КОНКУРС В КАРЕЛИИ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СКАЗКУ

Конкурс среди детей школьного возраста на лучшую экологическую сказку Карелии, объявленный заместителем председателя экологической гильдии МедиаСоюза Светланой Васильевной Савицкой под эгидой Золотого Пера Руси прошел успешно. Победители получили широко известную культовую книгу самой сказочницы и подарки от оргкомитета.

Об этом дали сообщения газеты Карелии, а так же экологическая газета «Зеленый лист», главным редактором которой является большой друг нашей редакции Геннадий Анасович Мингазов. Далее мы приводим его статью.

ГЛУБИННАЯ ЭКОЛОГИЯ В КАРЕЛИИ

Мой собеседник – высокий, седовласый, улыбчивый и, несмотря на свои 76 лет, стройный джентльмен-американец. Впервые я увидел его в Москве на семинаре по альтернативной энергетике. Он тогда интересно рассказывал – кстати, по-русски, — о том, чем занимается руководимый им Центр безопасной энергии, находящийся в США, в городе Беркелей штата Калифорния. Потом он отвечал на многочисленные вопросы, участвовал в обсуждениях докладов.

Я знаю, что американцы весьма любознательные люди, но все же не ожидал, что после такого семинара увижу Фрэнсиса Мэйси в Карелии – в не самом, возможно, интересном, с точки зрения энергетики, регионе России. А причина его приезда оказалась вполне обычной: Казахстан, куда намеревался поехать мой собеседник, не смог ему обеспечить проведение семинаров, поэтому он принял предложение эколога из города Сосновый Бор Олега Бодрова посетить Карелию – северо-западную республику России, где можно познакомиться с уникальными достопримечательностями, пообщаться с доброжелательными людьми, провести семинар.

Помочь в этом вызвалась коренная петрозаводчанка Людмила Морозова, заместитель председателя Карельского республиканского Совета ВООП (Всероссийское общество охраны природы). Благодаря ее энергичности все задуманное удалось осуществить.

С гостем Карелии я встретился на следующий день после его поездки в Кижи и посещения Республиканского детского эколого-биологического центра, в котором он провел семинар по глубинной экологии для учителей-биологов.

Фрэнсис, я понимаю, что Вы, должно быть, устали после насыщенной впечатлениями экскурсии, а потом Вам еще пришлось вести семинар, поэтому не буду утомлять Вас большим количеством вопросов. Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях. Какой Вам показалась Карелия?

Я здесь впервые, но надо сказать, что много лет мечтал о поездке в Карелию, очень хотел увидеть одно из великих озер Европы – Онежское озеро, побывать на острове Кижи. Поэтому я очень доволен, что у меня появилась такая возможность. И очень рад, что поехал на «Ракете» в Кижи, где посмотрел на прекрасные образцы старинной архитектуры России. Соборы я знаю по фотографиям много-много лет, но никогда не видел их в натуре, и то, что увидел, было удивительно и прекрасно. Это не сравнимо с фото. Я считаю, что люди Карелии являются большими мастерами по дереву.

Вы увлекаетесь архитектурой или просто любознательный человек?

Я давно езжу в Россию, посмотрел много русских церквей, среди которых есть выдающиеся, но, увидев сегодня архитектурный ансамбль «Кижи», понял, что он один из самых интересных. Я не думаю, что ошибаюсь, хотя изучаю архитектуру лишь как любитель…

Но Вы видели лишь одну из достопримечательностей Карелии, поэтому в следующий раз, если Вам удастся выбраться сюда, мы покажем Вам другие замечательные церкви и современные архитектурные сооружения, национальные парки и заповедники… А сейчас давайте поговорим о другой цели вашей поездки в Карелию: насколько хорошо Вы понимали людей, которые были у Вас на семинаре в экоцентре? И как они Вас воспринимали?

Я хочу сказать, что очень доволен тем, что именно учителя участвовали в семинаре. Потому что учителя каждый день работают с молодежью не только в школе, но и в кружках, летних лагерях. Я, как и многие учителя-биологи, считаю, что развитие экологического сознания – самый важный пункт в работе с молодыми людьми, и это наиболее легко воспринимается молодежью. Они проявили большой интерес к подходу, который мы называем «глубинная экология». Это подход к экологическому образованию.

То есть глубинная экология должна пониматься как направление в экологическом образовании?

Да, это направление.

Как Вы считаете, после окончания семинара учителя прониклись идеями, с которыми Вы их познакомили?

Мое впечатление: они стимулированы этим семинаром, чтобы использовать в своей работе и теорию, и практику глубинной экологии. На последнем часе семинара каждый участник рассказал, каким образом, когда и где он намеревается использовать полученные знания по глубинной экологии.

Фрэнсис, известно, что Вы давно ведете семинары. Какая аудитория, на ваш взгляд, самая понимающая и благодарная? Зависит ли это от страны и уровня образования слушателей?

