Не любят у нас Княжьего Леса, нет, не любят. А все потому, что место там страшное, заколдованное. Вот уже больше ста лет народ боится ходить туда.

Как подойдешь к Лесу-то Княжьему — увидишь старую дорогу. Одно название, что дорога: все заросло, завалило обломками деревьев, изъеденными червями и расщепленными грозой. Слева от дороги — ветхая сторожка, вся заросшая диким виноградом. Только очень внимательный разглядит под листвой кирпичную стену. Штукатурки на кирпичах давно нет, обвалилась вся. Нечистое это место и дикое…

А если подойти к сторожке вечером, когда уже смеркаться начнет, то можно увидеть, как из ее оконца свет пробивается. Редкий человек отважится подойти к ней в темноте — среди бела-то дня жуть берет. Из местных — смельчаков не находилось. Никто не хотел пропадать даром.

Прослышал про гиблое место присланный учитель Алексей Иванович.

— Не боюсь, — сказал он,— глупых суеверий. Желаю провести научное исследование. Никаких призраков не существует, есть только явления природы.

И вот, как солнце покатилось за Княжий Лес, собрался он идти к холму, на котором Лес растет, к заросшей дороге и таинственному домику. Отговаривали его старики всем селом, да он только упорнее становился. Делать нечего, дали ему на прощание советы и проводили с Богом.

К сторожке молодой учитель подошел уже затемно, хотя и вышел из дому с приличным запасом времени. Действительно, из окошка сочился звенящий голубой свет. Страх охватил Алексея Ивановича, даже сердце заколотилось. Но устыдился он своей слабости и сказал себе:

— Чего это я испугался? Нет, как хотите, а я эту загадку разъясню, клянусь таблицей Менделеева!

Подошел к оконцу, листья раздвинул и заглянул внутрь. Мрак в сторожке разрежался только тусклым пламенем огарка свечи, воткнутого в пузатую глиняную бутылку, всю заплывшую воском. Огонек высвечивал старую большую кровать, рядом — клавикорды. На столе — ворох бумаг, гусиное перо, бронзовая чернильница с крышкой. Здесь же — открытый полированный ящик, а в нем — пара дуэльных пистолетов.

На красном бархате кровати лежит молодой человек. Белая рубашка с кружевным воротником, черные кавалерийские штаны, заправленные в начищенные до блеска сапоги. По виду вроде бы спит, но при этом губы шевелятся, как будто что-то шепчут.

Увидел такую картину Алексей Иванович и обомлел. Уж больно обстановка несовременная, музейная какая-то. Что-то здесь не так. Отошел он от окна, стал дверь искать. Шуршал-шуршал — еле нашел. Толкает ее туда-сюда, а она не подается —  видать, давно никто не открывал. Наконец налег на нее учитель плечом — она и распахнулась. Глянул внутрь — а там пусто! Присмотрелся. Осторожно переступил порог. Под ногами мягко пучился мох. Сторожка оказалась пустой: сырь, паутина, на стенах плесень. Темно, только из маленького оконца свет со двора сочится.

И так жутко ему стало! Разом и про суеверия забыл, и про таблицу Менделеева. Перекрестился, бросился наружу, приник к окну. Что такое? Опять молодой человек лежит на красной кровати, стол, свеча, перо…

Снова побежал Алексей Иванович к двери, зашел внутрь— одна пыль да паутина. Почуял учитель, как у него волосы на голове шевелятся. И задал он такого стрекача, что до самого нашего Ново-Успенского только пятки сверкали. Бежит мимо магазина, пот градом катится, глаза вот-вот от страха вывалятся. А старики, те самые, которые его отговаривали, на завалинке все еще сидят.

— Эй! — кричат. — Лексей Иваныч! Дом свой пробежал. Остановись!

Учитель остановился, а слова вымолвить не может. Стоит посреди улицы, словно по колени в землю вкопанный. Лицо белое, губы дрожат.

Усадили его, кваском холодным отпоили —  отошел человек!

— Ну, расскажи толком, что случилось? — видя, что он пришел в себя, попросили старики.

Учитель все как на духу рассказал.

Старый-престарый дедушка Федор Терентьич (весь седой, еле ноги таскает) покачал головой, причмокнул полуживыми губами и произнес:

— Вот и выходит, братцы, что Княжий Лес — место нечистое. И стало быть, история про Старого Графа — не сказка, а самая что ни на есть быль.

Тут, конечно, все стали просить: расскажи, мол, про Старого Графа. Эту историю у нас всякий слышал, но всегда хочется подробнее знать. И вот что старый Терентьич рассказал.

— Давным-давно — я еще ребенком был — рассказывали мне покойные отец с матушкой о том, как жил в наших местах граф Яворский. Дворец его располагался как раз на вершине холма, в Княжьем Лесу. Тогда, конечно, не было таких зарослей. Прямые дороги вели к подъезду. Домина огромный — окон в шестьдесят, крыльцо с десятью белокаменными колоннами. службы рядом — словно целый город. Тут тебе и оранжерея, и театр, и конюшня, и псарня. И ведь какая мастерская работа: камень резной, филенки, окна выше человечьего росту, в аллеях — статуи! Все вроде бы есть для роскошной жизни. Но даже в самую цветущую пору так было грустно и тоскливо здесь, что никакими словами не описать.

Графская дворня в трудах не убивалась, жила вольготно. И при этом никто хозяина не любил. Все боялись! Чем дальше, тем больше шел по земле слух, что Граф наш — то ли упырь, то ли колдун, то ли то и другое вместе. А уж страшон был — сил нет. Ростом маленький, голова лысая, глаза желтые, усы какие-то грязно-серые, аж зеленцой отдают, а на загривке шерсть растет, как у волка-оборотня, даже из-под воротника рубашки выпирает.

Были у него две жены, обе молодые, обе красавицы, и обеих он пережил и схоронил в своей Успенской церкви. А уж церква-то эта… Одно слово, что церква, а глубже копнуть — так самое поганое место. Вся как есть исчеркана какими-то знаками, гиегроглифы называются. А уж иконы-то… Не образа — соблазн один. Глядят, ухмыляются, будто сейчас подмигнут. И ведь не хотели храм освящать; уж не знаю, как Граф заставил правящего архиерея, какие тыщи заплатил, чтоб тот согласился освятить престол.

И священник-то подобрался такой же поганец, как и хозяин: Великим постом, говорят, мясо ел. Ну, знамо дело, крестьяне в ту церкву ни ногой. У нас в селе храм хоть и старый, хоть и деревянный, и беден, и тесноват, да уж зато православный.

Странная жизнь была в графском дворце. Что праздник, что будний день — почитай каждый вечер — музыка, танцы, пир горой, в окнах свет стоит, точно белым днем. Актеров  приглашали: граф без театра прямо жить не мог — бесовская потеха!

И вот однажды приехали актеры. Дали представление и отправились своей дорогой. А двое остались: одна актерка, необыкновенной красоты девица — высокая, статная, золотоволосая и светлолицая, в длинном голубом платье с красным поясом, и жених ее, отставной офицер. Он был тоже хоть куда. Стишки все писал да следом за ней ездил. Ни минуты без нее прожить не мог. Куда она, туда и он. Вот как раньше любили. А стихи какие писал! Жалко, старый стал, не помню, а по молодости, бывало, наизусть учил по тем листочкам, что дворня нам в село приносила. Стишки все больше про несчастную любовь, жалостливые  до невозможности. Прочитаешь — и сердце замрет, а на глаза слезы наворачиваются.

Актерка (Виолеттой ее звали, имя какое-то не нашенское) шибко приглянулась Графу. «У вас,   милочка, — уговаривал Виолетту, — талант. Вы не должны его по балаганам разменивать. Оставайтесь в моем театре, вы здесь будете настоящей звездой».

