В 1992 году Международный планетарный центр в Нью-Йорке присвоил безымянной планете название «Шилов». А в 1997 художник стал действительным членом Академии социальных наук. Он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Ему присвоено звание члена-корреспондента Российской Академии художеств.
На улице Знаменке, в центре Москвы, уже несколько лет действует новая картинная галерея художника Александра Максовича Шилова. Явление необычайное для города, который давно не верит ни слезам, ни обещаниям, ни молитвам. Как так? У нас в стране, да при жизни художника, да запечатлеть работы в галерее, названной его именем! Дело новое и смелое. Но любопытство народа к экспозиции от этого только увеличилось. Москва действительно слезам не верит. Она верит только мастерству и профессионализму!
Прежде наша огромная страна знала Александра Шилова по многочисленным репродукциям, опубликованным в «Огоньке» и «Юности», сегодня его знает весь мир. Заслуженный художник РСФСР, Народный художник РСФСР, Народный художник СССР.
Чем же отличается творчество мастера, удостоенного таких высоких званий? Прежде всего — точностью и мягкостью в поиске цветового решения. Будьте графика, пастель или масло — портреты написаны удивительно нежно. Образы спокойные, отрешенные, как бы застывшие на мгновение. По каждой из работ видно, что она писалась длительно и кропотливо. А. Шилова называют непревзойденным техником современной живописи. Я замечала: у его картин люди останавливаются, отходят назад, потом подходят совсем близко, чтобы разглядеть мельчайшие детали: розовые до блеска, как будто только что накрашенные ногти или нитку жемчуга, обрамляющую свадебное платье… Множество черточек группируются и образуют стопроцентное сходство с человеком, к которому обращен взгляд художника. Бархат, меха, шелк, кружево и гипюр — любимые аксессуары А. Шилова. Он пишет это с особым удовольствием и восторгом. Не побоюсь сказать, что любой житель нашей страны втайне мечтал бы иметь дома своё изображение в каком-нибудь до вычурности барском наряде, исполненное именно в такой технике. Элитный портрет, как правило, обрамлен в богатую толстую раму. Его манеру-можно назвать монументальной портретной живописью.
В этом мы ещё раз убедились, побывав 27 июня в Московской государственной картинной галерее Народного художника СССР A.M. Шилова, получив приглашение посетить открытие новой экспозиции работ Александра Шилова в новом корпусе галереи.
И вот мы на презентации. Собралась вся элита Москвы. Мы буквально втискивались в показавшиеся нам узкими трехметровые дубовые двери.
Наконец, мы в зале. Оказалось столько народу, что нас притиснуло к стойке с открытками и буклетами. Где-то в центре этого столпотворения мэр Москвы Ю.М. Лужков эмоционально говорил о художнике. Потом была перерезана ленточка нового пристроенного помещения, и публика устремилась на четвертый этаж смотреть новую экспозицию. Нам, к сожалению, ничего не было видно, поэтому мы расслабились, перестали подпрыгивать и карабкаться на перильца, а внимательно посмотрели на то, что можно было увидеть. Приятно было узнавать знакомые с детства лица любимых артистов. Тут были и Муслим Магомаев с Тамарой Синявской, и Георгий Жженов и Вера Васильева. Чуть позже мы узнали Елену Образцову, Генадия Хазанова, Николая Караченцова, Наталью Селезневу, Михаила Ножкина. У нас, наверное, от давки были очень откровенные глаза, потому что с нами многие на всякий случай поздоровались.
Взять интервью у виновника торжества не представлялось возможным. Но на выход черканул нам автограф «С пожеланиями всех благ» Муслим Магомаев. И день, как говорится, уже не пропал даром.
На виолончелях в это время играл, как мы потом выяснили, «Каприз квартет». Живая музыка растекалась в пролетах только что отстроенных розовых мраморных лестниц и лепных колонн.
Время от времени среди общего шума можно было разобрать словосочетания: «без сомненья», «великий мастер» и «выдающийся». И, наконец, полезная информация: за 6 лет существования галереи её посетили более 700 тысяч человек!
— Самое важное для нас в этой ситуации, — говорил Ю.М.Лужков, — было не испортить центр Москвы. И новая пристройка удачно вписалась. Теперь в стране есть еще один мощный красивый культурный центр!
Далее мэр столицы поблагодарил художника за его творчество, верность России и Москве и поздравил с «новым подвигом».
Вслед за ним выступил президент компании РИНКО. Он тоже благодарил виновника торжества и Юрия Михайловича за доверие, а судьбу — за то, что именно ему посчастливилось вести этот проект. Строители вручили художнику громадный символический ключ от галереи.
А художник, в свою очередь, преподнес ответный букет цветов мэру Москвы.
— Для меня всегда было главным стимулом отношение народа, — говорил далее А. Шилов. — 90 процентов моих работ написано не на заказ. Пока будет биться мое сердце, я буду работать для вас!
Сюрпризом для всех присутствующих было то, что в этот день у Людмилы Сергеевны, мамы Александра Максовича — день рождения. Поэтому ей — цветы и слова признательности. И главное — в торжественной обстановке подписываются документы о дарении городу еще нескольких картин.
После окончания торжественной церемонии гостей попросили подняться на пятый этаж, где были накрыты банкетные столы.
Культурная и деловая Москва прохаживалась от стола к столу. Артисты рассказывали подробности последних съемок. Народный артист РСФСР Сергей Шакуров поведал друзьям, как A.M. Шилов три месяца рисовал его портрет…
Во время фуршета мы обменивались впечатлениями с известными артистами, и спустились в нижние залы для спокойного осмотра экспозиции.
Переходя от картины к картине, мы вновь и вновь отмечали, что художник проникает как бы вглубь, тщательно выписывает слои и складки. Морщинистые руки и совсем юные, гладкие; горбатые носы и курносые… Все выполнено очень грамотно и безукоризненно точно. Многим художникам не мешало бы у него поучиться. Убедились мы, что портрет народного артиста Сергея Шакурова в роли Меньшикова действительно хорош.
Кроме портретов в галерее представлены и лирические пейзажи.
Как мы узнали из описания на стенах галереи, А.М.Шилов в 1996 году обратился в Государственную Думу с предложением подарить Отчизне свыше 350 своих графических и живописных работ. Государственная Дума постановила принять этот дар. А 14 января 1997 года Правительство Москвы учредило Московскую Государственную картинную галерею, названную его именем. Благодаря личному участию мэра Москвы Ю.М.Лужкова для размещения коллекции был предоставлен особняк, построенный в начале 19 века Е.Д.Тюриным. Творчество А.М.Шилова представлено в двадцати одном зале, экспозиционная площадь которых составляет около 900 кв.метров.
Музейная коллекция А. Шилова постоянно пополняется новыми работами художника. Подтверждает он и данное обещание: каждую новую написанную работу приносить в дар родному городу. В настоящее время художник подарил Москве свыше шестисот картин и рисунков.
Светлана Савицкая
Публикация газета «Реут» г. Реутов 2003 г.