Не любят у нас Княжьего Леса, нет, не любят. А все потому, что место там страшное, заколдованное. Вот уже больше ста лет народ боится ходить туда.
Как подойдешь к Лесу-то Княжьему — увидишь старую дорогу. Одно название, что дорога: все заросло, завалило обломками деревьев, изъеденными червями и расщепленными грозой. Слева от дороги — ветхая сторожка, вся заросшая диким виноградом. Только очень внимательный разглядит под листвой кирпичную стену. Штукатурки на кирпичах давно нет, обвалилась вся. Нечистое это место и дикое…
А если подойти к сторожке вечером, когда уже смеркаться начнет, то можно увидеть, как из ее оконца свет пробивается. Редкий человек отважится подойти к ней в темноте — среди бела-то дня жуть берет. Из местных — смельчаков не находилось. Никто не хотел пропадать даром.
Прослышал про гиблое место присланный учитель Алексей Иванович.
— Не боюсь, — сказал он,— глупых суеверий. Желаю провести научное исследование. Никаких призраков не существует, есть только явления природы.
И вот, как солнце покатилось за Княжий Лес, собрался он идти к холму, на котором Лес растет, к заросшей дороге и таинственному домику. Отговаривали его старики всем селом, да он только упорнее становился. Делать нечего, дали ему на прощание советы и проводили с Богом.
К сторожке молодой учитель подошел уже затемно, хотя и вышел из дому с приличным запасом времени. Действительно, из окошка сочился звенящий голубой свет. Страх охватил Алексея Ивановича, даже сердце заколотилось. Но устыдился он своей слабости и сказал себе:
— Чего это я испугался? Нет, как хотите, а я эту загадку разъясню, клянусь таблицей Менделеева!
Подошел к оконцу, листья раздвинул и заглянул внутрь. Мрак в сторожке разрежался только тусклым пламенем огарка свечи, воткнутого в пузатую глиняную бутылку, всю заплывшую воском. Огонек высвечивал старую большую кровать, рядом — клавикорды. На столе — ворох бумаг, гусиное перо, бронзовая чернильница с крышкой. Здесь же — открытый полированный ящик, а в нем — пара дуэльных пистолетов.
На красном бархате кровати лежит молодой человек. Белая рубашка с кружевным воротником, черные кавалерийские штаны, заправленные в начищенные до блеска сапоги. По виду вроде бы спит, но при этом губы шевелятся, как будто что-то шепчут.
Увидел такую картину Алексей Иванович и обомлел. Уж больно обстановка несовременная, музейная какая-то. Что-то здесь не так. Отошел он от окна, стал дверь искать. Шуршал-шуршал — еле нашел. Толкает ее туда-сюда, а она не подается — видать, давно никто не открывал. Наконец налег на нее учитель плечом — она и распахнулась. Глянул внутрь — а там пусто! Присмотрелся. Осторожно переступил порог. Под ногами мягко пучился мох. Сторожка оказалась пустой: сырь, паутина, на стенах плесень. Темно, только из маленького оконца свет со двора сочится.
И так жутко ему стало! Разом и про суеверия забыл, и про таблицу Менделеева. Перекрестился, бросился наружу, приник к окну. Что такое? Опять молодой человек лежит на красной кровати, стол, свеча, перо…
Снова побежал Алексей Иванович к двери, зашел внутрь— одна пыль да паутина. Почуял учитель, как у него волосы на голове шевелятся. И задал он такого стрекача, что до самого нашего Ново-Успенского только пятки сверкали. Бежит мимо магазина, пот градом катится, глаза вот-вот от страха вывалятся. А старики, те самые, которые его отговаривали, на завалинке все еще сидят.
— Эй! — кричат. — Лексей Иваныч! Дом свой пробежал. Остановись!
Учитель остановился, а слова вымолвить не может. Стоит посреди улицы, словно по колени в землю вкопанный. Лицо белое, губы дрожат.
Усадили его, кваском холодным отпоили — отошел человек!
— Ну, расскажи толком, что случилось? — видя, что он пришел в себя, попросили старики.
