Герой Советского Союза — вождь ирокезов

1. ЮБИЛЕЙ ЕХРО-67
Эта почти фантастическая история о советском герое войны, ставшем вождем ирокезов в Канаде, началась лет сорок тому назад. В мире женской моды царила в те годы самая тощая девочка всех племен и народов англичанка Лесли Хорнби по кличке Твигги — «тростинка». Девчушка поработала топ-моделью всего-то ничего, но ее анормальный физиологический облик обрек несколько поколений женщин всего мира на чудовищные муки голода. Мы, сверстники Твигги, называли ее «ходячей мумией».

предполагаемый портрет Ивана Даценко

предполагаемый портрет Ивана Даценко

По большому счету, исторический период, о котром и речь тут, был периодом всемирного застоя. Или, как говаривали, — эпохой «всеобщего застолья». В рамках глупо изобретенной советскими коммунистами теории «мирного сосуществования» росло и ширилось «мирное соревнование» двух непримиримых социальных систем. И — как один из промежуточных итогов завуалированного жестокого противостояния не на жизнь, а на смерть — 27 апреля в Монреале открылась Международная выставка ЕХРО-67. На кино- и телеэкранах того времени наступила эпоха цветного изображения и по обе стороны невидимой демаркационной линии двух миров шумно стряпались бесконечные веселенькие мюзиклы, новогодние ночи, карнавалы и вестерны. По коммунистической теории даже как бы и сам общественный конфликт внутри социалистической системы смягчился. Выходило так, что не «коренные противоречия» корежили всесоюзное коммьюнити, а некая условная борьба «лучшего с хорошим». Тогда-то на Экспо-67 в Монреаль впервые в массовом количестве прибыли за рубеж советские люди… Глубокие стратеги идеологических войн и ученые-тактики плановой и внеплановой экономики продумали все до мелочей, включая всяческую выгодную подачу некоих преимуществ насмерть соревнующихся соцаильно-экономических формаций. Шестьдесят две страны, включая провинцию Квебек, были представлены на выставке. Для такого дела в русло реки Св. Лаврентия всадили 28 ммиллионов тонн скальной породы, создав рукотворное чудо — искусственный остров Нотр-Дам (Наша Дама).


В потрясающей воображение и величайшей в мире ячеистой сфере из стекла и дюраля разместилась экспозиция США… Теперь в шаре находится монреальский музей «Вода». В павильоне Франции, сооруженном в виде мощного белоснежного парусника с 1993 года функционирует казино «Монреаль». В павильоне напоминающем расправленные крылья взлетающей птицы Советский Союз нахваливал свое тяжелое машиностроение и космонавтику. Павильон создавали отец Андрея Макаревича, Ю.Шалаев, В.Колейчук и др. Достижения бывшего Великого Союза осмеиваются нынче не в меру веселыми комментаторами, а его «монреальский павильон» называется «Москва» и под номером 70, пятнадцать лет спустя, был установлен на ВДНХ, а затем на ВВЦ. Всего на «ЕХРО-67» было сооружено 850 выставочных павильонов. В довершение ко всему, на той стороне реки Святого Лаврентия, если смотреть из даунтауна, поражали воображение воздвигнутые здесь футуристические жилые здания с квартирами в два этажа, как бы играючи собранные из детских кубиков. Здания и по сию пору стоят здесь, но жилье в них дорого и по отзывам некоторых жильцов недостаточно комфортно. В ходе выставки Великобритания горделиво хвасталась битлсами и паровозом Уатта. Таиланд выставил костяные и золоченые аксессуары буддизма. Иран представлял водку и различные сорта вин в пиалах из чеканного серебра. Тунисцы дружно плясали на цветных коврах ручной работы. Италия шокировала мир павильоном «Поэзия». Квебек отличился на теме пропаганды кабана-сукры. Чехословакия представила всевозможные виды блистающей бижутерии. Канада усиленно рекламировала пестрые перья представителей «первой нации», трухлявые тотемные столбы и початки маиса-кукурузы в глиняных мисках. ООН – международные награды и свои почтовые раритеты. На открытии выставки десятка два бойких девчушек-куколок в шиньонах, белых мини-юбчонках из лавсана и в сомбреро, широко расставив ноги под музыку (т.е., «раскорячившись» и «расшеперившись»), ловко вихляли бедрами на фоне аршинных фанерных буковищ Е Х Р О — 6 7. Как становится ясно, это тоже был один из способов доказательства преимуществ капитализма над социализмом. Среди почетных гостей выставки присутствовали королева Соединенного Королевства Елизавета Вторая, вдова убиенного в 1961 году президента Джона Кеннеди — Жаклин, вышедшая замуж за греческого мультмиллионера г-на Онасиса, брат Джона — Роберт – сенатор от штата Нью-Йорк, премьер-министр Канады господин Лестер Пирсон, чьим именем назван аэропорт в Торонто, «золотой» трубач Дюк Эллингтон и другие знаменитости. Всего: 50 миллионов визитеров! В том числе сорок выпускников Кадетского корпуса разных лет, приурочившие свой первый сьезд в том году в Монреале. Обалделый от обширной и шикарной аудитории, от шума-гама и от обилия флагов расцвечивания французский президент — старенький боевой генерал-антифашист — Шарль де Голль не нашел ничего лучшего, как выкрикнуть в разгоряченную толпу бессмертный лозунг «Да здравствует свободный Квебек!». Это было так странно, потому что в те времена даже индейцы в резервациях были спокойнее и миролюбивее. Чем сейчас. Состав советской делегации был весьма непрост – партийные деятели, народные депутаты, герои войны и труда. Правительственную делегацию возглавлял первый заместитель председателя Совета Министров СССР Дмитрий Полянский. С ним – Опера Большого театра, около двухсот артистов, заслуженных деятелей культуры. В числе побывавших в те незабываемые яркие дни в Канаде и в Монреале был и советский горец с мировым именем, артековец Махмуд Эсе(а)мбаев. Немеркнущая по сей день звезда фольклорных танцев мира, Махмуд Махмудович в свои 75 лет не взял автомат и не воевал в Чечне, но он сказал: «Да будут прокляты те, кто начал войну». Своими крепкими ногами и безукоризненной пластикой тела, этот человек внес гораздо больший вклад в сокровищницу человеческой культуры, чем иные государственные министерства. В обширном репертуаре Эсембаева был неподражаемый «Танец Огня», исполняемый им под светомузыку и «Поэму экстаза» композитора А.Н.Скрябина. Сердце заходилось от восторга, когда он исполнял все это. В дни «Экспо-67» М.М.Э. танцевал и в советском павильоне, и на открытых площадках Монреаля, навсегда покорив сердца своих зрителей. По легенде, очарованный искуством советского танцора, сам премьер-министр Канады господин Лестер Пирсон, чье имя носит теперь международный аэропорт в Торонто, подошел к Эсембаеву и спросил:
— Я хотел бы сделать для вас подарок. Что вы желаете? — Познакомиться с жизнью ваших индейцев, с их традициями и обычаями, увидеть воочию их народные танцы.
-Пуркуа па? Добро пожаловать!

2. ЛАСКАВО ЗАПРОШУЮ ДО МОГО ВИГВАМУ
Путь был недолог. Место – какие-то глухие таежные дебри. Вот и стойбище! Вместе с другими гостями Эсембаев вошел в самый большой индейский вигвам обтянутый шкурами и перед ними развернулось увлекательное действо в перьях, изображающее гиперболически преувеличенную воинственность исполнителей: потрясание копьями и томагавками, сшибки танцоров раскрашенными грудными клетками и головами, выбритыми по вискам.
До глубины души пораженный увиденным, Махмуд воскликнул, как бы вызывая автора:
-А где же вождь?! И вот, перед советскими визитерами выступает вождь. Высокий, статный крепкий и моложавый индеец, испещренный «тату» и боевыми раскрасами. Брови — черные, волосы — чернее вороньего крыла. В бусах, блестках и прочих украшениях. На вид ему было за тридцать, он имел горделивую артистическую осанку и под экзотическим нарядом проглядывала как бы воинская выправка. На голове вождя грозным гребнем вздымаются пестрые перья, и весь он с головы до ног ритуально разрисован яркими красками. Позади предводителя — не менее живописно выряженная свита. Наша коллективная знаменитость, сам красавец из красавцев, Эсембаев вновь не удержался и обратился к переводчице: -Красота-то какая!.. Скажите вождю, что он очень красивый человек!

Великий танцор Махмуд Эсембаев

Великий танцор Махмуд Эсембаев

И вождь северо-американского индейского племени ответил вдруг совершенно неожиданно для присутствующих с южнорусской певучестью, с горловым (или фрикативным) «гаканьем»:
— Здоровеньки булы! Та я тэж разговариваю по-русски. – И добавил: -Ласкаво запрошую до мого вигваму. …К столу в вигваме главы индейского племени были поданы национальные кушанья, но красавец-вождь бросил по-украински своей послушной жене-индианке короткие слова непререкаемого приказа:
— Жинка, а неси-ко нам галушки! Мгновением позже появилась на столе украинская горилка. За обедом вождь то и дело вплетал в свою английскую и индейскую речь русские и украинские слова. Бормоча что-то на таком поразительном «диалекте», подошел этот здоровенный мужичина в перьях к одной из знатных советских женщин, на ее Золотую Звезду Героя соцтруда показывает, а потом и на свою грудь пальцем тычет. Типа, мол, я тоже такую «Звезду» хочу.
Но испуганная ударница коммунистического труда испугалась напористости незнакомого человека.
-Нет, нет! Это не сувенир. Это правительственная награда!
Выпили-повторили, вождь вдруг погрустнел и спрашивает:
-А спиваты со мною на украинской мове чого-нибудь можете?
И, не дожидаясь ответа советских гостей, индейских вождь запел чистым и сильным голосом знаменитую песню «Распрягайте, хлопцы, коней, Та лягайте спочивать!». Жена подхватила по-украински, подпели дети, и все подпели, и Эсембаев тоже подпел… При этом вождь краснокожих пел и плакал, и жена его плакала, и даже дети заревели. — А як же вас зовут? – спросил, не выдержав, кто-то из состава делегации. — Та я ж Иван Иванович. Penetrating fire! По-русски «Пронзающий Огонь». С пид Полтавы, – серьезно ответил украинец.
На прощанье фотографировались. Советские люди кое-какие сувениры пытались вождю подарить, но он почему-то отнекивался, брать не хотел, по-русски односложно говорил только «нет» и «нет». Но Эсамбаеву вождь будто бы сказал с ностальгической грустью: -Кинув бы усе, та пишов бы до дому, на Полтавщину. Через моря и океаны плыв бы, на коленях бы полз, да нельзя мне… Жизнь прошла…» И попросил Махмуда прислать ему открытки с видами «ридной Украйны».

3. КРИВОЕ ЗЕРКАЛО ИСТИНЫ
Я не знаю, на каком чтиве воспитываются высокие романтические представления нынешних россиян и их героизм. На бандитских историях Т.Поляковой,на книгах Пелевина и Акунина? Я не читаю такого рода «художественную» литературу. Только из познавательного интереса. Как писатель. Что, где, когда. У советских людей, включая меня, представление о романтическом герое формировалось на приключенческих книгах Майна Рида, Фенимора Купера и подвигах советских солдат, истерзанных войной с фашистскими оккупантами. Герои Фенимора Купера, когда-то жившие по далеким и таинственным для нас берегам реки Святого Лаврентия, озера Гурон и Онтарио, рожденные и выросшие в загадочных вигвамах под молотобойный грохот Ниагарского водопада, были исполнены мужества и достоинства. Монтигомо — Ястребиный коготь, Зверобой и Кожаный чулок боролись за свободу и погибали под хищническим натиском колонизаторов. В воспаленном сознании юношей моего поколения фениморовские герои символично ассоциировались с героями кровавой схватки нашего великого народа с немецко-фашисткими захватчиками. И не странно ли, впервые эту вызывающую удивление историю о советском воине возглавившем индейское племя я услышал именно от воина-ветерана, дважды профессора-инженера мирных времен Якова Ароновича Генфальдбейна. Пару лет тому назад ветеран заботливо поинтересовался: — Как поживаешь, сынок? -Так, работаю… В основном, над собой. -А ты знаешь, что вождем одного из местных индейских племен был летчик, Герой Советского Союза? – восхищенно сказал Почетный член-корреспондент Нью-йорской академии наук. – Вот над чем работать надо!

Грешен, я, было, подумал, что Яков Аронович, как натура горячая, увлекающаяся, что-то преувеличивает. Тем не менее, и я вынужден был приникнуть к интернету. Какие я там полицезрел сенсационные заголовки и подзаголовочки! Залюбуешься! Например, «Вождь краснокожих», «Герой Советского Союза стал вождем индейского племени», «Иван Иваныч — вождь индейцев», «ПЛЕМЯ ИРОКЕЗОВ СЛУШАЛО У КОСТРА «РАСПРЯГАЙТЕ, ХЛОПЦЫ, КОНЕЙ», НЕ ПОДОЗРЕВАЯ, ЧТО ИХ ПРЕДВОДИТЕЛЬ НАГРАЖДЕН ЗВЕЗДОЙ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»…
Оказалось, рядовой факт сорокалетней давности о присутствии в танцевальном ансамбле канадских индейцев украинского хлопца вызвал в России и в Украйне информационный бум и привел к созданию целой литературы по «канонизации» этого доброго молодца. На эту «горяченьку» тему на нашей когда-то всехней родине написаны рассказы одного сугубо вятского писателя, в другом углу России провинциальные борзописцы понакатали повестушки, повести и бестселлеры. По силе высказанных в них чувств, по занимательности изложения и по силе слова всему этому творчеству также далеко до шолоховской «Судьбы человека» как Земле до Солнца. Шумная медионеумная кампания развивалась следующим образом. Как-то, сорок лет тому назад, в интервью по возвращению на родину Махмуд Эсебмаев, рассказывая о своих впечатлениях, обмолвился о встрече с ярким человеком, возглавляющим индейское племя, украинце, говорящим по-русски. И вот, на тридцатипятилетие Экспо-67 в российскую телепередачу, разыскивающую потерявшихся людей, обратилась женщина. В своем письме она безаппеляционно спрашивала: «Я ищу своего дядю, Героя Советского Союза, летчика Ивана Ивановича Доценко (через «о»… Вот и не знаю кто тут исказил фамилию? -ВМ.), вождя индейского племени, с которым встречался Махмуд Эсамбаев и рассказал об этом в одном из интервью». К письму родственницы Ивана Иванович, обратившейся на телепередачу прилагалась пожелтевшая вырезка из газеты со стародавним интервью Эсембаева… И нам тут без хотя бы краткой исторической справки не обойтись. «ДАЦЕНКО Иван Иванович (1918 — 1944). На время представления к званию Героя Советcкого Союза (18.9.43.) —
командир звена 10-го гвардейского авиационного полка (3-я гвардейская авиационная дивизия, 3-й гвардейский авиационный корпус, АДД), гвардии старший лейтенант. Родился 29.11.1918 г. в селе Чернечий Яр ныне Диканьского района Полтавской области в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1940. Учился в неполной средней школе села Великие Будища. В 1937 окончил зооветеринарный техникум. В Советской Армии с 1937. В 1940 окончил Чкаловскую военно-авиационную школу летчиков. С началом Великой Отечественной войны — командир звена 10-го гвардейского авиационного полка (3-я гвардейская авиационная дивизия, 3-й гвардейский авиационный корпус, АДД) гвардии старший лейтенант Даценко к августу 1943 совершил 213 боевых вылетов на бомбардировку важных военно-промышленных объектов, резервов и окруженных группировок войск противника. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, многими медалями. 19.4.1944 года И.И.Даценко не вернулся с боевого задания. Его именем названа пионерская дружина школы, где он учился.» (Источники информации: Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг., Гунбин Н. А. В грозовом небе. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1984., Решетников В. В. Что было — то было. — М.: Эксмо, Яуза, 2004., интернет сайт: ilpilot.narod.ru/man/hsu_add/v/datsenko_ii.html (3 КБ) · 30.09.2004 г.) Вопрос родственницы был зачитан с телеэкрана всего лишь как вопрос. Он оправдан и законен. А почему бы и нет? Заковыка лишь в том, что после гибели Ивана Даценко в ночном бою в небе над Львовом никто и никогда не видел его останков. Военное командование зачислило его не в «погибшие смертью храбрых», а в «без вести пропавшие». Как результат, органами НКВД еще в годы войны изъяло личное дело Даценко из той воинской части, где он служил. Бесстрашного летчика-бомбардировщика, посмертно лишили высокого звания Героя, а из «Книги Памяти» всех ГСС имя И.И.Даценко было вымарано. Во время войны и мой родной дядя Сережа тоже пропал без вести. Вражеский снаряд прямым попаданием разворотил его землянку-блиндаж и жена солдата, моя тетя Даша, получила стандартное извещение. Время войны, пропитанное кровью, местью и ненавистью, национальной и классовой борьбой не позволяло советскому государству признавать храбрецом каждого исчезнувшего с поля боя воина. Ко всему, семьи «без вести пропавших» автоматически лишались всякой материальной помощи. Восстановлению истины моей тете не помогло и свидетельство товарища дяди Сережи с фронта. В мятом треугольнике солдатского письма однополчанин дяди скорбно сообщал, что своими глазами видел, как вражеский снаряд разметал землянку его друга, вместе с человеческими останками. Но кто тогда, вообще, занимался сбором человеческих останков и их идентификацей? Тем более, как в случае с И.И.Даценко, в тылу врага. До сих пор этим занимаются лишь юные мародеры с целью сбора и перепродажи военных раритетов: погона с плеча, красной звездочки с пилотки или солдатских бляхи. С того-то, в основном, оправданного вопроса родственницы И.И.Даценко, озвученного в телепрограмме, и разгорелся крупный популистский сыр-бор в российско-украинских СМИ. Особенно расстарались две новые по нынешним временам полтавские газеты, а затем и «Киевские ведомости». А как же, бля? Разборка, бля! Разборка… Подтакливаемый неистребимо живущем во мне чувством справедливости, я тоже пустился по следам публикаций о герое. Благодаря предпринятому мной журналистско-писательскому расследованию, я имел возможность лишний раз убедиться в скоропалительности выводов некоторых моих коллег, в непрофессиональности, в отстуствии добросовестности и доказательности, в недостатке кугозора. Премьер-министр Канады в таких публикациях ошибочно величается президентом, фамилия главного героя постоянно искажается (то он Даценко, то вдруг Доценко). При всем при том, совершенно игнорируется то обстоятельство, что Героя Советского Союза летчика Доценко в природе не существовало. Есть только один-единственный Даценко.Остальные не Иваны Ивановичи. Российские СМИ походя называют летчика «русским» и утверждают, что он, якобы, из России, а его (его ли?) индейский никнейм «Penetrating fire» — острый, пронизывающий, пронзительный — подтасовывается под надуманные ассоциации о пылающих самолетах, как «Пронзающий огонь». И даже нечто, как «Чернохард». Словари, тем не менее, подсказывают иное значение: «У ирокезов — даритель зерна». В полное недоумение вводят читателя разночтения и в названии индейского стойбища, где побывали тогдашние туристы. То это «Канаваки», то «Кахнавейк», то «Тейковек». А это далеко не одно и тоже. И справедливости ради замечу, что трудно установить однозначную транскрипцию, например, таких индейских фамилий, как «Kaia’tithkhe», «Kahawinnkie» и «Kai:khons». К тому же, абсолютно неизвестно, отправлял ли Эсембаев открытки с «ридной Украйны» своему знакомому-канадцу и на какой адрес. Потому что дом Эсембаева в Грозном и весь артистический архив великого танцора, в котором хранились письма и фотографии индейского вождя, полностью уничтожен во время чеченской войны.
Истина о герое оказалась искажена как в кривом зеркале. Либо из-за того, что как только событие миновало, его не восстановить. Либо в угоду чьим-то популистским амбициям и желаниям. Мое необходимое копание в древней и современной истории северо-американских индейцев, в иерархической структуре их больших и малых племен, их родовых кланов принесло мне удивительную радость познания. Как говорится, люби и знай родной край. Мне удалось установить, что The word «Iroquois» comes from a French version of a Huron (Wendat) name — considered an insult — meaning «Black Snakes,» что согласно Francis Parkman, the Iroquois at the 17th century height of their power had a population of around 12,000 people. Я постиг, что The tribes of the Iroquois’ League — это несколько «главных» nations, обьединенных в Iroquois Сonfederacy общим языком: Oneida, Onondaga, Seneca, Cayuga, Mohawk, к которым впоследствии присоединились и другие американские племена, включая иннунитов и эскимосов. Знаменитый пророк и шаман Гайавата (Hiawatha или Ha-yo-went’-ha), известный нам по «Песне о Гайавате» Henry Wadsworth Longfellow и по переводу Нобелевского лауреата Ивана Бунина жил around 1550 года, и был вариантным лидером то Onondaga, то Mohawk(ов). The Mohawks, like many indigenous tribes, wеre a hair style in which all their hair would be cut off except for a narrow strip down the middle of the scalp.

