Не говори — любовь (половина большого рассказа)

Древние хоронили с умершим всю его утварь:  наши вещи предают нас, попадая в другие руки. «Не читайте письма на улице и в трамвае»- требовал Гнедин от своей ученицы, а через полвека сотрудница музея скажет Яне, — Читай, это теперь литература.

Запрет, живший с детства: не соваться в чужие бумаги. Но в музее все по-другому, экспонаты становятся теплыми и живыми, если к ним прикоснуться. Картины, как книги, на стеллажах. Валя улыбается ее восторгу — она работает здесь уже 3 года и глаза бы ее на все это не смотрели.Проснувшись сегодня, подумал словами поэта: «Скоро осень проснется и заплачет спросонья…»Приходит Валя и обстоятельно рассказывает про какую-то тетю Симу, подружку своей бабушки. Читать и одновременно слушать ее невозможно.На последней странице: «Рисовала Л. Полстовалова».

-Ты сиди, я схожу на обед к бабушке.

Валя художница. Яна тоже рисует. Изредка. Слишком уж изматывающее занятие.

8.10.1945. Письмо 1-е.

 

Старый художник, невесть за какие грехи сосланный в Сарапул. Даже десять лет спустя город еще будет полон эвакуированных и репрессированных. О своем прошлом они не вспоминали.

 

А еще я подумал: Сегодня будет письмо от Мили!

 

Миля. Людмила Полстовалова. Старинная фамилия. Ее мать когда-то удочерили местные купцы. Этот нищий город помешан на купеческом прошлом. Именно отсюда Дурова удрала в гусарский полк. А Миля, по совету учителя — в Свердловск, в худ.училище. Ее мать за год до революции предпочла Казань, высшие бестужевские курсы. Сарапул между этими городами. Это второй ценный факт из его истории.

 

8 час. вечера. За окном ночь как чернила. Я сажусь за стол, Кульбик ложится на кресло сзади меня и я читаю письмо.

 

Кульбик — дворняжка, единственное существо, оставшееся у Гнедина после смерти жены. И еще отдушинка — Миля.

 

Собственно, я уже знаю его наизусть, знаю даже, как Вы его писали и, торопясь, приклеивали марку и что подумали, делая приписку карандашом.

 

Полвека с лишним. Как мало. Вселенная взмахнула ресницами. Женская школа, в которой училась Миля — вот она, в квартале от музея. Бывшая гимназия. Через несколько лет здесь будет учиться мать Яны (Вадим: И моя мама ее окончила). В прошлом году мать затащила Яну показать паркет, перила, с которых съезжала, огромные люстры. Было важно не Яне — ей самой увидеть все снова. Но в 1945м ей было только два года и она ничем не сможет помочь.

 

Итак, здравствуйте, милая девочка! Спасибо за письмо. Оно, правда, коротко и немного суховато, но я представляю себе условия, в которых Вы его писали…и даже не были уверены, отвечу ли я на него.

 

Господи, сколько же ему! Лет 57-60. Миле — 17.

 

28-го сентября я с 10-ти часов начал ожидать Вас, готовил чемодан и пел песни. Вы не пришли! В 4 стук. Миля? Нет, Сима: «Миля велела дать чемодан, белила и рамку.» Я политично спросил: «А больше ничего Миля не говорила? — Нет, не говорила.- А что она делала утром?» Сим-С им тонко улыбнулась и ответила: «Так, ничего. Собиралась.» Я подумал: значит, я буду лишним, и просидел вечер дома. 29го я провел день тихо и мирно, отпраздновал один именины, а 1-го обругал стихи московского поэта, пришедшего их мне читать, и напился. Не хорошо и глупо!

 

Яна начинает пролистывать письма, сложенные треугольником. В каком году появились конверты? На обороте среди штемпелей: «Просмотрено военной цензурой». Кто-то не удержался от искушения и выдрал марки вместе с кусочком текста.

 

— Ты дашь мне домой почитать?

Валя мнется, Яна понимает всю несуразность просьбы и настаивает еще азартней.

— Давай после Нового Года. Я тебе еще ее работы покажу.

Огромная папка, каждый лист в отдельном конверте. Макеты книг, наброски по фотографиям. Мелкие, точные рисунки. Вале не нравится: слишком академично.

— Она что, книги иллюстрировала?

— Да, в каком-то сведловском издательстве.

— Так она не в Сарапуле живет?

— Нет. Она умерла в 93м.

Между листами пророчества Глобы за 1991 год.

— А это ее сестра, тетя Сима.

Акварель, молодая женщина на фоне реки.

-Тетя Сима?

— Я только что про нее говорила. Она и передала все это в музей.

Какая-то старуха, у которой нет никого из близких. Сим-Сим из гнединских писем. И этот портрет перед Яной. Они живут и ничего не знают друг о друге. Как лица игральных карт, смотрят в разные стороны, разделенные чертой зеркал.

До после-нового-года она бы сто раз прочитала эти письма и забыла про них.

Даже в Вашем домике, когда я пришел в него и сел на крыльцо, мне казалось, что вдруг послышится Ваш голос, а Сим-Сим крикнет:-Миля, А.Ф. пришел!

 

За учебными пейзажами (избитые сарапульские виды) в папке нечитанные детские книжки. Барто. Вот он — маленький домик причудливой архитектуры, буйная зелень. «Тише, Танечка, не плачь»…Мячик ведь совсем не тонет.

 

«Аленький цветочек». У Яны в детстве была такая же. Не может быть. Или? Даты сходятся: 72й. Старшей сестре было 4 года, предки жили тогда в Свердловске и покупали ей, а потом все досталось Яне. Она смотрит на рисунки — только что видела их в черновых эскизах — и пытается вспомнить все эти тонкие книжки, истрепанные, сшитые отцом в один толстый том, — неужели именно из этих иллюстраций, скупых, неярких, расцветали — волшебно и страшно — грезы.

— Почему посторонние в фонде! Немедленно выйдите!

Кто-то из сотрудниц застал Яну на месте преступления.

— И из зала выйдите! Где Валя!!!

Появляется Валя, улыбаясь.

Музей вообще сегодня закрыт, меняют экспозицию.

— Посмотреть хочешь?

Но Яна уже перебрала музейной пыли.

Экспозицию меняют к новому веку, а ей не верится, что тысячелетие кончается. Как будто предала столетие, в котором появилась на свет. От него все устали и спешат отвернуться, а он — великолепный мой век, сквозь завесу звезд, когда сядешь писать воспоминания, улыбнись ей, она твоя дочь, не обижайся на ее щенячьи неудачи — Яна теперь совсем взрослая, ты не окутаешь ее своим теплом, не защитишь — и медвежья шкура спадает с плеч Чудища. Как связать Милю и ту волшебницу, что лишь очертила силуэты снов, щедро предоставив ребенку заполнить их самому?

Яна просит у директора музея официального разрешения поработать в фондах:

— А то Вале влетит за меня, наверное.

— И правильно влетит, — смеется он.- Да, разрешения-то у нас платные.

— Мне на пару дней всего,- хнычет Яна.

— Давай после Рождества, я занят.

После Нового Года выяснилось, что письма и не оформлены в музее, принадлежат лично Вале: — Я как бы наследница Полстоваловой. Я у нее рисовать училась, она все мне передала — краски, этюды. Кому-то надо было оставить.

Она уже давала знакомым почитать эти письма.

— Один,

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter