Первых учителей не забывают!

Первая учительница на всю жизнь остаётся единственной. Первых учителей не забывают. Они на всю жизнь оставляют добрый след в нашей памяти.

Моей первой учительницей была моя родная бабушка Вера Андреевна Моисеевич.

К тому времени, когда мне исполнилось семь лет, и я должна была идти в школу, бабушка набирала первоклассников. Я попросила своих родителей, чтобы они записали меня в первый класс к ней. Так я стала ученицей Веры Андреевны, моей бабушки, которую в школе я называла только по имени- отчеству. Ученики в классе долго не знали, что я – её внучка. Вера Андреевна не выделяла меня никогда, требовала по учёбе с меня больше, чем с других учеников. По крайней мере, мне так тогда казалось.

Вера Андреевна проработала в школе учителем начальных классов сорок восемь лет. Она – Отличник народного образования, у нее много Почётных грамот и благодарностей, есть знак «Победитель социалистического соревнования» 1974 года с печатью Министерства просвещения РСФСР. О ней не раз писали в газете «Свет Ильича».

Вера Андреевна решила стать учительницей, когда ещё сама училась в начальных классах. Она с большой теплотой рассказывала мне о своей первой учительнице, о том, как в трудное послевоенное время они после окончания учебного года ходили на экскурсию за город в бор, как ловили в лужах головастиков, любовались первоцветами, играли в мяч, в лапту. Вот тогда-то и зародилась у неё мечта учить маленьких детей.

В городе Болотное Новосибирской области, где жила тогда бабушка, было педагогическое училище. Хорошо закончив его, она была направлена учителем начальных классов в одну из школ этого города. Так началась её педагогическая деятельность. Но в школе в это время не было учителя музыки, а так как моя бабушка была комсомолкой и самой молодой из коллег, то ей поручили ещё вести уроки музыки и заниматься с хором. Так, что несколько лет подряд бабушка проводила почти всё своё время в школе с утра и до вечера. В первую смену – в классе, во вторую – уроки музыки, а между сменами – занятия с хором. Бабушка сама потом удивлялась, как она всё успевала.

В школу пригласили баяниста – преподавателя музыкальной школы. И вот они вместе с Верой Андреевной организовали большой хор из музыкально одарённых детей, в котором насчитывалось около ста ребят. Всем сшили красные пилотки, белые рубашки мальчикам и белые фартуки девочкам. В репертуаре были пионерские и русские народные песни. Хор несколько лет завоёвывал призовые места. А когда после восьми лет работы, бабушка уже с семьёй переезжала в город Юргу, руководство школы сожалело, что уезжает учитель, которому удалось сделать для школы немало хорошего и благодарило бабушку за её труд.

Остальные сорок лет своего педагогического труда Вера Андреевна работала учителем начальных классов в одной и той же школе №14 города Юрги. В этой школе ей было присвоено звание «Отличник народного просвещения».

Коллеги по работе очень хорошо отзывались о её труде через городские газеты, писали, что Вера Андреевна вела детей в удивительный мир знаний и открытий. Она учила их добру, справедливости, воспитывала привычку неустанно трудиться. Работала Вера Андреевна без второгодников. Уроки её – образец чёткости, продуманности, логической законченности каждой части. Классы Веры Андреевны представляли собой дружный и сплочённый коллектив. В её отношении к детям много сердечности, тепла и поистине материнской заботы о каждом ребёнке. И ученики отвечали ей любовью и уважением. На каждый урок Вера Андреевна шла с чувством большой ответственности и тщательно подготовленной. Преданность делу, влюблённость в свою работу душевная отзывчивость Веры Андреевны  вызывали огромное уважение не только её коллег, но и родителей.

Есть в нашем городе семья Федюкиных. Так вот, Вера Андреевна учила в начальных классах двух их сыновей: сначала Андрея, потом через три года Олега. Сейчас – это взрослые люди, оба с высшим образованием. А когда у Андрея подрос сын Илюша, отец решил, что сын его будет учиться только у его первой учительницы. И хотя Илюша по микрорайону должен был обучаться в другой школе, отец привёл его к Вере Андреевне, своей первой учительнице. И так получалось несколько раз. Сначала родители учились у моей бабушки, потом их дети.

Большую общественную работу все сорок лет проводила Вера Андреевна как внештатный инспектор при управлении образованием микрорайона школы № 14 по охране прав детства, участвовала в судьбе детей, лишённых родительского надзора.