Гайавата

Гайавата

Такого рода прическа использовалась индейцами только во время войны. Today such a hairstyle is still called a Mohawk or ‘Mohican’ in Britain. Или «ирокез». Я с удовлетворением узнал, наконец, что «наши монреальские могавки», живущие в резервациях Канаваки/Kahnaw:ke и в Kanesatake/Ока, это и есть те самые «могикане», о которых так возвышенно повествовал когда-то юношам всего мира Фенимор Купер. А допреждь я то и дело задавался неразрешимым вопросом: «Kуда же подевались могикане? Неужели злобные колонизаторы уничтожили их всех до единого?» А никуда-то они, слава Б-гу, не исчезали. Живут себе эти добрые могикане (как и самаритяне на Шамроне), поживают да детей наживают, а поселок городского типа Kahnaw:ke/Канаваки как раз и есть один семи подобных ему поселений the Mohawk Nation, чьи территории включены в состав провинции Квебек. Мох(г)авки — это Kanienkehaka – the People of the Flint (люди Флинта) и Kahnaw:ke является домом для приблизительно 8.000 резидентов. А «Флинт», кстати, не знаменитый морской разбойник, а в переводе с того же английского означает «кремень», «огниво». Источники инфо: Dean R Snow, 1996. The Iroquois. Blackwell Publishers, New York. ISBN 1557869383. Retrieved from cайт «http://en.wikipedia.org/wiki/Mohawk_nation»).
И я, непрошенный, собрался к этим людям в гости.

4. МОИ ЗНАКОМЫЕ ИРОКЕЗЫ
Вообще, названиеирокезского  племени «Mohawk» was perhaps образовано немцкими поселенцами, who, mistaking started to call the Kanien’keh:ka как «Moackh.» В английском произношении это «Moackh» превратилось в «Mohawk» which is still used today. А вот само the name of the people in the Mohawk language is Kanien’keh:ka. По окружающим Монреаль индейским мэриям и кульутрным центрам мною было отправлено свыше десяти «емель» приблизительно такого содержания: «Dear Mr/Mrs, I`m a writer and the independet Canadian-Russian journalist. Now I`m looking for some people who has been knowledge about famous Russian-Indian man Datsenko Ivan Ivanovich. He was a great pilot on Second Worid War and became a Hero of Soviet Union. He came in Canada right after War. He run both from Germans and Soviet Union concentration camps and at 1967 year in Canada he temporary was the chief of small Indian community for 200 people. Mr. Datsehko had an Indien name Penetrating fire. He had a indien wife, a family and kids. I have two pictures of Penetrating fire. Me the same as well as other Russians now living in Canada will be very interesting the destiny of Mr.Datsenko Ivan Ivanovich. I need your help to get some story about this heroical man from witnesses, may be photo or pictures or any other documents about that. Shortly, what is the place Penetrating fire lived? At аttachments: 1. Photocopy of old picture Mr. Datsenko Ivan Ivanovich. 2. Му Identification. Sincerely, yours». Ответы пришли быстрые, еще более краткие, чем мои, и — отрицательные.
«Date: Mon, 10 Apr 2006 08:57:12 -0400 She:kon, I have forwarded your e-mail to a reprentative of our Cultural Center who may be in a better position to assist you in your search. Joe Delaronde Press Attach Mohawk Council of Kahnawake. »
Или вот еще один образчик. Для примера.
«Date:Tue, 11 Apr 2006 13:27:46 +0000 Sh:kon, I’m sorry, our Cultural Center library specializes in Haudenosaunee/Mohawk books and records and have no information on Datsenko Ivan Ivanovich in our database. Sorry we couldn’t be of assistance. Thomas Deer Kanien’keh:ka Onkwawn:na Raotitihkwa Cultural Center»
После всего этого я по-старинке пошел по «следам героя» буквально: сел в свою крохотную машинюшку «Понтиак» (по имени индейского вождя оттавов), ударил по «газам» и – вперед! В резервациях мне довелось повидать всякое. По обеим берегам могучего и задумчивого Святого Лаврентия я заходил в индейские магазины типа «сельпо», где со своим наивно-дурацким вопросом обращался к продавцам и покупателям. Я «посетил» не один десяток наскоро сооруженных вдоль дорог деревянных будок, где на фанерных щитах красовались начертанные от руки надписи «Водка» и «Сигареты», и где настороженные индейцы торгуют так называемыми контрабадными товарами из США. Я расспрашивал мужиков с характерным разрезом глаз на бензоколонках и первых встречных-поперечных на улицах. Однажды на каком-то индейском огороде я увидел белого брата – бородатого беглого доцента-филолога из Москвы. Как писал когда-то мой любимый, а ныне постсоциалистический поэт Андрей Вознесенский: «Цвет нации божественно оброс/ И, может, потому не дал я дуба-/ Мою судьбу оберегает Дубна,/ Как берегу я свет ее берез». Давно и благополучно — значительно раньше меня — мой доцент женился тут. И процвел. На огородике. -Хотите стать вождем?- не без ехидства поинтересовался я. -Ну, что вы?!- всерьез ответил собеседник через забор: -Прошли времена… Кстати, мои терпеливые читатели, а знаете ли вы, как не понарошку стать вождем? По-настоящему, а не так, как ничтоже сумняшеся пишется об И.И.Даценко: «Он женился на дочери вождя и после смерти зятя возглавил племя». О, нет, никак не так! Это не символический водный баптизм христианства. И не удаление конечной плоти у мужчин, принятое в иудаизме и мусульманстве. Кое-что потяжелее: страшное и продолжительное истязание… В старые добрые времена для того, чтобы белому человеку стать вождем индейского племени (Traditional chief-шеф-чиф), прежде всего следовало заслужить само это высокое звание индейца. Для этого, нужно быть по-хорошему измордованным и не оскальпированным попасть к ним в плен, выжить, кормясь вместе с собаками, а затем положительно зарекомендовать себя, совершив героический поступок, направленный на спасение жизни настоящего индейца, а то и целого племени. Надо проявить себя бесстрашным и сообразительным. То есть, не дрогнув, «одной левой» научиться убивать леопардов и ягуаров, бизонов и всякую иную живность, включая людей. После чего, если старейшинам восхочется, вас, возможно, попробуют посвятить в ирокезы. И каждый из нас может стать индейцем, если пройдет через кровавый ритуал посвящения. С этой целью в грудь испытуемому вонзают две высушенные особым способом когтистые лапы орла, под когти, распарывая кожу, вздевается кинжал, после чего на веревке, спущенной сквозь верхнее отверстие остроконечного вигвама, человека, повисшего на его собственной коже и мышцах, взвивают, как на дыбе, к потолку. Пока не отзвучит щемящая душу заунывная песнь шамана-гайаваты, исполняемая под бубен, соискатель высокого звания индейца не должен перебивать ее своими безумными воплями. Понятно: так и умереть можно. Но зато потом всякий выживший в процессе испытания мужественности получает право женитьбы и на индианке. Если тому уж совсем невмоготу от любви. Хоть на прицессе, то есть, на дочери вождя… Вигвамов в индейских селениях теперь уж нет. У каждой семьи свой одноэтажный домик. Нынешние культурные центры – тягомотные строения барачного типа с облупившейся краской. Библиотекари и архивисты, как и везде, всего лишь отбывают «свой номер»: ничем не интересуются и ничего не знают. Произошла всемирная диффузия ответственности. Был «вигвам» — стал «фиг вам». Как новые коммунисты – не чета старым большевикам. Томагавков тоже нет, и скальпы снимать запрещено. Шефы племен избираются путем тайного голосования. Порой, правда, разочаровавшись в очередном «слуге народа», избиратели досрочно, не дожидаясь установленных дат, поджигают их комфортабельные жилища (как было, уже на моей памяти, в Оке). От новых вождей требуется умение добиваться пересмотра условий договора об акрах отторгнутых у них территорий и денежных компенсациях, заключенного между старыми вождями и госвластью Канады более чем сто шестьдесят лет тому назад. В качестве веского аргумента в своих доказательствах индейцы охотно используют баррикадирование шоссейных и грунтовых дорог, а также перекрытие трансканадской железной магистрали. Дело доходит до вооруженных столкновений индейцев не только с полицией, но и с воинскими подразделениями. Признаться, в Монреале у меня есть две-три знакомые семьи «полуиндейцев». С одними мы вместе вынюхивали-дегустировали из пузатых фужеров тонкого прозрачного стекла «старлея», «старшего лейиенаниа» — грузинский коньяк советских времен «Три звездочки». Я качал на коленях и держал на руках совместных детей, произведенных на свет англичанами, квебеками и русскими от индейских женщин, и детишки показались мне чуть плотнее телом и потяжелее наших. Кое-кто из членов этих семей, как аборигены, еще получает установленные для них льготы. Например, освобождение от такс, и платы за электричество. Если честно, то в резервациях я нарывался порой и на откровенную недоброжелательность, на взгляд исподлобья. Иные мои собеседники испуганно отворачивались, торопливо уступая дорогу. Никто не удивлялся «О, мол, русский!» Русский и русский. Новый колонизатор. Иди себе своей дорогой. И тогда понял я: мое персональное (да и ничье постороннее) присутствие в резервациях нежелательно. Одно дело официоз или праздничный концерт, другое дело – рутинная жизнь. Милым глупцом выступил я на дорогу поиска и вернулся из прошлого навсегда прозревшим. Добился я лишь того, что меня в этих индейских селениях знают теперь как облупленного. И еще постиг я немеркнующую истину: что для одного народа — слава, то для другого — бесчестие. Спустя века, для индейцев, повидимому, наступило время Искупления. Не потому ли в наши новые времена великие вожди всех великих северо-американских племен (это где-то около 67 тысяч народу, пересчитанного в 1985 году, и составлявших тогда около 1% всей популяции Квебека), вынужденные оберегать свой народ от полной ассимиляции, еще более чем полтораста столетия тому назад приняли закон запрещающий индейцам смешанные браки. Кто смешан – тот смешон, тот не наш. Шпак лишается провинциальных и федеральных привилегий, встречает «всеобщее презрение трудящихся» и гон от первой нации. Вшутку скажу: я все-таки утешился. Я утешился встретив отдаленные, как отзвук удаляющегося грома, признаки приятных мне славянизмов в лаконизмах могавков. Я встретил эти признаки на двери одного из культурных центров. «Stop!!! — вещала посетителям приколотая здесь бумажонка: «This is not entrance. Please, go to main entrance»… Что означало: «Стой! Здесь нет входа. Следуй, п-ста, в главный вход». На языке могавков это выглядело совершенно следующим образом: «NIAWENHKO: WA !!!» Знакомый аффикс «ко» произвел на меня неизгладимое впечатление. Точно так же и словечко «Paotitoohkwa», звучащее в моем толстоязычном косноязычии как «Петах-Тиква». Типа «Врата Надежды».

5. СОКОЛ ИЗ ОРЕНБУРГСКОГО
Завершая свой очерк, я ничуть не надеюсь, что иссякнет, наконец, полемическая нить и приостановятся хлопотливые поиски героя, созданного мастерами газетно-телевизионного пиара. О, эти «неугомонные искатели»! Вновь и вновь ими будут выдвигаться все новые и новые, бесконечные версии чудодейственного спасения летчика, изобретаться несусветные бредни о перебежках боевого командира и парторга воздушной эскадрильи из фашистского лагеря военнопленных в советский, бегство летчика с помощью некоего солдата-индейца из американской окупационной зоны в Канаду. На бесшумной клавиатуре современных компьютеров возникла также запутанная легенда и очередные доказательства того, что вождь с именем “Пронзающий огонь” является чистокровным индейцем, родившемся и выросшем в здешних краях. Но в чем, в сущности, (по крайней мере для меня) заключается реальность этой невероятной, почти фантастической истории? Давайте, порассуждаем. Иван Иванович Даценко был смелым и бесстрашным «сталинским соколом». В 1937-м году он получил солидное по тем временам средне-техническое образование и, призванный в армию, в 1940 году окончил военную авиационную школу летчиков имени Валерия Чкалова в Оренбурге. Высокого роста, всегда подтянутый, веселый и боевой парторг эскадрильи Иван Иванович Даценко встретил грозовой 1941 год зрелым и опытным авиатором. В полку за ним прочно утвердилось первенство — взлетать первым на боевые задания, первым наносить бомбовые удары. В 1943 году после освобождения Полтавщины от немецко-фашистских захватчиков командование предоставило Ивану Ивановичу возможность навестить своих родственников. И он посетил родной край. Страшная картина пожарищ и разрухи предстала перед глазами воина. -Отомстим врагам за все беды и страдания! — поклялся землякам Даценко. Вскоре экипаж корабля «За Советскую Украину» в составе летчика Героя Советского Союза И. И. Даценко и штурмана Героя Советского Союза Г. И. Безобразова открыл счет третьей сотне боевых вылетов. Экипаж удачно бомбил скопление гитлеровцев на острове Хортица возле Запорожья и противник понес большие потери. Нет никаких нравственных, психологических и обстоятельственных факторов, чтобы такой крепкий человек, как лейтенант Даценко бегал зайцем по полям войны, спасая свою шкуру. Герой пал смертью храбрых в воздушном бою. Об этом, как и о моем дяде Сергее, есть неопровержимое письменное свидетельство. Для этого достаточно прочесть книгу Героя Советского Союза Алексея Кота «На дальних маршрутах» (Киев, 1983 г.) Автор-однополчанин Даценко свидетельствует: «Мы повторили налет. На железнодорожных путях горели вагоны, взрывались склады с горючим. Мы насчитали 26 пожаров. В этом налете в числе других цель освещал экипаж Ивана Доценко (автор пишет через «о». -ВМ). Когда самолет, сбросивший САБы, поймали несколько прожекторов, сердце у меня замерло. Фейерверки разрывов окрасили небо в багровый цвет, но летчик вел самолет по боевому курсу сквозь огненный вихрь. И вдруг раздался взрыв. Видимо, снаряд, а может, и не один, попал в бензобак. Во все стороны разлетелись, пылающие обломки. Многие из тех, кто был в это время в районе цели, видели эту страшную картину. Никто из членов экипажа не успел воспользоваться парашютом. Так трагически погибли Герои Советского Союза И.И. Доценко, Г.И. Безобразов, их товарищи И.А. Светлов, М.А. Завирохин». Оказалось, вопреки некоторым утверждантам, доказывающим, что в «суровые советские времена» имя героя подверглось репрессиям, Иван Иванович нет, не был забыт и тогда. Так, в конце 1966 года (заметьте для себя эту раннюю дату, читатель,) в политотдел Оренбургского летного училища пришло письмо. Его автор, бывший полковой медработник Владимир Михайлович Тверденко, писал: «В авиационном полку, где я проходил службу, находились и питомцы Чкаловского военного авиационного училища летчиков выпуска 1940 года. Среди них были Иван Даценко, Александр Баринов, Иван Гросул, Николай Краснов, Федор Паращенко и другие. В грозные дни боев за Сталинград наши летчики проявили непревзойденный героизм, совершая за ночь по три боевых вылета, находясь в воздухе по 10 часов. За смелость и мужество Ивану Даценко в 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза, а 18 апреля 1944 г. он не вернулся с боевого задания. Может быть, у вас есть какие-либо сведения о нем? Напишите. Помню, родом он был из Полтавской области». Работники политотдела Чкаловского училища просмотрели архивные документы. Иван Даценко еще числился тогда в списках Героев Советского Союза, но каких-либо других сведений о нем не было. Политотдельцы решили искать их.

Иван И. Даценко

Послали письмо в полтавскую областную газету. 23 февраля ( заметьте и эту дату, читатель!) 1967 года «Заря Полтавщины» опубликовала его. Письмо заканчивалось такими словами: «Родина не забыла своего верного сына. Имя Героя Советского Союза Ивана Ивановича Даценко хорошо знают курсанты училища. Но, кроме того, что он родился в Диканьском районе Полтавской области, нам ничего не известно. Если живы его родные, друзья, знакомые — откликнитесь». На публикацию отозвалось сразу несколько человек. Прислали письма однополчане Даценко — Антон Григорьевич Галай, Алексей Дмитриевич Иванченко, Павел Иванович Домиденко, земляки героя. Написали в училище и юные следопыты. В письмах излагались факты из биографии Ивана Ивановича Даценко, рассказывалось о его детстве, учебе, службе в армии и боевых действиях на фронте. Если быть пунктуальным, то несколько позже, весной того же 1967 года, уже в апреле, украинский хлопец, оказавшийся в концертной роли вождя индейцев, никогда и никому не говорил, что он летчик и что он Герой Советского Союза. И долгое время обо всех этих подводных бурях, разыгравшихся вокруг Даценко, Махмуд Эсамбаев даже не знал. Но и в наступившие постсоветские времена он, на которого теперь многие ссылаются, воскликнул как-то в сердцах: -Какой герой? Мой Даценко ни одного дня не жил в СССР. Более того, даже отец его попал в Канаду семилетним ребенком. А возраст его, ну, в 67-м ему было около тридцати — парень. Значит, в войну ему было года три-четыре…
Что же тогда все это было и продолжается и посейчас?

6. ВЕРНИТЕ ДОБРОЕ ИМЯ ГЕРОЮ
Результаты моих личных изысканий оказались трагически пусты. «Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца». Но я ничуть не хочу умалить доблесть и мужество советского летчика, подлинного героя Ивана Ивановича Даценко, павшего смертью храбрых, в жестоком бою за свой народ, за Великую родину. А что же тогда, повторяю, все это было? Шоу! Всего лишь концертное шоу. Антиэтическое дело террористов и противостоящих ему разведок шагнуло так далеко вперед, что ради уничтожения неугодного человека пустят под откос пассажирский поезд, взорвут самолет, жилой корпус или фабрику, отравят отель. Никто теперь не заботится о так называемых «невинных жертвах». Для чего, скажем, нужно было публиковать Солженицына или других диссидентов «на западе»? Чтобы усилить их конфронтацию с властями предержащими. Зачем нужно было заражать плутонием служителей отеля и ресторана-суши, «убирая» Литвиненко? Пока без ответа. Но заботился ли кто о дальнейшей судьбе глубоко русского писателя или о последствиях массового отравления при устранении неудачливого «спая»? Никто. Нисколько. И международная выставка «Экспо-67» была ко всему еще и выставкой спецслужб, никогда не прекращающих своей «холодной» войны. Ну, скажем, что прежде всего седлал американский консулат, впервые открывшийся в свое время в Ленинграде? Подписался на все заводские многотиражные газеты. В отличие от «наших». Здесь, в Монреале, мне как-то повезло однажды встретится с одним из россиийских пресс-атташе в юбке, похожей на постового милиционера… Представился… -Я вас не знаю,- тупо заявила пресс-атташе. -Но, если вы читаете русскоязычные газеты… -Я газет не читаю! -Тогда Вам следует возвращаться на временно покинутый Вами пост. Да, советская делегация «Экспо-67» была напичкана сотрудниками и разведчиками службы госбезопасности. Но, без всякого сомнения, — и все другие. А вставить в концертное выступление индейцев полупьяного массовика-затейника с подходящей фамилией – вообще ничего не стоит. В музыкально-инструментальных ансамблях цыган не все – цыгане, в ханты-мансйских – далеко не все ханты и мансы, в русских типа «Снегурочка» или «Снежинка» не наберется и одного русского. Также, как, порой и в еврейских — евреев. И почему бы украинцу, с колыськи топочушего ножками огненного «гопака», не возглавить индейский ВИА? Да и надо учить славян владеть томогавком — обоюдоострым топором — они готовы для этого генетически. Да, смею я утверждать с минимумом толерантности, деланный вождь был и в самом деле украинцец. А почему бы и нет? Эмиграция граждан Российской империи в Канаду и, в основном с Украйны, началась не вчера — аж в конце восемнадцатого века. Для паспортного обслуживания россиян в 1900 году в Монреале было открыто первое российское консульство. Доценко-Даценко, Лавриненко — Лавроненко… Им несть числа. Как Ивановым-Сидоровым-Петровым. В Канаду ведь был даже отправлен запрос из России и получен ответ извещающий о том , что «в районе озера Онтарио (заметьте, читатель, что это совсем в другом ареале обитания могавков) в семидесятых годах действительно обитало племя индейцев с вождём Иваном Даценко, у которого было четыре сына. Более подробные сведения о запрашиваемом лице в настоящее время уточняются». Подождали и оказалось — однофамилец. Всякое шоу это всего лишь показуха, «потемкинская деревня»! Участники шоу делают каждый свое — что указано. Один раскрашивает перья, другой несет копье наперевес, третий разводит костер, четвертый готовит галушки, пятый поет, шестой плачет, седьмой неустанно приплясывает, восьмой беспрестанно колотит в бубен, девятый «подтанцовывает», десятый «работает подвывалой». Глаза разбегаются и уши вянут от гомона, выкриков и всяческих передвижений. В семье моего давнего знакомого, восьмидесятичетырехлетнего франко-канадца месье Луи Готье (Louis Gauthier) тоже поют и плачут. Плачут под «Варяга» и гордо выпячивают грудь под «Гимн Советского Союза». Никто из них при этом, включая внуков, кроме «спасибо-пожалуйста» ничего не знает по-русски. Лишь глава семьи — военный моряк-ветеран, палубный матрос на знаменитом эсминце и мастер масонской ложи хорошо помнит и на русском языке излагает, что его родовая фамилия принадлежит к древнему роду варягов, которые давным-давно вместе с Рюриками оседали на бескрайних просторах нынешней России и Украйны, во Франции и в Шотландии. Во время Второй мировой войны Луи Готье участвовал в Северных морских конвоях, следовавших на Мурманск. А в год 60-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками канадский воин был награжден Юбилейной медалью России. Вот я и говорю: история, разыгранная в российско-украинских СМИ на самом деле, не невероятна, и не трогательна. Она вызывает улыбку сожаления, но не слезы. А в своем отношении к светлой памяти Героя Советского Союза Ивана Ивановича Доценко она жестока. Скороспешно и необдуманно затеянные ради зрительского интереса поиски героя да с «подставами» для занятного эпизода, когда предположительные факты выдаются за установленные истины, превратились в настоящий поклеп на самого этого героя, в возведение напраслины на человека. Похоже, будто собралась некая шайка трупоедов и принялась за насильственную экзкумацию. Ради шоу-реалити, ради выгодной перепродажи добытых у зрителей рейтингов-раритетов. Полагаю также, что сенсанционная «буря в стакане воды», взболтнутая в российско-украинских СМИ и резкое снижение ее активности до «зеро» — это всего лишь признак приближающегося жесткого националистического противостояния Украины и России как бывших субьектов СССР. Буря была вызвана по ошибке, из-за недальновидности журналистов, из-за недостатка житейского опыта, политической и идеологической безграмотности. В самом деле, зачем в обнаружившемся нынешнем противоборстве Украины и России им нужен советский Герой? Украине этот человек потребуется, лишь если он окажается предателем. А России и вовсе неудобен этот персонаж, если не называть его советским человеком, а перекроить его из украинца в «русского». Но «совки» в Канаде — это только мы, эммигранты-беженцы постсоветской «большой» волны. Те, кого, как и меня, в той стране называли последними романтиками, кто покидали советские родины, как капитаны тонущих кораблей только в последний момент. Теперь там нет ни романтиков и нет тех, кто следовал золотому правилу тойной жизни: «Души прекрасные порывы!» И вот мое окончательное мнение: руки прочь от Героя Советского Союза! В результате усилий все тех же «неугомонных искателей» Герой лишился не только «Золотой Звезды», но и самой Родины. Я не говорю: верните ему ли, нам ли родину. «Не будь на то господня воля — не отдали б Москвы!» Верните Ивану Ивановичу Даценко его честное имя, его боевые награды, возведите ему памятник, дайте его душе заслуженное упокоение! Ибо яркая жизнь и славные боевые дела героя служат благородным примером и сегодняшнему молодому поколению.

