Люди и плесень

Имя Зинаиды Ермольевой, как правило, знают лишь медики. Остальные если что и слышали о ней, то совсем немного, мол, выдающийся врач, исследователь. И это при том, что наша землячка (родилась неподалеку от Сталинграда (Волгограда) за годы своей жизни спасла миллионы людей от холеры, создала первый в мире антибиотик – пенициллин, который до сих пор используется в медицине.

Первые успехи

В 1898 году в Арчеде, позже переименованной во Фролово, в семье железнодорожника-казака родилась девочка, которую назвали Зиной. Жизнь была тяжелой, и когда в 1908 году умер отец, вдове Александре Гавриловне ничего не оставалось, как вместе с двумя дочерьми — Зиной и Леной — переехать к родственникам в Новочеркасск. Но никакие трудности не сломили желание девочки учиться: окончив школу, она поступила на медицинский факультет Северо-Кавказского университета в Ростове-на-Дону. Широкий кругозор, любовь к науке, стремление быть полезной людям – талантливого медика быстро заметили и оставили работать ассистентом на кафедре микробиологии.

— Уже тогда Зинаида Виссарионовна вплотную занялась поиском лекарственного препарата против холеры, — говорит инструктор по гигиеническому воспитанию музея гигиены и истории здравоохранения Лидия Васильевна Анисимова. – Через два года после окончания вуза была опубликована первая научная работа Зинаиды Виссарионовна, практический материал для которой Ермольева брала в самом Ростове-на-Дону, где в 1922 году бушевала эпидемия холеры. Тогда исследовательница и пришла к выводу, что кроме классического возбудителя холеры – холерного вибриона, есть его разновидности. А через несколько лет усиленной научной работы Ермольева решилась на эксперимент: на себе доказать правильность сделанных выводов. Молодая исследовательница натощак приняла 4 миллиарда микробных тел холероподобного вибриона. Через сутки у нее развилась классическая картины холеры, с которой молодой организм справился. Чуть позже Зинаида Виссарионовна разработала методику хлорирования воды, подаваемой в водопроводные системы городов. И тем, что сегодня хлорированная вода в наших кранах не является разносчиком холеры, весь мир обязан Зинаиде Виссарионовне.

С зарубежным опытом

О научных достижениях медика из Ростова-на-Дону вскоре стало известно в столице. В 1925 году ее приглашают в московский Институт биохимии, на базе которого она создает Лабораторию биохимии микробов. Разработки группы ученых во главе с Ермольевой оказываются настолько успешными, что государство денег на Лабораторию не жалеет. В 1928 году, когда страна стояла на пороге очередного Голодомора, Ермольеву отправляют в научную командировку во Францию во всемирно известный институт имени Пастера, а затем – в Германию, где она совершенствует свои знания в области микробиологии. Вернувшись в Советский Союз, она в 30-е годы прошлого века активно исследует лизоцим, который препятствует развитию микробов. Проведя уникальные опыты, Зинаида Виссарионовна смогла разработать метод выделения лизоцима, установить его химическую природу. Причем исследования оказались настолько уникальными, что содержание лизоцима было обнаружено даже в человеческой слезе и в некоторых растениях, что позволило с научной токи зрения объяснить древние секреты народной медицины.

Кстати, открытие Ермольевой стало применяться не только в медицине: лизоцим до сих пор используют при обработке волокон в текстильной промышленности и в качестве консерванта для черной икры.

Спасение Азии

— В 1939 году Зинаида Виссарионовна становится профессором, — продолжает рассказывать Лидия Васильевна. – Мировая слава, собственная лаборатория,  безоговорочная государственная поддержка – Ермольева оставляет столичные кабинеты и отправляется туда, где свирепствует холера, — в Среднюю Азию. Именно там она впервые в мире внедряет собственные разработки — бактериофаги – вирусы, которые разрушают клетку холеры изнутри. Достижения Ермольевой позволяют спасти десятки миллионов жизней: когда в соседнем Афганистане вымирали целые города, в Средней Азии не было ни одного очага эпидемии.

Многие эксперты считают, что сделанное Ермольевой в конце 30-х годов пошлого века по своим масштабам и важности сопоставимо лишь с современными попытками выработать вакцину против СПИДа. Правда, с той разницей, что Ермольевой удалось добиться результата в полевых условиях, а современная наука топчется на месте. Возможно, Зинаида Виссарионовна стала бы автором еще нескольких передовых медицинских разработок, но тут грянула Великая Отечественная война, и Ермольева вернулась на свою родину – в Сталинград.

Первый антибиотик

И как раз вовремя: в городе, где, казалось, холера давно побеждена, начали возникать очаги заболеваний. Нужны были срочные меры, которые бы предотвратили возможную эпидемию. В противном случае, полумиллионный город, в который прибывали сотни беженцев из восточных оккупированных немцами территорий, где находилась важная железнодорожные и водные пути, соединявшие центр страны с Кавказом и Средней Азии, мог стать центром распространения страшной болезни. Достаточно было двух недель, чтобы вирус распространился по всей стране, сделав ее совершенно беспомощной перед наступающим врагом. И тогда – гибель всего государства… Словом, работа Ермольевой в Сталинграде контролировалась на самом верху. Ей были предоставлены такие полномочия, о которых могли лишь мечтать генералы и первые секретари обкомов партии. Ежедневно бактериофаг, разработанный Зинаидой Виссарионовной, принимало не менее 50 тысяч человек, десятки тысяч проходили обследование в специальной лаборатории. Но препарата все равно не хватало. И тогда в полевых условиях была налажена производственная линия по выпуску бактериофага. За считанные дни холера на юге страны была побеждена. Ермольева по личному указу Сталина была награждена орденом Ленина, а чуть позже получила Государственную премию.

— Одновременно Зинаида Виссарионовна вела работу над другим препаратом, без которого не мыслима даже современная медицина, — продолжает рассказывать сотрудница музея. – Все дело в том, что сотни тысяч бойцов погибали лишь по той причине, что не существовало препаратов, препятствующих развитию микробов. Остановить  процесс гнойных осложнений могла лишь плесень. В 1942 году, когда над головой летали пули и снаряды, Зинаида Виссарионовна проводила опыты по выделению штамма пенициллина. И своего добилась: в 1944 году первый в мире антибиотик был применен на фронтах Великой Отечественной войны. С тех пор лучшего противомикробного средства так и не придумали…

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.