Многие дети, родители которых были лишены родительских прав, став взрослыми, встречаются с Верой Андреевной и сейчас, как родные. Им есть, что вспомнить и о чём поговорить. Они благодарны за то, что в их нелёгкой судьбе принимал участие добрый, понимающий человек.

Самоотверженная трудовая деятельность и человечность служили примером для всех, кто занимался и занимается воспитанием и обучением детей.

Сейчас Вера Андреевна на заслуженном отдыхе, ей семьдесят лет.

Мне хочется поделиться своими личными воспоминаниями ещё не столь далёкого времени, когда я сама училась у своей бабушки в начальных классах и была практически постоянно с ней и в школе и дома; воспоминаниями из моей жизни, в которой большое место занимала моя бабушка и первая моя учительница.

«Может быть, всё было не совсем так, как говорили взрослые о моей бабушке – думала я, когда писала эти строки. Может быть, взрослым людям свойственно всё и всегда преувеличивать?»

Но я сама уже взрослый человек и понимаю, что это не преувеличение, а большой, упорный труд и любовь к своей профессии, и хочу рассказать обо всём, что запомнила, что осталось у меня в памяти и никогда не забудется. Сейчас я прекрасно понимаю, что это были самые лучшие годы в моей жизни, самые незабываемые, самые счастливые и радостные. Понимаю: в том, что мне запомнились именно эти годы моего детства, большая заслуга моей любимой первой учительницы.

Но ведь не родилась же она таким человеком, к которому все тянутся, которого все уважают, который многое знает и умеет?

В детстве я многого не понимала, а сейчас для себя сделала вывод, что этот человек не только талантлив, но он и также много работал над собой, занимался самообразованием, учился у своих коллег, у выдающихся педагогов.

В библиотеке у бабушки много книг посвящённых проблемам воспитания молодёжи. Некоторые из них я перелистывала, читала. Из этих книг мне знакомы такие имена выдающихся учёных и педагогов, как: К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ж.Ж. Руссо, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, С.Л Соловейчик, В.Ф. Шаталов. Значит, бабушка многому у них училась, если их высказывания, статьи, беседы были у неё всегда в памяти. А их книги, как говорят, были настольными.

Читаю, например: «Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё»; «Игра не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение»; «Игра будит ум и воображение».

И, сразу вспоминаю, как много играла с нами – учениками наша первая учительница. Мы играли не только на переменах в подвижные игры, но играли и на уроках. На математике мы играли в почту, магазин и другие учебные игры. Нам разрешалось приносить свои любимые игрушки.

А кукол мы рисовали сами, одевали их в бумажные платья, которые сами же и конструировали. У нас в классе были шашки и шахматы, игра «хоккей», играли все, кто во что хотел. Ну а что нужно ребенку, чтобы он мог жить яркой, красочной, разнообразной жизнью? Что может пробудить в ребёнке различные чувства, дать толчок его мыслям, наполнить всё его существование приятным, увлекательным содержанием? Конечно, игрушка, игра. Сто раз была права наша учительница, когда придавала такое большое значение игре, как на уроках, так и вне уроков.

Или ещё читаю в книгах о воспитании: «Как научить любить прекрасное?», «Прекрасное пробуждает доброе». Понимаю, как это верно сказано и переношусь мыслями в детство, в свой любимый класс, к своей учительнице. Она много для этого делала, учила любить прекрасное и правильно понимать его, учила нас наслаждаться тем, что действительно прекрасно. Наша учительница понимала, что ни один учебник по силе воздействия не может стать в один ряд с хорошей художественной книгой, музыкой, живописью, театром. Наверное, поэтому мы много читали хороших книг после уроков, и никто не торопился идти домой. Мы были частыми гостями нашего городского музея изобразительного искусства, ходили на спектакли и в кино, участвовали в школьном хоре, выступали с концертами перед родителями, разучивали танцы, сами ставили небольшие пьесы и инсценировали рассказы, стихи, делали выставки рисунков и поделок.

Любили мы с нашей первой учительницей ходить на экскурсии в парк. Ходили и осенью, возвращаясь с букетами красных, жёлтых, лиловых, золотистых листьев клёна, и зимой, чтобы полюбоваться чудесной зимней природой и щебетанием птиц, и весной, чтобы наблюдать, как всё вокруг оживает. Это было очень интересно, увлекательно, а самое главное познавательно. Я, например, помню всё, как будто это было вчера.