*****

//
//

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Join the discussion 16 комментариев

  • Да, весьма интересная история… Точней, могла бы получиться интереснейшая история, если бы всё это оказалось правдой. Мы, помню, в кинотеатрах еще пацанами смотрели Гойко Митича — Чингачгука, с замиранием сердца. А так же были вдохновлены героическими поступками наших летчиков во время Второй Мировой — возьмите того же Мересьева. А тут вдруг — два в одном!
    Но самое интересное то, что автор решил раскопать истину. На это, полагаю, ушло немало сил и времени. Насколько знаю, индейцы не очень любят, когда копаются в их родственных историях. Да и с «бледнолицыми» общаются только по мере необходимости. Наверно поэтому иногда легче пригласить группу артистов, наряженных индейцами на какое-либо публичное выступление, чем их самих. Видимо, так и случилось в 1967 году.
    Спасибо автору Владимиру Моргану за столь глубокие исследования нашего прошлого, нашей истории, а так же истории северо-американских индейцев (порой рискуя собой). После прочитанного не могу сказать что сегодня не познал много новогого и интересного. Как говорится, если день прошел и ты не узнал чего-то нового, то день прошел зря. Сегодняшний день явно зря не прошел!

    С глубоким уважением,

    Валентин Гончаров

  • Благодарствую, уважаемый Валентин!
    Спасибо за проявленный интерес, за прочтение, за проникновение и глубинное понимание сути представленного очерка.
    С добром,
    Володя Морган

  • Gosh, I wish I would have had that ifnortmaoin earlier!

  • AKAIK you’ve got the asnewr in one!

  • Уважаемый, Владимир!
    Перечитала Ваши работы с огромным интересом и чувством восхищения.
    Фактура серьезная. Глубокое проникновение в тему. Чувствуется рука мастера.
    Буду рада нашей дружбе.
    Работа о Герое Советсвого союза более всего понравилась членам жюри. Вы выдвинуты на высшую награду конкурса. Поддерживаю правильный выбор.
    Вы включены в длинный список победителей этого года. Приглашаем Вас на церемонию награждения в Москву 27 октября для получения специального диплома.
    Более подробные сведения о вашей награде будут опубликованы на этом сайте 1 октября.
    Благодарим за интерес к нашему проекту.
    Светлана

    • Искренне и сердечно благодарю Вас, уважаемая Светлана Васильевна, за добрую и приятную весть. Ваше решение — большая радость не только для меня, но и для всех моих зарубежных земляков, земляков- монреальцев.
      Тотчас заспешил, засобирался в Москву, не был в столице сто лет, сердце щемит, обязательно буду.
      Примите, пожалуйста, в подарок, мой поэтический лепет в вашу честь.

      «ЗОЛОТОЕ ПЕРО РУСИ»
      Светлане Савицкой,
      Генеральному учредителю Национальной литературной премии

      Когда лежал я опрокинутый врагом,
      Отверженный,
      В подножье мирозданья,
      Не чувствуя ни сил своих и ни призванья,
      Не ощущая лед ли, зной…
      Тогда-то
      Длань Москвы простёрлась надо мной,
      Как щит, словами одобренья и признанья.

      И вечно буду помнить я
      свои страданья
      И блеск Её щита
      Над павшей головой!..
      С уважением и дружбой,
      With love from Canada,
      Володя Морган.

  • Можно приобрести зубочистку и заренее прокрутить дырку в пиджаке:)
    Золото вам пойдет.
    Вы очень добротный и серьезный автор.
    Горжусь, что смогу пожать вашу руку.
    С поклоном, искренне ваша, С

    • По-видимому, я вас, Светлана Васильевна, отвлекаю от ваших глобальных горячих дел, но как приятно общаться с вами!
      В моих глазах легко сочетаются ваш образ милой симпатичной женщины, знаменитой русской сказочницы и образ умелого организатора, чьи неимоверные усилия направлены на собирание русских талантов — побродяг-эмигрантов-интернетчиков- со всех земель в одну творческую семью.
      Не из ложной горделивости добавлю кусочек знания к всеобщей истории «Золотого пера». Все мои когда-либо представленные работы были опубликованы в бумажных вариантах. В настоящее время в газете «Запад-Восток» в двух номерах продолжается публикация моего очерка «Па-де-де Мадам Людмилы Ширяеффъ». О русской эмигрантке, ставшей основоположницей канадского балета. И основным стимулом для рассказа послужило страстное желание посоревноваться с коллегами в рамках «ЗП».
      И, знаете, Светлана Васильевна? Смею надеяться, что во время встречи в Москве вы выкроите время для моего интервью с вами. И кроме того, неплохо бы мне иметь на руках копию сценария-программы торжественного вечера для репортажа-отчёта с тем, чтобы затем не путаться в именах героев, участников и в других деталях.
      From Canada with love.
      Надеюсь,
      Володя Морган

  • Володя, благодарю за ваш ответ.
    Не сразу отреагировала, была на даче. Выпалывала монстров в виде осота с полынью и пырея со снытью:) Не забыли еще эти имена?
    Насчет интервью, там в ЦДЛ не получится. На церемонии я всегда в цейтноте. И многие обижаются, что я не могу уделить им должного внимания. Но вы можете написать на zeloma@mail.ru вопросы. Ответить обещаю вдумчиво и не торопясь.
    Светлана

  • Недавно враги взломали мой ящик и отправили письма как бы от меня моим друзьям. Поэтому, если что-то приходило от меня — не действительно, дублирую просьбу на сайте. Жду вашего письма на свой е-мейл. Я поменяла входы доступа.
    Светлана

  • Сныть! Страшно, аш жуть, но, честно, не знаю. Остальное помню до саднящей боли в руках и спине. Садо-огородничеством, как и все на Руси, — для пропитания — занимался чуть ли не с колыбели. И ботаник … в душе.
    Дорогая Светлана!
    Кроме радости от возможности дружеского общения с вами на меня накатился шторм хлопот и забот, с которыми, как мне кажется, не кому обратиться и получить обстоятельную информацию.
    Прежде всего, предполагаю, что сообщения рассматриваемого нами сайта ЗПР преждевременны, ведь официально итоги должны быть объявлены 1 октября. Возможно, тогда-то на сайте появятся какие-либо данные для связи с координаторами.
    Главная проблема — проблема визы, прибытия и размещения в Москве. Я живу в Монреале и нельзя ли как-то официально или «нео» попросить, российское Генконсульство, посодействовать в ускорении прохождения визы в Россию? Помнится где-то и когда-то промелькнуло сообщение, что ЗПР получило статус правительственной награды РФ.
    Каков порядок регистрации виз иногостей в Москве?
    Есть ли отель или гостиница при ЦДЛ для гостей, где место общего сбора, что будет после торжественного вечера?
    Словом, жду Первого октября. Жду окончательного приговора-решения. Жду каких-то пояснений в приложении к официальной «объяве».
    Спасибо за тёплое подзравление. И — за моральную поддержку.
    С добром,
    Володя

  • Постфактум:
    Кино есть, но «кина» не будет
    Свершилось! Украинский фильм удостоен «Оскара»…
    По материалам очерка «Герой Советского Союза — вождь Ирокезов»
    Александр РУТКОВСКИЙ
    Еженедельник 2000 №4, 27 января — 2 февраля
    http://2000.net.ua/2000/aspekty/kino/77961

    Оказывается, есть на Украине свой Город мечты. Именно так (Dream Town) называется крупный торгово-развлекательный центр на киевской Оболони. А чтобы намек на американский Город грез (он же Город ангелов, или Лос-Анджелес) был еще прозрачнее, в ТРЦ завели свой «Оскар» — одноименный со знаменитым кинопризом кинотеатр.

    Холл здесь украшен шеренгами гипсовых золоченых «Оскаров» в человеческий рост. Вот здесь-то 17 января с. г. и состоялся предпремьерный пресс-показ долгожданного фильма Михаила Ильенко «ТотКтоПрошелСквозьОгонь». Антураж кинотеатра, насквозь пропитанный голливудско-оскаровской символикой, и безудержные самовосхваления авторов картины на пресс-конференции не оставляли сомнений: они всерьез нацелены на приз Американской киноакадемии. Увы, на мой взгляд, зрелище получилось скорее жалобным, чем триумфальным…

    Сеанс задержали на полчаса, и все это время на экран проецировался сюрреалистический постер фильма в окружении множественных логотипов «Оскара». И только внизу мелко-мелко следовало уточнение — «кинотеатр». Вот в этом качестве и удостоилась «Оскара» новая картина Михаила Ильенко, которая полгода тому назад еще в недоделанном виде умудрилась получить Гран-при Киевского МКФ. Ах, как это по-нашенски, по-украински! По блату, приблизительно, показательно и с долей блефа, выдаваемого за поэтическую гиперболу.

