Интервью с Машей Знобищевой
http://www.stihi.ru/avtor/raduus

Мария Знобищева была участницей Первого Сборника Поэзии Фонда Всм в бумажном формате и его редактором.. Позже поступила  в аспирантуру и, времени на Интернет перестало хватать.
Кто же такая Маша?
26 апреля успешно, с блеском прошла защита её кандидатской диссертации «ГОГОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ ЕСЕНЕНА: ФИЛОСОФИЯ И ПОЭТИКАРУССКОГО ПРОСТРАНСТВА» в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина  При подготовке диссертации ведущей организацией выступил Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской Академии наук.  Оценка реферату дана высшая.

У меня возник вопрос, как у неё в двадцать два года созрело решение поступить в аспирантуру? Или молодость не знает страха? Мне захотелось побеседовать с Машей. И вот передо мной хрупкая, молоденькая  девчонка, хотя у неё уже полуторагодовалая дочка. Маша отвечает на мои вопросы.
1. — Маша, ты очень рано пришла в литературу. Расскажи о начале твоего пути.
— Стихи начала сочинять ещё в детстве, как и большинство обычных детей. Мне нравилось играть в слова, вслушиваться в их музыку. Это заметили родители, которые с интересом отнеслись к моим первым опытам.
2. Чем стала для тебя и таких же других девчонок «Тропинка» В.Т. Дорожкиной?
— А в 10 лет я впервые познакомилась с Валентиной Тихоновной Дорожкиной. Помню, как принесла ей общую тетрадку с первыми неуклюжими стихами, и  с тех пор начала с удовольствием посещать занятия этой замечательной литературной студии. Валентина Дорожкина – мастер своего дела, она уникальный педагог и сердцевед. Именно благодаря ей детская неуверенность, подростковые комплексы, мысли об отличности от других и сокровенном одиночестве, которые приходят в голову любому юному автору, переплавлялись в творчество и труд, отсекались, как что-то лишнее по отношению к работе с живым Словом.
3. Расскажи, пожалуйста, о литературно-художественном фестивале «Начало» в Рязани, где ты заняла первое место. Сколько лет тебе тогда было?
— Это действительно было «Начало». Мне было 13 лет. Мы поехали в Первый выход за пределы Тамбовской области, первое выступление перед большой аудиторией, первый трепет перед высокими литературными судьями. А ещё паломничество на родину любимого поэта, знакомство с юными талантами из других городов (они и до сих пор остаются моими близкими друзьями).
4. -Маша, в Тропинке вы выпускали рукописные книги. И у них было интересное продолжение. Мне хотелось бы услышать,  что вы чувствовали в тот момент? Я помню, когда мы в литературном объединении «Радуга» Милосердова выпускали первый, а затем второй рукописные альманахи радужан, то радость и гордость переполняли каждого – это была первая книга, куда вошли наши стихи.
— Да, и  у нас, конечно, были похожие чувства. Они обострялись нашей юностью. Держать в руках собственную книгу, пусть и рукописную, — это нечто сродни материнству. Теперь, когда у меня есть возможность сравнивать ощущения, не устаю удивляться их схожести.
5. Маша, ваши «тропинчата» часто ездили на молодёжные слёты в Подмосковье. Расскажи, кто их организовывал, какие вопросы там рассматривались. И какие результаты от этих слётов?
— В Москве неоднократно проводились Слёты «Дети Солнца», в которых участвовало около 10 воспитанников «Тропинки». Кроме того, в подмосковном пансионате «Липки» ежегодно проходят Форумы молодых писателей России. Там побывали Елена Захарова, Елена Антошкина, Александра Николаева и ваша покорная слуга. Помимо непосредственного обсуждения рукописей участников, звучали лекции о современной литературе, проводились авторские мастер-классы, творческие вечера. Мы чувствовали себя вовлечёнными в диалог с известными поэтами современности, хотелось учиться у них, хотелось «дорасти». И, конечно, самым ценным было неформальное общение участников, целую неделю имеющих возможность обмениваться стихами и прозой, спорить и размышлять, делиться чем-то очень личным.
6. А теперь расскажи о защите диссертации. Мы испытали радость, сравнимую с восторгом от новости о рождении твоей дочки.
— Защита – лишь завершение одного из этапов пути. Главным итогом этой работы я всё-таки считаю написание диссертации, в которой отразились мои литературные и человеческие пристрастия, размышления о судьбе России, её культурно-историческом пространстве. Я благодарю своего научного руководителя, профессора Ларису Васильевну Полякову за восемь лет совместного труда и веру в меня.
7. Ты теперь квалифицированный литератор. С высоты своих знаний, опыта, скажи, литературные объединения нужны молодёжи, да и всем творческим  людям?
В Интернете очень часто идут нападки на такие объединения, как ваша Тропинка, наш Фонд. Почему это происходит? Зависть к успеху? Не лучше ли было стремиться к познанию, к совершенству своего творчества? Права ли я в своих рассуждениях? Ведь столько сил тратится впустую.
— Думаю, литературные объединения – это хороший старт, где ты можешь осознать границы себя, отличить «своё» от «не-своего», встать на крыло. У Пушкина было священное лицейское братство, у поэтов серебряного века – творческие мастерские и литературные салоны. Но, становясь большими художниками, художниками в настоящем смысле слова, поэты разрывали рамки литературных школ и формальных течений. Они начинали самостоятельный полёт. Однако было бы неправильно отрекаться от родины, забывать то гнездо, где тебя приютили беспомощным птенцом. Молодёжи нужна поддержка и опора, но в какой мере – каждый решает для себя сам.
Что же касается выпадов в Интернете, то мне думается, что в них звучит вечный протест свободных художников против формализации искусства. Я не устану повторять: тот, кто по-настоящему свободен, свободен изнутри, не нуждается во внешнем раскрепощении и прекрасно понимает, где и с кем должен сейчас быть. Безусловно, литературные битвы проходят и забываются. Остаётся творчество. Остаётся слово. А оно не терпит суеты, мелочности, вражды. Душа, зеркало которой мутнеет в одну минуту, больше не может творить, и тогда наступает молчание. Вот чем опасна слежка за собратьями при отсутствии работы над собой.
В целом, это имеет отношение не к Поэзии как таковой, а к литературному процессу. Лучшие же показатели работы того или иного объединения, школы, направления – это качественно новые произведения искусства. Если они есть, начинание можно считать благим и оправданным.