Одним словом, осталась она и поселилась со своим поэтом в той самой сторожке у дороги. Ладно жили. Но долго ли, коротко ли, а начал Граф под актерку подлаживаться. Стукнул ему бес в ребро, страсть распалилась. Дорогими нарядами да драгоценностями всю осыпал! Простудилась она— так он из самого стольного града ей лучших докторов вызвал! Пылинки с нее сдувал. «Вы моя царица, — говорит,— жить без вас не в состоянии! Будьте моей женой!»

Он, конечно, и старый, и страшный, а легко ли девушке отказать, когда такое богатство само в руки идет? Ведь и деньги, и дворец — все должно ей достаться вскорости. А что ей мог поэт предложить? Свои стихи, кусок хлеба да стакан вина, и то не всегда. В общем, согласилась, бедная. Уж не знаю, какими правдами и неправдами, а выхлопотал старик разрешение на третий брак, обвенчались они в графской церкви, сыграли свадьбу…

Жизнь, конечно, невеселая пошла. Виолетта со своим упырем мучается, а поэт в сторожке заперся, лежит, сердце его на части рвется, красным вином тоску заливает и стихи сочиняет. Наладился он своей подруге стихи передавать. Та прочтет — и плачет, плачет… А как наплачется — письмецо ему напишет. Тот тоже ей в ответ: мол, если бы мне сейчас предложили возложить все, что я сочинил и собираюсь сочинить, на одну чашу весов, а на другую — мое желание навсегда быть вместе с тобой, желанной и осязаемой, — вторая бы чаша перевесила.

В общем, любовь действительно перетянула, и они стали тайком встречаться. Завертело, закрутило их обоих. Виолетта совсем голову потеряла от любви. Ждет не дождется вечера. Через своих людей письма ему передает. В них только одно и пишет: «Здравствуй, мой любимый, милый и ласковый! Я очень по тебе скучаю. Жду вечера, когда мы снова будем вместе. Ты обнимешь меня, погладишь мои волосы и поцелуешь. А у меня что-то сожмется внутри, и я прижмусь к тебе всем телом. Задрожат мои коленочки, губы зашепчут бессвязное-ласковое в благодарность за то удовольствие, что ты мне даришь…»

Но вот однажды Старый Граф перехватил такое письмо. Прочитал — и разгорелся черной злобой, потек ядом: «Заговор устроили?! Смерти моей хотите?! Так не быть вам вместе! Вечно будете вы друг друга искать и не найдете, и не встретитесь, не соединитесь, доколе бел-горюч камень с моим знаком черной водой не укроется!»

Сказал так — и сделал заклятье, заколдовал жену свою и несчастного поэта.

Прошло невесть сколько времени… Давно уже сошел в землю старый колдун, дворец разрушился, развалились и театр, и оранжерея, и псарня. А после революции и вовсе Княжий Лес без хозяев остался. Весь холм зарос, бесовская церковь в руины обратилась, прежняя дорога покрылась деревьями да кустами, и сторожка вся заросла…

Но сказывают, что по ночам среди страшных стен, там, где прежде были роскошные залы, ходит женщина в голубом платье с красным поясом. И не может она добраться к любимому, плутает в здешних развалинах.

А поэт до сей поры живет в сторожке у холма, лежит на красной кровати, пьет терпкое вино и пишет стихи. И не может он выйти наружу, потому что сторожка его заколдована. Откроет дверь, шагнет за порог — и тут же оказывается на прежнем месте, в своей комнате.

И вечно так будет, пока бел-горюч камень с графским знаком не покроет черная вода.

Когда Алексей Иванович рассказал эту историю супруге своей, Марии Александровне, та задумалась.  День думала, два думала, а на третий собрала пятерых своих учеников, которые посмелей да посмышленей, и повела их в Княжий Лес.

И представляете, зачем пошли? Искать бел-горюч камень. Целую неделю ходят-бродят, ничего найти не могут. Все уже удивляться начали: «Чудит Мария Александровна. Как можно в таких зарослях что-то найти? Разве что лоб себе найдешь: треснешься обо что-нибудь да шею свернешь».

Однако женщины, знамо дело, народ упорный и настойчивый. Как вобьют себе что в голову — нипочем потом не выколотишь. Да и то сказать — уж очень жалко ей стало актерку с поэтом.