    Наконец перед публикой и десятком телекамер появился весьма импозантный и нарядный (смокинг с бабочкой) Михаил Ильенко — будто пришел он вовсе не на рядовой пресс-показ, а на ту самую знаменитую голливудскую церемонию. Режиссер пафосно повел речь о трудностях съемок, длившихся около четырех лет. И впрямь знаменательное событие: фильм, затевавшийся еще в 2004 г. как плакат трансконтинентального величия национального духа, «оранжевым» Минкультом финансировался крайне плохо и был нынче дотянут до премьеры только благодаря приходу к власти «регионалов». Не правда ли, характерная преемственность идей и затей?

    И снова: нестыковки, несуразицы, накладки, подыгрыш «своим» только за то, что они «свои». Как роль индианки ТеньЛасточки в исполнении Иванны Ильенко в фильме собственного отца. И все это на наших глазах преобразуется из хронических оргмелочей в фактуру художественной ткани.

    Скажем, в пресс-релизе жанр ленты определен как «романтическая баллада», в цветной рекламке — как «приключенческая мелодрама», а на сайте фильма в Википедии просто — «приключения». Из всех упомянутых определений налицо окажется только мелодрама. Ну не считать же «приключениями» несколько эпизодов компьютерного воздушного боя, кадры с деятельностью НКВД и бредовыми «видениями» отдельных персонажей? Да и сцены в якобы советском концлагере и в поселке липовых «ирокезов» приключенческими счесть затруднительно. Впрочем… В известном смысле любой бред можно рассматривать как своего рода приключение сознания.

    ДивлюсьЯнаНебоТайДумкуГадаю: на кой?

    В основу своего долговынашиваемого сюжета Михаил Ильенко положил явную «байку», выдаваемую за документальный факт. Дескать, однажды после войны советский летчик, Герой Советского Союза бежал из сталинского концлагеря… прямиком в США. И там чистокровный украинец Иван Иванович Даценко якобы выбился в люди — стал вождем племени ирокезов. О фактической несостоятельности всей этой истории можно прочитать в сети в материале Володи Моргана из газеты «Монреаль-Торонто» (№11(241) от 6.06.2007 г. См.: Проза.ру и Проза.ру). Но разве нашему «патриотическому» воображению можно помешать витать там, где его левой ноге угодно? Вот пусть историки и занимаются выяснением степени достоверности этой легенды. А мы, считающие, что автор-художник совершенно свободен как в выборе фактов, так и в измышлении любого сюжета, займемся только художественно-кинематографическими аспектами того, что получилось на экране. Ибо даже в фантазийной истории должна быть некая внутренняя целостность, чтобы на нее стоило тратить время досточтимой публике.

    Например, для любой киновещи, ввиду ее фотографической природы, достоверность разного рода фактур, мотиваций и деталей важна гораздо больше, чем вероятность всего действия в целом. Скажем, когда в застенках НКВД и на стойбище ирокезов персонажи ходят в идеально чистеньких и выглаженных одеждах — это эстетическая ложь вне зависимости от степени вероятия превращения Героя Советского Союза в вождя индейцев. И когда, уже «став ирокезом», главный герой фильма в быту носит на повседневной ковбойке Золотую Звезду Героя — это тоже фальшивка. И т. д. и т. п. Нелепицы подчас вызывали у журналистской публики громкий иронический смех, но в финале просмотра все равно зазвучали аплодисменты. И от них веяло уже культурологической драмой.

    Итак, налицо избитые эстетические критерии и шкалы, испорченный вкус даже внутри какого-никакого нашего киноэкспертного сообщества, не говоря о массовой аудитории. Налицо уже ставшее рефлекторным желание поддержать свое, украинское, каким бы беспомощным и «недоладним» оно ни получилось. «Поганеньке, але своє» — привычная формула любого застоя, но никуда не годная «мудрость» в качестве девиза развития. Между тем отнюдь не на эстетику, а на идеологические цели своей новой работы упирал режиссер Михаил Ильенко, на словах объяснивший журналистам, что «ТимХто…» он имел в виду противостоять упадническому «чернушному» кино, которое заполонило наши экраны.

    «Оселедець» как «ирокез»

    Создать позитивный образ национального героя, активно действующего на широком планетарном поприще, а не в рамках привычной для украинца хуторянской замкнутости, — такой, помнится, была и главная идейная задача давней еще практически советской работы Михаила Ильенко «Фуджоу» (1993). Нынешний «ТойХто…» волею автора начинается с самоаллюзии — долгого плана наитивистской живописи из «Фуджоу». Вне сомнений, это читается как заявка на продолжение спустя почти 20 лет все той же темы. Но если в «Фуджоу» спасали юмор и самоирония, то в квазииндейской истории «ТойХто…» царствует томительная патетика.

    Вялая романтическая история про соперничество за любовь милой Любы Каримовой (с намеком на репрессированных «караимов» и Крым-«Караим») двух парней — будущего ирокеза Ивана Додоки (Дмитрий Линартович) и энкаведиста Степана Шулики (Виталий Линецкий), видимо, призвана как-то по-человечески утеплить голую «патриотику» авторского замысла. И надо поздравить сценаристов Дениса Замрия и Константина Коновалова, которым вместе с Михаилом Ильенко в «ТомуХто…» нередко на самом деле удается нажать на слезные железы дамской части аудитории, прекрасно для того тренированной телевизионным «мылом». Однако это все равно не вносит в действие картины драматургии в доподлинном смысле этого понятия, что имеет в виду борьбу характеров, рождающую свежую авторскую идею-послание.

    Здесь есть серия тривиальных политсимволов вроде кадра с детскими воспоминаниями героя о продразверстке и словах отца, прячущего от большевиков зерно и иконы в одной общей «схованке»: «Iкони — це для Бога, а зерно — це для людей». И такие достаточно плоские по мысли идеограммы рассыпаны по фильму Ильенко и скреплены лишь довольно условной канвой соперничества bad guy и good guy за сердце симпатичной дивчины. И за тем — никакой борьбы двух правд! И никакой «третьей» идеи автора. И все! В отсутствие ярких образных и стилевых решений — тоска смертная для мало-мальски мыслящего зрителя.

    Единственное «развлечение» скучающей на «ТомХто…» публики — гадание о логике привнесенной в действие индейской экзотики и авторских идейных мотивациях этого хода. Фильм оставляет стойкое ощущение, что для автора превращение советского украинца в индейского вождя (кстати, как такое могло случиться, как раз и не показано) — это лестный для украинского сознания факт. А вот если бы судьба забросила нашего героя-земляка не в Северную Америку, а на Папуа — Новую Гвинею и украинец там точно так же стал предводителем папуасов, не чурающихся, как известно, каннибализма, мы бы гордились торжеством своих национальных начал в глобальных масштабах или нет? Это для зрителя так и остается неизвестным.

    Между прочим, ирокезы — одно из самых воинственных и кровожадных индейских племен (по одной из версий перевода названия племени — «настоящие гадюки») — практиковали рабство и кровавые жертвоприношения с ритуальным каннибализмом. Сыграло ли это какую-либо роль в том, что именно такая народность увидела в украинце своего вождя? Или, может быть, значимой оказалась этнографическая перекличка примет «настоящего казака» у ирокезов и украинцев? Ведь первые прославились ритуальной прической мужчины-воина «мохок» — в виде гребня из волос, стоящих на бритой голове вертикально от густой жировой смазки. «Оселедець» запорожца, правда, просто уложен на его голой голове, но символический смысл обеих причесок аналогичен.

    «Романтик» Михаил Ильенко никогда прежде не проявлял качеств мыслящего оригинально автора. Вот и в «ТомХто…» он даже близко не подходит к сакраментальному вопросу: а гордились ли свирепые и свободолюбивые ирокезы своим украинским старейшиной-сачемом? Как и почему индейцы увидели в герое-украинце такого же ирокеза, как они сами? Это осталось неведомым как по фактам, так и в фантазиях постановщика. Зато авторы «ТогоХто…» щедро уделяют время сценам украинизации ирокезов занесенным в их края шальным украинцем. Наглядный урок-назидание русскоязычным гражданам Украины?

    Cамодел-кино

    Дежурный «патриотизм» застит сознание автора «ТогоХто…» как внутри сюжета, так и вне его. Например, Михаил Ильенко со товарищи не раз подчеркивали, что они опять-таки гордятся тем, что их фильм «снят исключительно украинской съемочной группой на украинские средства и силами украинских кинопроизводителей» (из пресс-релиза). Это особенно важно, считает Ильенко, и с ним трудно не согласиться. Ибо еще недавно для цветокоррекции, долби-озвучивания и некоторых спецэффектов приходилось обращаться к зарубежным фирмам. «ТойХто…» триумфально называется первым современным сугубо украинским во всех звеньях фильмом. Между тем и здесь не обошлось без подмухлевки.

