«О моральных проблемах ряда соревнований по каратэ».

                О моральных проблемах ряда соревнований по каратэ.

     (Отрывок из книги Карамова С.К. «Дух боевых искусств».

   Ряд мастеров кэмпо ( под термином «кэмпо» автор понимает различные стили восточных единоборств)часто высказывали ранеемысль, что организация различных соревнований  не является основным в изучении разных стилей кэмпо, а главное —  постижение духа кэмпо, изучение традиционной  базовой техники в додзё (додзё – место, спортзал, где познается Путь боевого искусства  в переводе с японского языка, в корейских стилях кэмпо есть другое название – доджан). Ведь истинный Путь До (Дао) лежит не через соревнования, хотя они тоже нужны. Истинный Путь находится вне побед и поражений. С помощью изученной техники единоборства спортсмен может победить более сильного и мощного противника, но дух всегда главенствует. Можно победить на соревновании, но проиграть на улице. И что тогда? Победитель соревнования не смог отбиться или испугался  хулигана или нескольких хулиганов, которые, может, и не знают той базовой техники, которую изучал данный спортсмен, победитель соревнования. Вот поэтому многие мастера кэмпо утверждали, что соревнования  — это не главное в изучении кэмпо, так как никакие соревнования не являются конечной целью тренировок. И любого победителя соревнований нельзя назвать непобедимым мастером, постигшим суть кэмпо. Многие мастера понимали, что слишком большое увлечение соревнованиями грозит просто профанацией, уходом от традиций  древности, забвению духовных ценностей и философии кэмпо. О каких соревнованиях можно было говорить ранее в древности, когда еще не забыт древний принцип каратэ: « Иккэн хисацу!» ( « Одним ударом наповал!»). Но, с другой стороны, мастера понимали, что соревнования являются лишь частью тренировочного процесса, в котором немалую роль играет освоение традиций кэмпо, его духовных основ. Известный японский  мастер каратэ Масатоши  Накаяма в журнале « Международные боевые искусства « написал статью под названием « Душа каратэ «. В ней он обсуждал нравственные вопросы в связи с организацией соревнований по каратэ. Ранее Накаяма, как и другие мастера каратэ Гитин Фунакоси, Кэнва Мабуни, Тёдзан Мияги, считали, что  участие в соревнованиях несущественно для каратиста, не основное в процессе обучения каратэ, даже, может, истинный каратист откажется от участия в них, если он хочет изучать не показуху, а истинное каратэ. Как писал Накаяма: « Соревнования есть приятная, но несущественная часть обучения каратэ. Соревнуйтесь, потом бросайте это и начинайте настоящее изучение подлинного каратэ … В начале развития каратэ в Японии примерно после 1935 года все студенческие клубы каратэ по всей Японии проводили соревнования между собой. Они назывались « кокангэйко «, что означало «обмен практикой этикета «. Участники этих встреч совершенно свободно нападали друг на друга, используя любые известные им техники каратэ. Первоначальная цель этих встреч состояла в том, чтобы развивать дружбу между клубами. Встречи должны были состоять из показов ката, технических комплексов, составленных из комбинаций защит и атак, или практики в атаках и контратаках. Последнее было предельно формализовано. Каратисты встречались в парах. Сначала один из них  атаковал только один раз. Потом другой контратаковал и снова только однажды. Они продолжали, строго чередуя обмен ударами. Но молодая кровь студентов  была слишком горячей, чтобы удовлетвориться подобным «боем «. Они не могли сопротивляться искушению использовать все изученные ими техники и знания. От каждого университета на этих встречах выступали пять или шесть соперников. После громкого крика вместо сигнала пара противников начинала бой. Если схватка становилась слишком опасной, то судьи должны были вмешаться и прекратить ее. Правда, судьи редко имели время, чтобы выполнить свои обязанности. Всё происходило примерно за тридцать секунд. Некоторые из противников имели сломанные зубы или свернутые носы, другим почти отрывали уши, третьи были парализованы болью от пинка в живот. Бойцы с травмами валялись здесь и там по всему додзё, которое превращалось в кровавую арену.  Каратэ тогда не имело никаких правил соревнований, хотя все же существовало «джентльменское « соглашение не бить в пах и жизненные органы. Несмотря на травмы, традиция проведения таких « встреч  «была очень популярной в течение некоторого времени. Я был учеником в клубе каратэ в те дни. Я боялся, что если такая традиция будет продолжена, то каратэ просто выродится в варварскую и опасную технику. Однако поражение противника является  общей целью всех боевых искусств. Человек должен свободно использовать свою технику в соревновании, если он хочет сохранить свои навыки. Если это так, думал я, то каратэ слишком сильное и слишком опасное искусство для соревнований.Каратэ было создано на Окинаве, где жителям строго запрещали иметь любое оружие. Каратисты там, как правило, тренировались индивидуально, используя для этого в основном ката. Они не проводили никаких схваток. Хотя мы можем поддерживать нашу технику практикой без противников, мы не можем таким способом улучшать наше умственное и физическое состояние для подготовки к реальному бою. Совершенно очевидно, что мы должны изучать, как преодолеть свой страх  или как далеко мы должны стоять от противника. Без практики с противником мы не можем развивать эти свои способности. Я был в затруднительном  положении. Борьба опасна, но борьба необходима. Только через участие в поединках мы можем развивать необходимые навыки боевого искусства. Даже после окончания университета я все еще продолжал надеяться увидеть появление настоящих соревнований, которые сделают каратэ  современным боевым  искусством. Я попытался организовать соревнования с соперниками, носящими защитные средства, но специальная одежда очень мешала и даже была причиной неожиданных травм. Я должен был продолжать искать решение.  Все это было перед началом Второй мировой войны. После войны Япония отказалась от милитаризма прошлого и взяла новый старт, как нация, основанная на пацифизме. Но даже в это время студенческие клубы каратэ продолжали  проводить их дикие поединки, и количество травм росло. В новой мирной обстановке насилие в любой его форме было ненавистным. Если каратэ сохранится таким, думал я, то оно станет символом насилия и в конечном счете исчезнет навсегда. В то же время дзюдо и кэндо развивались, как спортивные состязания. Великолепные соревнования пловцов и игроков бейсбола скрашивали послевоенный мрак. Молодые каратисты надеялись, что каратэ станет спортом, если будет иметь правила соревнований «.  