И вот на седьмой день, около полудня, когда солнце стало даже сквозь деревья припекать, подошла учительница со своей ватагой к Успенской колокольне с умолкшими давно курантами. Тут один из ее учеников и говорит:

— Смотрите-ка, Мария Александровна, вот могила Старого Графа.

Глянула она, видит — высокий памятник из белого мрамора, на нем чудная какая-то надпись не по-нашему и графский герб. И тут ее как обожгло: вот же ведь этот бел-горюч камень!

— А ну-ка, — говорит, — ребятки, давайте сюда веревку!

Обмотали они плиту веревкой и только дернули — памятник будто сам собой поехал да и покатился с обрыва — бух! бух! бух! И внизу раздалось гулко и страшно: бу-ух! Это упал камень в старый пруд под горой, черный, весь заросший.

И тут же удар грома раздался, словно гроза началась. А вслед за ним на Успенской колокольне колокол курантов отмерил шестой вечерний час. И все, кто стоял рядом, увидели, как в одном из окон церкви промелькнула женская фигура в голубом платье с красным поясом. А дверь сторожки распахнулась, и из нее выбежал молодой мужчина в белой рубашке и черных кавалерийских штанах, побежал к церкви, пригибая голову под ветвями старых деревьев. Дверь церкви оказалась запертой, и он не мешкая нырнул в темный проем нижнего окна. Через окна было видно, как он бежал по дряхлой лестнице, вытянув вперед руки. И звенел, колотясь о холодные стены, его сильный голос:

— Виолетта-а-а!

Снова грянул гром, и через несколько минут из окна восточной стороны церкви выпорхнули два белых голубя и, набирая высоту, пропали в розовых облаках.

Тем же вечером — хотите верьте, хотите нет — рухнула и совсем развалилась сторожка у старой дороги. А женщину в голубом платье с красным поясом и мужчину в белой рубашке с тех пор никто не видел.

Но и сейчас из Ново-Успенского в Княжий Лес никто не ходит. Не любят у нас Княжьего Леса, нет, не любят.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Join the discussion 19 комментариев

  • bynin:

    Очень понравилась сакзка Мне кажнтся она где-то даже современная Под графом ясно прочитывается «новые русские» а под бедной девкшкой узнаётся современная «золушка» Ну и хорошая концовка — как во всех сказках

  • Вера Васюкова:

    Как сказанно в евангалистской заповеди,любите ближнего /или ближнюю/,но не попадайтесь! Именно такой /согласна: достаточно ироничный/ вывод можно сделать из сказки Виктора Мельникова «Зачарованный камень». И уж коли я начала с цитирования,то продолжу словами русского историка В.Ключевского: любовь женщины даёт мужчине минутные наслаждения и кладёт на него вечные обязательства и пожизненные непрятности. Чего же касается конкретно истории, поведанной в сказке, то она, на мой взгляд, и хороша,и привлекательна именно в наше сегодняшнее,сугубо прагматичное время своими НЕСОВРЕМЕННОСТЬЮ и,как бы это лингвистически грамотнее сказать, РУССКОСТЬЮ. Аналогий «Зачарованному камню» в русской, и именно классической /поскольку Мельников в своём творчестве явно тяготеет к классическому изложению литературных материалов/ литературе можно увидеть множество,начиная от «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина и «Разуверения» Е.Баратынского /помните: «Не искушай меня без нужды…»?/ и продолжая «Сказкой о жабе и розе» В.Гаршина, «Тупейным художником» Н.Лескова. / И это,естественно, только пришедие на ум примеры/.
    Мистика всегда считалась и считается у литераторов очень обманчивой художественной формой. Если рассказ пишется только ради самой мистики /любования угнетённым настроением,зловещим антуражем,мрачными пейзажами/ то это,конечно, заведомо проигрышный в художесственном / но не в коммерческом/ плане вариант. Если же мистика — средство наиболее зрелищного воплощения идеи, то при достаточном мастерстве этот вид повествования безусловно выигрышен /что видно в представляемой сказке/. Плюс к тому композиция «Зачарованного камня» остросюжетна и представлена опять же её классическим вариантом: наиболее значимое событие поставлено в самый конец повествования, а такой литературный приём,как временный прыжок,рождает ощущение трагичности и быстротечности человеческой жизни. Описание пейзажей усадьбы, интерьеров дворца и сторожки очень удачно работают здесь на стиль изложения — одновременно и орнаментальный / то есть,насыщенный метафорами/, и романтический,определённый соответствующей лексикой. Да, в таком изложении трудно избежать клише к типовым образам, и они здест есть / сам граф — то ли упырь, то ли колдун соответственно маленького роста,лысый с жёлтыми глазами,грязно-серо-зелёными усами и шерстью на загривке. Главная героиня, «актёрка» — высокая,статная,золотоволосая и светлолицая. Её жених — отставной офицер, «он был тоже хоть куда»/. Но опять вопрос — а стоит ли их здесь избегать /вспомните пушкинскую поэму «Руслан и Людмила». Казалось бы,кругом одна типичность, штамп, — а с другой стороны — шедевр из шедевров,никуда не денешься!/.
    И подводя итог,можно с уверенностью сказать, что «Зачарованный камень» — очередная /и конечно,не случайная/ литературная удача автора, ещё раз наглядно доказывающая право мистики как художественной формы в литературном творчестве.