Лучшая аудитория – это преподаватели каждого уровня образования и экологические активисты. В Америке, Германии, Австралии, Канаде, России и других странах бывшего СНГ я провел много семинаров — в основном, с женой Джоанной Мэйси, — и сделал вывод, что экологические активисты везде живут и работают очень напряженно, находятся подчас в стрессовом состоянии. Они повсеместно ведут большую борьбу против предприятий-загрязнителей, против правительств. Приходится бороться даже против обыкновенных людей, потому что массовое экологическое сознание, к сожалению, еще на низком уровне, и Россия – не исключение.

Люди понимают, что есть экологические проблемы, но считают, что они сумеют справиться с ними. И что большинство проблем должно решать правительство, но не они сами. Мы же считаем, что человечество будет продолжать нарушение экологических систем на планете до той поры, пока не наступит изменение в сознании, в понимании отношений Человека и Природы.

Сейчас еще многие считают, что Природа и Земля существуют только для человека, для удовлетворения его потребностей. Это очень узкий взгляд. Люди забывают или не знают, что человек является лишь частью существующих экологических систем природы, причем вовсе не главной из них.

Жуки и бабочки, птицы и звери – все имеют равное с человеком право на жизнь! Скажите, Фрэнсис, а Вы бывали повторно в тех аудиториях, где проводили семинары? Каков результат Вашего общения с учителями, с экологами? Что-то меняется в их сознании, поведении?

О да! В этом и заключается моя миссия. Мне уже 76 лет, но я хочу продолжать, по крайней мере, лет 10-20 работать по-прежнему, потому что я не только люблю теорию и практику глубинной экологии, но и верю, что нужно обязательно изменить наше поведение. К сожалению, изменить поведение человечества только посредством распространения информации невозможно. Нужно другое сознание и другая духовность. Нужно действовать так, словно мы – члены одной большой дружной системы. Я уверен, что постепенно поведение людей изменится.

Вы это уже видите?

Да. Например, в Казахстане. Мы проводили большое количество семинаров с активистами, учителями, мы 2 раза в год в течение последних трех лет встречаемся с участниками наших семинаров. Заметно, как люди выходят на более высокий, более духовный и устойчивый уровень.

Устойчивость очень важна в нашем деле, потому что нас донимают экономические неурядицы. Не во всех домах понимают, почему надо заниматься экологией: зачем решать экологические проблемы, когда нет нормальной работы, дающей средства к существованию?.. А насколько в современной Америке глубинная экология является практикой?

Я должен сказать, что это не очень широко принято. Но уже опубликовано очень много книг в этой области.

В нашей стране тоже появилось много новых книг. Только не по глубинной экологии, а вообще по экологическим проблемам, по экологическому образованию…

Недавно получила развитие новая экономическая область — экопсихология, и это стало предметом гордости в Америке. Это большой шаг. И уже признано, что наши проблемы — не только технические. При наличии технических решений большинства проблем — недостаточно политической и личной мотивации, чтобы изменить политику правительства. Да, есть фундаментальное изменение сознания, когда люди видят, понимают по-другому, другими глазами смотрят на мир. Это изменение, когда человек вдруг осознает: «Ой, я вижу себя, вижу природу, планету и, конечно, экологические проблемы другими глазами!» Этот взгляд дает широкое понимание нашей роли на планете.

Влияет ли поведение вашего президента на восприятие американцами экологических проблем? При Клинтоне внимания к экологии было больше, а сейчас, при Буше…

Правильно. Это просто катастрофа. Это трагедия. Мы вообще считаем, что его выбрали незаконно. Его политика, и особенно экологическая политика, — очень плохая. Поэтому мы организуем нашу работу не на федеральном национальном уровне, а в основном на местном уровне.

В Словаре по гуманитарной экологии сообщается: «Нейс Арне – известный современный норвежский экофилософ, основатель “глубинной экологии” полагает, что сейчас все усилия по охране природы носят поверхностный характер – борются не с причинами, а с последствиями экологического кризиса. “Глубинная экология” по Нейсу призывает уважать права всех жизненных форм на жизнь, сопереживать другим существам, стремиться к максимальному разнообразию жизни человека и других видов». (Ecology community and life-style, 1989. – Прим. авт.)

Нейс разработал концепцию глубинной экологии. Он сказал: «Мы зададим глубинные вопросы. Надо объяснить, что человечество разрушает свой дом, планету. Разрушает экологические системы, которые обязательны для жизни». Казалось бы, мы все неглупые люди, но странно, что даже некоторые экологи не понимают, что поведение людей не изменится без изменения сознания.

Значит, нужно, чтобы элементы глубинной экологии были введены в обязательную образовательную программу?

Да, это моя цель. Нужно менять психологические, социальные и духовные аспекты жизни человека.

Геннадий Мингазов

Публикация газета «Зеленый лист» г. Петрозаводск  2005 г.

Газета «Молодежь Московии» г. Москва 2005 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.