   На разных соревнованиях сейчас организаторы их стараются избегать травм, а если они из кожи вон лезут, крича, что у них есть травмы, можно всё, то они думают только о коммерческом успехе, забывая духовные основы и традиции древних боевых искусств. Нужно признать, что любое соревнование – это только игра, игра более или менее похожая на жизнь. Почему автор пишет, что соревнование это игра? Ведь существует ряд правил на соревнованиях, которые нужно  соблюдать. Если спортсмен нарушает эти правила, то его наказывают, дисквалифицируют, снимают с соревнований. Многие организаторы соревнований сейчас ужесточают правила разных соревнований, проводя больше разные зрелища, а не спортивные соревнования. На таких зрелищах присутствует не дух соревновательности, дух честной борьбы, а дух агрессии и жестокости. Увидя бы такое, многие древние мастера кэмпо ужаснулись бы! Мы не говорим здесь о всем надоевшим боям без правил (панкратион или валетудо), где можно выполнять почти все, что можно: ведь бои без правил! Автор опишет эти бои позднее.

   В реальной ситуации от вас не будут требовать выполнения правил соревнований (нельзя бить кулаком в голову, как в кёкусинкай каратэ, или нельзя бить, наносить удары, а можно только бросать, как в дзюдо, к примеру). Соревнования, конечно, нужны для повышения мастерства спортсмена, для увеличения его опыта в занятиях, но они не должны быть главным у него. Не должно быть только цели победить любой ценой! Чрезмерные увлечения соревнованиями может навредить спортсмену, так как он будет больше думать о победах на соревнованиях, а свою базовую технику, которую он должен изучать постоянно, может и не повторять. И всегда спортсмен должен понимать: любая победа относительна. Он может проиграть сейчас одному, а завтра выиграть другого. От этого его умение, его мастерство не исчезнет. Он будет знать технику так же, как и ранее. Просто в данный момент он не мог что-то эффективно применить, хотя он ее знает. выполнял не раз на тренировках в спортзале. Истинный мастер не будет жаловаться на судьбу. Как я говорил ранее: «Спортсмен должен быть сильным физически и духовно. И если трудно вытянуть меч из ножен, нужно вынуть ножны из меча!». То есть, если очень трудно  что-то сделать, все равно нужно выполнить невыполнимое. Если сложно сразу выиграть на соревновании, то отложите на какое-то время будущую победу, попытайтесь выиграть чуть позднее. Победить на соревновании нужно, но делать это необходимо только по нравственным причинам, так как, побеждая, вы еще более закаляете себя, совершенствуете свой характер, помимо прогресса в единоборствах, С каждой новой победой спортсмен крепнет физически и духовно, он уверен в будущих своих победах. Но победы должны быть в соответствии с кодексом спортивной чести, общечеловеческими нормами морали. Победы должны быть без увечий другому, не может быть кровавой и бесчеловечной победы. Только так надеялись в древности мастера кэмпо проводить соревнования, хотя понимали, что соревнования являются лишь частью тренировочного процесса. В истинном будо нет победителя, как нет и побежденного. Главное не просто победить своего партнера на соревновании, а главное заключается в нахождении гармонии с самим собой, миром, постоянно совершенствуясь. Боевые искусства ведь не театр или цирк, они задумывались не для развлечений и утех, только недавно став видами спорта. В спорте человек после 30 лет  считается негодным, устаревшим. А кэмпо можно заниматься всю жизнь, именно после 30 -40 лет приходит расцвет всех физических и духовных сил и адепт кэмпо становится умудренным, опытным мастером. Как говорил один известный наставник дзэн-буддизма Таисен Дэсимару: « Боевые искусства черпают дух из будо, но не из видов спорта. Я ничего не имею против видов спорта. Они тренируют тело, развивая силу и выносливость, но дух соревновательности и грубой силы, преобладающей в них, нехорош, он отражает извращенное видение жизни. Там нет корней боевых искусств «. В духе же дзэна и будо  повседневная жизнь наполняется содержанием. В каждом моменте должна присутствовать осмысленность – встаем ли мы с постели утром, работаем, едим, ложимся спать. Вот пространство для мастерства своей самости «.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.