  • voronin-tim:

    Сказка Виктора Мельникова о любви. Автор использовал приём рассказа в рассказе: из того, что поведал старый житель села Терентьич,мы узнаём о далёких временах, о судьбе красавицы-актрисы Виолетты и жениха её, отставного офицера, поэта. «Зачарованный камень» звучит как песнь о любви,которой не страшны ни злые дела людские, ни даже всемогущее время!

  • Иван Дубинин:

    Это конечно, сказка для взрослых. И она поучительная, несёт мораль. Великолепен язык! Ох, как хорош! Сочен, светел,красив…

  • Ирина Амосова:

    Не сказка, СКАЗ! Замечательный! Бажов вспомнился…

  • Илья Дорин:

    Ох,уж эти женщины! Сначала позарилась на богатство и, можно сказать, даже предала друга. Как там было в одном хорошем мульте: » Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы!» Виоллета сама, по доброй воле,выбрала золотую клетку. А по её вине страдали оба. Сколько таких женщин сейчас! Не хотят учиться,работать, а ищут и мечтают о своей золотой клетке. Но сама сказка написана замечательно. Высокий стиль изложения,светлая концовка… Очень всё понравилось! Крепко жму Вашу руку!

  • Владислав Садков:

    Зачарованная сказка для взрослых. Умная и поучительная. Особенно для молодых девушек, которые насмотревшись ныне модных сериалов ждут принцев на белом коне. Спонсорами они сейчас называются. Но такой брак счастья не принесёт. Запрут голубку в замок за семью замками и будет она рада вернуться обратно, но уже ничего не повернуть вспять. Этому сказка и учит. Глупеньких девушек.

  • Не бросая слов на ветер,
    Ставлю Вам пять звёзд.
    Пусть же будет чист и светел
    Ваш
    литературный
    рост!

    И приглашаю оценить свои произведения.
    С уважением,
    Владимир Левченко.

  • В.В.,больше всего мне нравится то, что вы очень активны, энергичны,не сидите сложа руки.Сказ хороший.С фамилией Левченко ,правда, у меня связаны не самые приятные воспоминания. А Вл.Вл. звали моего бывшего начальника, тоже те ещё воспоминания

  • Станислав Вольский:

    Хорошая сказка! Не мог понять чем она меня заворожила: или увлекательным содержанием, или чистым русским языком. Сейчас так многие уже не пишут. Такое ощущение,что продолжаю читать классику. Вы молодец! Удач Вам в этом конкурсе! Вы этого заслужили!

  • Addy:

    I secahred a bunch of sites and this was the best.

  • It’s like you’re on a mssiion to save me time and money!

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.