— Спасибо за беседу, Маша. Желаю творческих успехов.

Позволь. я здесь приведу своё любимое

В ночь твоего рожденья

Мария Знобищева

Ревел над крышей гром,
И я — тигрицей в клетке.
Берёзы за окном
Заламывали ветки.

Но вот прошла гроза,
Уснув благоразумно,
И я твои глаза
Увидела сквозь сумрак.

Смотрели на меня,
Ликуя, а не плача,
Два синие огня
Таинственно-кошачьи.

Слегка ослеплены
Каким-то странным светом,
Две дальние луны,
Две близкие планеты.

Тебе — что мир вокруг?
Устроиться,усесться б,
Подплыть в ладье из рук
К груди моей, где сердце,

Там, где душа с душой,
Как жизнь и смерть, едины.
Мне быть, как мир, большой
Теперь необходимо,

На волю отпустить,
Что к небу не пускало,
И для тебя растить
Цветы на голых скалах.

И ты меня пусти
К себе, в свой синий сумрак.
Мне в жизни не постичь
Бровей твоих рисунок…

Моя в ресницах грусть.
Суровость губ — откуда?
И я тебя боюсь,
Немножечко, как Чуда.

А ты меня — нет-нет,
Ни капельки, ни капли!..
За окнами рассвет.
Ну что, расскажем папе?

                  Интервью проводила Зинаида Королёва

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.