Учитель все как на духу рассказал.
Старый-престарый дедушка Федор Терентьич (весь седой, еле ноги таскает) покачал головой, причмокнул полуживыми губами и произнес:
— Вот и выходит, братцы, что Княжий Лес — место нечистое. И стало быть, история про Старого Графа — не сказка, а самая что ни на есть быль.
Тут, конечно, все стали просить: расскажи, мол, про Старого Графа. Эту историю у нас всякий слышал, но всегда хочется подробнее знать. И вот что старый Терентьич рассказал.
— Давным-давно — я еще ребенком был — рассказывали мне покойные отец с матушкой о том, как жил в наших местах граф Яворский. Дворец его располагался как раз на вершине холма, в Княжьем Лесу. Тогда, конечно, не было таких зарослей. Прямые дороги вели к подъезду. Домина огромный — окон в шестьдесят, крыльцо с десятью белокаменными колоннами. службы рядом — словно целый город. Тут тебе и оранжерея, и театр, и конюшня, и псарня. И ведь какая мастерская работа: камень резной, филенки, окна выше человечьего росту, в аллеях — статуи! Все вроде бы есть для роскошной жизни. Но даже в самую цветущую пору так было грустно и тоскливо здесь, что никакими словами не описать.
Графская дворня в трудах не убивалась, жила вольготно. И при этом никто хозяина не любил. Все боялись! Чем дальше, тем больше шел по земле слух, что Граф наш — то ли упырь, то ли колдун, то ли то и другое вместе. А уж страшон был — сил нет. Ростом маленький, голова лысая, глаза желтые, усы какие-то грязно-серые, аж зеленцой отдают, а на загривке шерсть растет, как у волка-оборотня, даже из-под воротника рубашки выпирает.
Были у него две жены, обе молодые, обе красавицы, и обеих он пережил и схоронил в своей Успенской церкви. А уж церква-то эта… Одно слово, что церква, а глубже копнуть — так самое поганое место. Вся как есть исчеркана какими-то знаками, гиегроглифы называются. А уж иконы-то… Не образа — соблазн один. Глядят, ухмыляются, будто сейчас подмигнут. И ведь не хотели храм освящать; уж не знаю, как Граф заставил правящего архиерея, какие тыщи заплатил, чтоб тот согласился освятить престол.
И священник-то подобрался такой же поганец, как и хозяин: Великим постом, говорят, мясо ел. Ну, знамо дело, крестьяне в ту церкву ни ногой. У нас в селе храм хоть и старый, хоть и деревянный, и беден, и тесноват, да уж зато православный.
Странная жизнь была в графском дворце. Что праздник, что будний день — почитай каждый вечер — музыка, танцы, пир горой, в окнах свет стоит, точно белым днем. Актеров приглашали: граф без театра прямо жить не мог — бесовская потеха!
И вот однажды приехали актеры. Дали представление и отправились своей дорогой. А двое остались: одна актерка, необыкновенной красоты девица — высокая, статная, золотоволосая и светлолицая, в длинном голубом платье с красным поясом, и жених ее, отставной офицер. Он был тоже хоть куда. Стишки все писал да следом за ней ездил. Ни минуты без нее прожить не мог. Куда она, туда и он. Вот как раньше любили. А стихи какие писал! Жалко, старый стал, не помню, а по молодости, бывало, наизусть учил по тем листочкам, что дворня нам в село приносила. Стишки все больше про несчастную любовь, жалостливые до невозможности. Прочитаешь — и сердце замрет, а на глаза слезы наворачиваются.
Актерка (Виолеттой ее звали, имя какое-то не нашенское) шибко приглянулась Графу. «У вас, милочка, — уговаривал Виолетту, — талант. Вы не должны его по балаганам разменивать. Оставайтесь в моем театре, вы здесь будете настоящей звездой».
Одним словом, осталась она и поселилась со своим поэтом в той самой сторожке у дороги. Ладно жили. Но долго ли, коротко ли, а начал Граф под актерку подлаживаться. Стукнул ему бес в ребро, страсть распалилась. Дорогими нарядами да драгоценностями всю осыпал! Простудилась она— так он из самого стольного града ей лучших докторов вызвал! Пылинки с нее сдувал. «Вы моя царица, — говорит,— жить без вас не в состоянии! Будьте моей женой!»