    Так, DI-DI-колорист компании «Кинотур», работавшей над фильмом, — самый настоящий французский специалист по этому делу — Лоран Жанто. И какая разница, к нему ли в Париж привезли его «украинский заказ» или он сам приехал к нам для той же работы? А прокат 10 копий «ТогоКто…» эксклюзивно взяла на себя фирма с иностранным капиталом «B & H Film Distribution», возглавляемая известным читателям «2000» поляком-украинизатором Богданом Батрухом. Такой ли уж вполне национально независимой в производственном отношении получилась ильенковская сага об украинизированных ирокезах?

    Авторы «ТогоКто…» предлагают поверить, что их герой, заброшенный злой судьбиной в далекую Америку, сумел возглавить чужое племя и построить там свою «маленькую Украину». Однако сквозная натурная фальшивость всего действия — к сожалению, а не к счастью, снятого почти исключительно на украинских пленэрах, — не дает нам ни малейшего шанса поверить в эту историю. В кадре — ряженные в индейцев «наши люди». И даже у лошадей в кадре, как когда-то шутил Жванецкий, «наши морды». Неужели из 16 млн. грн., выделенных на картину, не нашлось 20 тыс. грн. для поездки в места проживания реальных ирокезов всего двух человек — оператора с режиссером?

    Существенно меньший бюджет имел «Брат-2» Алексея Балабанова, где едва ли не половина фильма снята таким «самодеятельным» образом в США. И никаких сомнений — Америка там настоящая. Это очень важно для сюжета. В украинском «ТомКто..» в кадре не только не видно никакой индейской Америки (актер Алексей Колесников в роли «доукраинского» вождя ирокезов — отдельная песня), но не видно и тех $2 млн., которыми экономное правительство «регионалов» побаловало «патриотичную» грезу о своей трансконтинентальной значимости. Вот и спрашивается: а в коня ли корм? Вариант: в того ли коня?

    И только самый первый кадр в «ТомКто…» по-настоящему красив и натурален — его снял «попутно» во время морского путешествия на яхте сам Михаил Ильенко и вставил в свой новый фильм. Это — горный ландшафт где-то на границе Аргентины и Чили. Увидев этот эпизод, можно смело не смотреть остальное. Но опять же: какое отношение имеет пейзаж Южной Америки к делам североамериканского племени ирокезов?
    *************
    Некоторые комментарии на статью

    ingvar 26.01.2012, 11:48
    Спасибо за статью.Видать,что и поныне кино делится на хорошее,плохое и …киностудии Довженко,то бишь украинское. Остается теперь посмотреть сам фильм.Подожду пока он в инете не появиться,а то деньги на такое тратить неохота.
    AlexSW 26.01.2012, 12:11
    когда-то очень развеселили ГДР-овские фильмы «про индейцев», которые были в варианте без полного дубляжа, с переводом поверх оригинального звука — смешно было слышать как «индейцы» кричали «Хальт! Шайзе!!» :)) но еще больше развеселили эти же фильмы на нашем ТВ — тут уже звучало «Здохни, падлюко!!» :))
    Пётр, Мариуполь 26.01.2012, 13:57
    Развеселили, Вы, однако, Александр! Особенно ирокезами-гадюками. Куда уж ихним до наших гадюк!Наши — отборные, — свет не видел! Недоросли ирокезы понимаешь, потому и в резервации парятся, а у нас в отличие — вся «ненька» — самая большая резервация в европе и филиал лаборатории $демократии.))) Что до «оскаров», то по словам уважаемого мною фермера А.Чермана: «… достойное применение «оскарам» — приёмник стеклотары»! С ув, Пётр.
    orokot 26.01.2012, 15:09
    Статью одобряю !В ней — все «достоинства» пукрив! Тупость , алогичность, дикая безграмотность , обезьянничание, самолюбование, и другие «достоинства» вэлыкойы начии!
    mm3 26.01.2012, 16:46
    Постебался Александр Рутковский хорошо, зачетно. Главный мессидж статьи тоже понятен: украинское=плохо. Спасибо, уяснили.
    Ozon 27.01.2012, 00:37
    mm3, как говаривал Иисус: «Ты сказал.« :))
    caligula 27.01.2012, 11:46
    в общем, просто трэш, как и все украинское. И не только кино, а вообще все
    Херсонец2012 27.01.2012, 19:11
    полностью разделяю мнение mm3.
    Oleg 27.01.2012, 23:52
    А я и читать статью не буду, так как ничего украинского не смотрю.
    Антропо 28.01.2012, 00:04
    Украинским мытцям очень пошла бы шляпа Наполеона.
    Антропо 28.01.2012, 08:33
    В моей юности был один человек… Он был душевно больной. Дай Бог ему всяческого здоровья. Он носил солдатскую фуражку без кокарды, и членский билет какого-то общества, с надписью, сделанной собственноручно: «мильцер»… Я до сих пор помню изумлённое лицо кондукторши, которой он предъявил своё «удостоверение», как свидетельство своего превосходства и права на бесплатный поезд. Несколько мгновений её терзали сомнения, но потом ей хватило ума и такта, чтобы не задавать глупых вопросов, и продолжить обелечивание. Он проводил её взглядом, исполненным снисхождения… Комплекс провинциальной неполноценности определяет творческий потенциал украинских мытцив. Их достижения смехотворны, а величие – бутафорское.
    Херсонец2012 28.01.2012, 09:53
    Ув Oleg, еженедельник 2000 — украинский.
    raptor23 28.01.2012, 11:52
    какая-то ерунда. или а.рутковский думает, что турецкий гамбит, цитадель — документальные фильмы, а где-то в тайге до сих пор бегает сибирский цирюльник? м.б. а.рутковскму не стоит играть в культуролога?
    Oleg 28.01.2012, 21:15
    Херсонец2012: <<>> Уважаемый Херсонец, еженедельник «2000» я читаю уже гораздо дольше, чем Вы, поэтому мне не надо говорить о его так называемой «национальности». Еженедельник может быть и украинский, но читают его в основном те, кто не поверил лозунгам продиоксиненных вождей о том, что «русский язык-язык попсы и блатняка», что «русский язык-это собачий язык». Еженедельник читают в первую очередь те,кто любит русскую культуру,русский язык и т.д.
    Херсонец2012 29.01.2012, 10:31
    Ув Oleg, причем здесь …«русский язык-язык попсы и блатняка»…«русский язык-это собачий язык! Просто Ваша безапелляционность «… ничего украинского не смотрю.« вызывает сочувственную улыбку.
    larisa 29.01.2012, 13:19
    Смотри украинское! 95 квартал, к примеру. Правда и эти ребята уже приелись. больше украинского и нет. А если и есть, то твори таких митцiв как ильенки смотреть опасно для здоровья.
    Genabor 30.01.2012, 16:32
    Идея панукраинства от папы передалась сыну Ильенко, неонацисту по идейному содержанию и действиям.
    ЛЕДОРУБ 31.01.2012, 08:19
    Не всё украинское плохо.Тому доказательством еженедельник «2000»
    Константин Савков 31.01.2012, 15:43
    Сценарий для «ТотКто…«-2. Американского летчика (индееца ирокеза) сбивают в небе Ливии. Он приземляется в украинском лесу ,возле бандеровского схрона. После приобщения аборигенов к демократическим ценностям летчик становится их вождем. Объеденив все бандеровские племена ,захватывают газовую трубу(привет мм3) и идут войной на Москву. И так далее…
    Oleg 31.01.2012, 22:16
    Херсонец2012:<<>> Ну и что7 Хотите-поулыбаться-улыбайтесь, только и всего.А я как не смотрел и не читал ничего украинского,так и не собираюсь этого делать.
    Oleg 31.01.2012, 22:18
    ЛЕДОРУБ: <<>> Прекрасные слова! Однако мне кажется, что звучать они должны несколько по-иному:не всё украинское плохо, хорошо украинское,но на русском языке».
    mm3 02.02.2012, 08:30
    Савков, а ты ж не дед старый. Откуда у тебя все эти комплексы — аборигены, омерико отакуе, и др.? Кодил бы себе дальше…
    yossarian 02.02.2012, 15:13
    Увидел трейлер по УТ-1. Заинтересовался — что это такое наснимали. А тут как раз статья ув.А.Рутковского. Спасибо ему за рецензию.
    NIIRU 02.02.2012, 20:59
    to Константин Савков Сценарий для «ТотКто…«-2 — по-моему замечательный сюжет для БОЛЬШОЙ РАЗНИЦЫ.

    http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=24738

    http://smi.liga.net/articles/2012-02-01/4125451-svershilos_ukrainskiy_film_udostoen_oskara.htm

    Мой комментарий:
    No comment!

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.