Все средства массовой информации объявили, что 10 сентября 2008 года состояся запуск Большого Адронного Коллайдера (БАК), построенного почти в центре Европы. Вовсю муссируются слухи о непредсказуемых последствиях, которые могут возникнуть в результате его работы. Здесь и «чёрная дыра», в которую может быть втянута наша Земля и многие другие явления, рождённые неуёмной фантазией авторов этих заявлений. Что ж, лишняя реклама никогда не повредит даже такому уникальному объекту, этому чуду строительной, инженерной и научной мысли.
Я не преувеличиваю. Как ещё назвать гигантский, фантастически гигантский, тоннель — кольцо, около 30 километров в окружности, под землёй, на глубине 100 метров, в прямом смысле слова, напичканный обрудованием, изготовленном с использованием последних достижений науки науки и техники? Уникальнейшим оборудованием, не имеющим, подчас, аналогов в мире.
Когда я читаю сообщения в прессе об этом коллайдере, я испытываю двойное чувство.
Первое — это вполне естественная радость и гордость за людей создавщих этот уникальнейший объект.
Второе — это чувство горечи и обиды. За себя. За своих коллег.
За нашу с вами Россию, наконец !
Точно такие же сообщения о запуске уникальнейшего объекта должны были появиться в прессе минимум лет 10 назад. Именно в то время должен быть сдан в эксплуатацию аналогичный объект в городе Протвино, Московской области. В России !
Почему же это не произошло ?
… В начале 80 — х годов прошлого столетия, мы и слова такого «коллайдер» не знали, а город Протвино был просто посёлком, Серпуховского района, Московской области.
Тогда же, на уровне ЦК КПСС было принято решение о строительстве на базе Серпуховского(позже Протвинского) синхрофазотрона, для расширения научно — технической базы расположенного там Института Физики Высоких Энергий (ИФВЭ)
Ускорительно Накопительного Комплекса — УНК, такого же, как и БАК тоннеля -кольца, окружностью около 30 километров, расположенного на глубине около 60 метров под землёй.
Как и в большинстве маленьких городов и посёлков СССР в Протвино было два основных городообразующих предприятия : уже упомянутый ИФВЭ и Управление строительства 620 (УС-620).
Можно смело сказать, что последующие 10 — 15 лет эти предприятия жили мечтами и чаяниями строительства УНК.Но поскольку УС — 620 не занималось строительсвом подземных сооружений , в Протвино вначале было переведено одно из подразделений «Харьковметростроя», а в 1984 году с БАМа был передислоцирован Тоннельный отряд №16. К этому времени УС — 620 успело подготовить площадки для начала подземных работ.
К началу 1985 года подземные работы велись уже на нескольких площадках . Расширение работ требовало координации действий. Вначале было создано Управление Строительства УС — 17, позже переименованное в УС ПротонТоннельСтрой (УС ПТС), объединившее в себя все подразделения, занятые на подземных работах. За быстрыми темпами подземных работ не поспевали проектировщики, было решено создать своё проектное бюро, обновлённое название Проектно Строительное Объединение ПротонТоннельСтрой ( ПСО ПТС ) осталось по сей день.
К 1993 году были практически закончены подземные работы для первой очереди запуска УНК . В общей сложности было пройдено около 50 километров горных выработок различного диаметра, построено около 30 стволов, в готовых подземных выработках начался монтаж коммуникаций и оборудования УНК. Одновременно силами УС — 620 на поверхности было капитально оборудовано более 20 промышленных площадок с многоэтажными производственными зданиями, к которым были проложены трассы водоснабжения, отопления, сжатого воздуха, высоковольтные линии электропередач, начало поступать заказанное ранее изготовленное уникальное обрудование…
Происходящие тогда демократические преобразования в СССР безусловно сыграли положительную роль в строительстве УНК. Разрушение «железного занавеса» дало возможность закупать за рубежом современное горно — проходческое оборудование, а нашим специалистам обучаться там работать на нём . При строительстве стволов применялась технология, используемая при строительстве шахтных стволов для ракет, что раньше было абсолютно секретным. Но последующий развал СССР начал, а затем переход России на рыночную экономику «завершил» строительство УНК. Финансировать строительство стало просто некому. В те времена глобальных перемен было не до науки…
В настоящее время наземные сооружения почти все разрушены, финансирование производится только на поддержание и охрану подземных выработок — разрушение их может привести к экологической катастрофе.
У какого то народа есть самое страшное ругательство — пожелание » Что б тебе жить во время перемен ! «. Что поделаешь, если судьба приподнесла нам такой «подарок» ?
Ещё живы свидетели разрушения Храма Христа Спасителя, а мы уже успели на его месте построить новый и, наверное, ещё лучший Храм.
Кто знает, может я или помоложе свидетели строительства УНК доживут до того времени, когда на том же месте в Протвино, всё же будет достроен и запущен в эксплуатацию объект, а как он будет называться УНК, БАК или ещё как нибудь не имеет значения.
Главное, что бы он работал! Это будет самый лучший подарок не только всем физикам, но и нескольким десяткам тысяч строителей, которые в течении 15 лет работали на строительстве УНК, не жалея ни сил, ни здоровья, а иногда даже и жизней.
Я не могу назвать всех их , но думаю они простят меня, если я назову имена только трёх человек, которых нет сейчас с нами:
1. Прокудин Алексей Александрович — первый начальник УС — 17, УС ПТС, ПСО ПТС
2. Мартынов Виктор Иванович — начальник Тоннельного отряда № 40
3. Махнутин Юрий Александрович — заместитель главного инженера ПСО ПТС.