Он, конечно, и старый, и страшный, а легко ли девушке отказать, когда такое богатство само в руки идет? Ведь и деньги, и дворец — все должно ей достаться вскорости. А что ей мог поэт предложить? Свои стихи, кусок хлеба да стакан вина, и то не всегда. В общем, согласилась, бедная. Уж не знаю, какими правдами и неправдами, а выхлопотал старик разрешение на третий брак, обвенчались они в графской церкви, сыграли свадьбу…
Жизнь, конечно, невеселая пошла. Виолетта со своим упырем мучается, а поэт в сторожке заперся, лежит, сердце его на части рвется, красным вином тоску заливает и стихи сочиняет. Наладился он своей подруге стихи передавать. Та прочтет — и плачет, плачет… А как наплачется — письмецо ему напишет. Тот тоже ей в ответ: мол, если бы мне сейчас предложили возложить все, что я сочинил и собираюсь сочинить, на одну чашу весов, а на другую — мое желание навсегда быть вместе с тобой, желанной и осязаемой, — вторая бы чаша перевесила.
В общем, любовь действительно перетянула, и они стали тайком встречаться. Завертело, закрутило их обоих. Виолетта совсем голову потеряла от любви. Ждет не дождется вечера. Через своих людей письма ему передает. В них только одно и пишет: «Здравствуй, мой любимый, милый и ласковый! Я очень по тебе скучаю. Жду вечера, когда мы снова будем вместе. Ты обнимешь меня, погладишь мои волосы и поцелуешь. А у меня что-то сожмется внутри, и я прижмусь к тебе всем телом. Задрожат мои коленочки, губы зашепчут бессвязное-ласковое в благодарность за то удовольствие, что ты мне даришь…»
Но вот однажды Старый Граф перехватил такое письмо. Прочитал — и разгорелся черной злобой, потек ядом: «Заговор устроили?! Смерти моей хотите?! Так не быть вам вместе! Вечно будете вы друг друга искать и не найдете, и не встретитесь, не соединитесь, доколе бел-горюч камень с моим знаком черной водой не укроется!»
Сказал так — и сделал заклятье, заколдовал жену свою и несчастного поэта.
Прошло невесть сколько времени… Давно уже сошел в землю старый колдун, дворец разрушился, развалились и театр, и оранжерея, и псарня. А после революции и вовсе Княжий Лес без хозяев остался. Весь холм зарос, бесовская церковь в руины обратилась, прежняя дорога покрылась деревьями да кустами, и сторожка вся заросла…
Но сказывают, что по ночам среди страшных стен, там, где прежде были роскошные залы, ходит женщина в голубом платье с красным поясом. И не может она добраться к любимому, плутает в здешних развалинах.
А поэт до сей поры живет в сторожке у холма, лежит на красной кровати, пьет терпкое вино и пишет стихи. И не может он выйти наружу, потому что сторожка его заколдована. Откроет дверь, шагнет за порог — и тут же оказывается на прежнем месте, в своей комнате.
И вечно так будет, пока бел-горюч камень с графским знаком не покроет черная вода.
Когда Алексей Иванович рассказал эту историю супруге своей, Марии Александровне, та задумалась. День думала, два думала, а на третий собрала пятерых своих учеников, которые посмелей да посмышленей, и повела их в Княжий Лес.
И представляете, зачем пошли? Искать бел-горюч камень. Целую неделю ходят-бродят, ничего найти не могут. Все уже удивляться начали: «Чудит Мария Александровна. Как можно в таких зарослях что-то найти? Разве что лоб себе найдешь: треснешься обо что-нибудь да шею свернешь».
Однако женщины, знамо дело, народ упорный и настойчивый. Как вобьют себе что в голову — нипочем потом не выколотишь. Да и то сказать — уж очень жалко ей стало актерку с поэтом.
