчеркнем: в условиях отсутствия базовых знаний в области радиации у большей части населения никакие научные публикации, никакие рациональные убеждения не работают. Человек «голосует сердцем» — естественно, в пользу радиофобии.

Единственно возможный выход – это популяризация. Подача информации в научно-популярной форме, причем, в форме способной затронуть не только разум, но и эмоции человека. Именно в такой форме автор в течение 10 лет проводит семинары по теме «Радиационная безопасность». Но у семинаров есть большой минус: ограниченное число слушателей; это не массовый метод.

С учетом всего вышеизложенного автор несколько лет назад задумал подготовить и издать научно-популярную книгу по радиации. Самым сложным моментом было понять: а как адаптировать книгу к людям, не имеющим ни базовых знаний, ни опыта работы с ионизирующими излучениями. И как сделать так, чтобы в то же время книга не показалась примитивной для специалистов в области радиационной гигиены?

Этот вопрос удалось решить сравнительно недавно. Пробный тираж такой книги был выпущен издательством Новоуральского государственного технологического института (прежнего МИФИ-2): Константинов А.П. РАДИАЦИЯ (Серия «Занимательная экология без завирательной мифологии». Книга 2). – Новоуральск, – изд-во НГТИ,  2005 г. – 240 г.

Книга написана простым, доступным языком. Практически отсутствуют формулы, зато много иллюстраций (23 рисунка). Много «шуток юмора» и живых примеров, в том числе из опыта работы автора. «Изюминкой» книги является ее построение по принципу «Миф – опровержение». Это не скучный учебник: книга позволяет легко, без напряжения освоиться в новой области знаний почти любому человеку. И, кстати, данная статья является несколько переработанной одной из глав книги.

В настоящее время книга издана мизерным тиражом.        Учитывая, что почти весь первый тираж книги разошелся, автор обращается к заинтересованным организациям с предложением о дополнительном издании книги. Если проблема радиофобии для вас актуальна – попробуем решить ее вместе.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.