А однажды зимой (это было в третьем классе), вечером было очень тепло. Шёл мелкий мокрый снег. Он быстро таял на лицах, на одежде прохожих. Деревья тоже стояли мокрые, тёмные. А утром, когда я проснулась и посмотрела в окно, я была удивлена и очарована. Перед моими глазами предстала другая картина. За ночь выпало много снега. Он был везде: на земле, деревьях, пеньках, скамейках. Волшебница-зима всё вокруг изменила, всё раскрасила в белые краски. Природа преобразилась и приняла сказочный вид. Такой зимней красоты я ещё никогда не видела. Я всё смотрела и смотрела, но мало находила слов, чтобы сказать об этой красоте. Помогла нам Вера Андреевна. Когда мы пришли в школу, она сказала, что нельзя пропускать встречу с великолепием зимней природы, и мы пошли в школьную рощу. Там мы сначала молчали, любовались природой, заворожённые её красотой. Потом Вера Андреевна спросила: какими красивыми словами можно сказать о каком-то дереве, с чем сравнить его красоту? Мы отвечали, опять наблюдали, сравнивали, и вспоминали стихи.

А на уроке русского языка стали писать сочинение о зимней красоте леса, которая очаровала нас. Своё сочинение я сохранила. Я писала, что русская природа красива во все времена года, но особенно красива она бывает зимним утром, когда все деревья покрыты пушистым белым инеем, как серебром. Они стоят в царственных жемчужных белых нарядах. Как будто волшебник перевил каждую веточку тонкими нежными нитями или накинул на деревья ажурные вологодские кружева.

Берёзы надели свадебные платья и стоят как невесты. Тонкие веточки берёз нарядились в лёгкие изящные кружевные вуали.

Раскидистые клёны образовали большие белые сказочные шатры. Замерли такие клёны-шатры, боятся скинуть свой волшебный наряд.

Маленькие ёлочки-подружки принарядились в белые тёплые шубки и мягкие снежные варежки. Стоят, как снегурочки, не шелохнутся, точно заколдованные.

А какая тишина кругом! Кажется, что лес дремлет. Ничто не тревожит великолепие зимней природы, все боятся нарушить эту красоту. Но если заденешь нечаянно веточку, с неё посыплются хрустальные снежинки. Воздух свежий, тонкий, дышится легко.

Хочется смотреть и любоваться этой необыкновенной красотой и волшебным сказочным видом бесконечно!

А как мы любили уроки труда! Каждый раз было что-то новое. То мы лепили, то шили по выкройкам зверюшек, то делали из бумаги парашюты и самолёты, а потом проводили испытания. Наша учительница старалась, чтобы мы были всегда чем-то заняты, она, наверное, хотела, чтобы мы были теми «муравьями», которые всегда заняты, чтобы мы что-то катали, носили, складывали, делали, и всегда помогала нам во всех делах. Уместно вспомнить здесь народную мудрость: «Учись доброму, так худое на ум не пойдёт».

Я помню, перед тем, как уходить не летние каникулы, Вера Андреевна, сказала, что мы можем так же интересно проводить время в своём квартале, и чтобы мы подумали о том, что мы можем сделать для жителей нашего квартала. Мне это очень запомнилось. Ребята из нашего двора меня поддержали. И мы решили выступать перед жителями нашего дома с концертами. Работа закипела. Помню, как мы рисовали и вывешивали красочные объявления, когда состоится наш концерт, как приносили из дома табуреты, чтобы усадить всех желающих посмотреть наше выступление. И все эти действия поощряла моя бабушка – первая моя учительница. Летом на асфальте мы устраивали конкурсы на лучший рисунок мелками. Участниками были от самых маленьких ребятишек до взрослых детей.

Мне интересно было учиться в школе и в старших классах, но именно начальная школа запомнилась мне больше всего.

Я рассказала далеко не всё, что подтверждает моё глубокое убеждение в том, какое большое значение имеет в жизни детей встреча с человеком, любящим своё дело, умеющим дарить другим ласку и добро.

Таким человеком стала для меня и моих друзей по классу моя первая учительница Вера Андреевна Моисеевич, МОЯ ЛЮБИМАЯ БАБУШКА.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.