И вот на седьмой день, около полудня, когда солнце стало даже сквозь деревья припекать, подошла учительница со своей ватагой к Успенской колокольне с умолкшими давно курантами. Тут один из ее учеников и говорит:
— Смотрите-ка, Мария Александровна, вот могила Старого Графа.
Глянула она, видит — высокий памятник из белого мрамора, на нем чудная какая-то надпись не по-нашему и графский герб. И тут ее как обожгло: вот же ведь этот бел-горюч камень!
— А ну-ка, — говорит, — ребятки, давайте сюда веревку!
Обмотали они плиту веревкой и только дернули — памятник будто сам собой поехал да и покатился с обрыва — бух! бух! бух! И внизу раздалось гулко и страшно: бу-ух! Это упал камень в старый пруд под горой, черный, весь заросший.
И тут же удар грома раздался, словно гроза началась. А вслед за ним на Успенской колокольне колокол курантов отмерил шестой вечерний час. И все, кто стоял рядом, увидели, как в одном из окон церкви промелькнула женская фигура в голубом платье с красным поясом. А дверь сторожки распахнулась, и из нее выбежал молодой мужчина в белой рубашке и черных кавалерийских штанах, побежал к церкви, пригибая голову под ветвями старых деревьев. Дверь церкви оказалась запертой, и он не мешкая нырнул в темный проем нижнего окна. Через окна было видно, как он бежал по дряхлой лестнице, вытянув вперед руки. И звенел, колотясь о холодные стены, его сильный голос:
— Виолетта-а-а!
Снова грянул гром, и через несколько минут из окна восточной стороны церкви выпорхнули два белых голубя и, набирая высоту, пропали в розовых облаках.
Тем же вечером — хотите верьте, хотите нет — рухнула и совсем развалилась сторожка у старой дороги. А женщину в голубом платье с красным поясом и мужчину в белой рубашке с тех пор никто не видел.
Но и сейчас из Ново-Успенского в Княжий Лес никто не ходит. Не любят у нас Княжьего Леса, нет, не любят.
Очень понравилась сакзка Мне кажнтся она где-то даже современная Под графом ясно прочитывается «новые русские» а под бедной девкшкой узнаётся современная «золушка» Ну и хорошая концовка — как во всех сказках
Вы правы, сказка должна всегда быть с хорошим концом. Боевиков нам и по телевизору хватает.
These pieces rlleay set a standard in the industry.
That’s raelly thinking out of the box. Thanks!
Как сказанно в евангалистской заповеди,любите ближнего /или ближнюю/,но не попадайтесь! Именно такой /согласна: достаточно ироничный/ вывод можно сделать из сказки Виктора Мельникова «Зачарованный камень». И уж коли я начала с цитирования,то продолжу словами русского историка В.Ключевского: любовь женщины даёт мужчине минутные наслаждения и кладёт на него вечные обязательства и пожизненные непрятности. Чего же касается конкретно истории, поведанной в сказке, то она, на мой взгляд, и хороша,и привлекательна именно в наше сегодняшнее,сугубо прагматичное время своими НЕСОВРЕМЕННОСТЬЮ и,как бы это лингвистически грамотнее сказать, РУССКОСТЬЮ. Аналогий «Зачарованному камню» в русской, и именно классической /поскольку Мельников в своём творчестве явно тяготеет к классическому изложению литературных материалов/ литературе можно увидеть множество,начиная от «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина и «Разуверения» Е.Баратынского /помните: «Не искушай меня без нужды…»?/ и продолжая «Сказкой о жабе и розе» В.Гаршина, «Тупейным художником» Н.Лескова. / И это,естественно, только пришедие на ум примеры/.
Мистика всегда считалась и считается у литераторов очень обманчивой художественной формой. Если рассказ пишется только ради самой мистики /любования угнетённым настроением,зловещим антуражем,мрачными пейзажами/ то это,конечно, заведомо проигрышный в художесственном / но не в коммерческом/ плане вариант. Если же мистика — средство наиболее зрелищного воплощения идеи, то при достаточном мастерстве этот вид повествования безусловно выигрышен /что видно в представляемой сказке/. Плюс к тому композиция «Зачарованного камня» остросюжетна и представлена опять же её классическим вариантом: наиболее значимое событие поставлено в самый конец повествования, а такой литературный приём,как временный прыжок,рождает ощущение трагичности и быстротечности человеческой жизни. Описание пейзажей усадьбы, интерьеров дворца и сторожки очень удачно работают здесь на стиль изложения — одновременно и орнаментальный / то есть,насыщенный метафорами/, и романтический,определённый соответствующей лексикой. Да, в таком изложении трудно избежать клише к типовым образам, и они здест есть / сам граф — то ли упырь, то ли колдун соответственно маленького роста,лысый с жёлтыми глазами,грязно-серо-зелёными усами и шерстью на загривке. Главная героиня, «актёрка» — высокая,статная,золотоволосая и светлолицая. Её жених — отставной офицер, «он был тоже хоть куда»/. Но опять вопрос — а стоит ли их здесь избегать /вспомните пушкинскую поэму «Руслан и Людмила». Казалось бы,кругом одна типичность, штамп, — а с другой стороны — шедевр из шедевров,никуда не денешься!/.
И подводя итог,можно с уверенностью сказать, что «Зачарованный камень» — очередная /и конечно,не случайная/ литературная удача автора, ещё раз наглядно доказывающая право мистики как художественной формы в литературном творчестве.
Благодарю Вас за такой подробный анализ! Очень круто!
Сказка Виктора Мельникова о любви. Автор использовал приём рассказа в рассказе: из того, что поведал старый житель села Терентьич,мы узнаём о далёких временах, о судьбе красавицы-актрисы Виолетты и жениха её, отставного офицера, поэта. «Зачарованный камень» звучит как песнь о любви,которой не страшны ни злые дела людские, ни даже всемогущее время!
А почти все сказки о любви. Вчитайтесь внимательно в них. Так что я никакой революции не сделал.
Yeah that’s what I’m tlaikng about baby—nice work!
It’s like you’re on a misison to save me time and money!
Это конечно, сказка для взрослых. И она поучительная, несёт мораль. Великолепен язык! Ох, как хорош! Сочен, светел,красив…
Не сказка, СКАЗ! Замечательный! Бажов вспомнился…
Ох,уж эти женщины! Сначала позарилась на богатство и, можно сказать, даже предала друга. Как там было в одном хорошем мульте: » Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы!» Виоллета сама, по доброй воле,выбрала золотую клетку. А по её вине страдали оба. Сколько таких женщин сейчас! Не хотят учиться,работать, а ищут и мечтают о своей золотой клетке. Но сама сказка написана замечательно. Высокий стиль изложения,светлая концовка… Очень всё понравилось! Крепко жму Вашу руку!
Зачарованная сказка для взрослых. Умная и поучительная. Особенно для молодых девушек, которые насмотревшись ныне модных сериалов ждут принцев на белом коне. Спонсорами они сейчас называются. Но такой брак счастья не принесёт. Запрут голубку в замок за семью замками и будет она рада вернуться обратно, но уже ничего не повернуть вспять. Этому сказка и учит. Глупеньких девушек.
Не бросая слов на ветер,
Ставлю Вам пять звёзд.
Пусть же будет чист и светел
Ваш
литературный
рост!
И приглашаю оценить свои произведения.
С уважением,
Владимир Левченко.
В.В.,больше всего мне нравится то, что вы очень активны, энергичны,не сидите сложа руки.Сказ хороший.С фамилией Левченко ,правда, у меня связаны не самые приятные воспоминания. А Вл.Вл. звали моего бывшего начальника, тоже те ещё воспоминания
Хорошая сказка! Не мог понять чем она меня заворожила: или увлекательным содержанием, или чистым русским языком. Сейчас так многие уже не пишут. Такое ощущение,что продолжаю читать классику. Вы молодец! Удач Вам в этом конкурсе! Вы этого заслужили!
I secahred a bunch of sites and this was the best.
It’s like you’re on a mssiion to save me time and money!