Есть много народных песен. Но ни кому еще не удавалось понять русскую душу так, как цыгану. Цыганская песня и русская неразделимы, как береза и сосна, чьи семена выросли из одной лунки. Есть много театров в Москве, но нет ни одного, в котором бы стихии огня, ветра и земли не заставляли бы трепетать сердце зрителя от любви, восторга и восхищения так сильно, как в театре «Ромэн»!

Мы в гостях у Николая Алексеевича Сличенко. В его кабинете скромность, и в тоже время изящество. Хозяин встречает по-доброму, без пафоса и до удивления человечно.

Мы мгновенно проникаемся волшебством истинной силы притяжения Таланта с большой буквы. Ведь в нем все – поворот головы, слово, умение управлять дыханием собеседника, улыбка – гордо, красиво, благородно, достойно… И просто, как основа жизни, которую Боги заложили в нас – это любовь.

Н.А. Сличенко — народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР (1987), премии Москвы, академик Международной академии театра (2001), Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (2001), профессор. Николай Алексеевич награжден орденами Дружбы народов и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. И другими орденами и медалями. Именем Николая Сличенко названа звезда в созвездии Тельца… 4 декабря 1998 года на Площади «звезд» в Москве заложена именная звезда Николая Сличенко.

Никто в России ни минуты не сомневается – Николай Сличенко – звезда. Звезда яркая. Первой величины.

Пресса так писала об этом событии: «Чествование артиста, добившегося поистине сказочного успеха – установления памятника при жизни, — это одновременно и праздник всех цыган: Москвы, России, всего мира… Это самый большой успех цыганского артиста за 225-летнюю историю цыганского музыкального исполнительства, цыганской эстрады в России». Но редакция не совсем согласна с той цитатой. Ведь Сличенко – не только достижение цыганского народа. Он давно стал достоянием многонациональной России.

И как символ признания народа, Президент РФ Владимир Путин направил поздравительную телеграмму художественному руководителю Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн» Николаю Сличенко в связи с его юбилеем. Произошло награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Об этом сообщила пресс-служба Кремля...

В чем же секрет его обаяния? В том ли, что после пяти минут разговора мы уже дружим домами и музеями? В том ли, что с радостью он слушает наши песни? Рассказы о поездках в Сербию, где поставлен памятник цыганенку, отказавшемуся чистить обувь немецкому оккупанту? В том ли, что он приглашает нас в театр в любое время и любым составом? Нет…

Чтобы стать живой легендой России этого недостаточно. Многолетний труд. Талант. Умение достигать задуманного – тоже не главное. В чем же секрет этого чуда с именем Сличенко? В чем сила его счастливой Звезды? И мы постепенно понимаем, глядя в эти молодые огненные легендарные глаза – это Великая Доброта с большой буквы.

В этом случае уместно было бы вспомнить Чехова о том, что в человеке должно быть все прекрасно – и проецировать их на судьбу Сличенко. Это Верность с большой буквы. Это Забота о подрастающем поколении с большой буквы.

— Николай Алексеевич? Что важнее в вашей жизни? Роль в фильме «Свадьба в Малиновке», принесшая вам на долгие годы любовь советского зрителя? Или все-таки театр?

— Кино и театр — это нерасторжимый союз, — отвечает артист. — Театр для меня – основа! Школа! Жизнь! И познание разума!

— Скажите, дети, внуки идут по вашим стопам?

— Да, кто-то идет. Кто-то нет… — Николай Алексеевич рассказывает нам об активной работе с молодежью.

И мы снова удивляемся неожиданно повернувшейся гранью. И это также потрясает! Как его хватает на все!? Н.А. Сличенко – не только яркий актер, режиссер, исполнитель, но и замечательный педагог. Заботясь о завтрашнем дне цыганского театра, он создал на базе музыкального училища имени Гнесиных специальную студию для подготовки профессиональных кадров для театра «Ромэн». Поиски талантливой молодежи для этой студии шли по всей стране. В октябре 1978 года студия начала свою жизнь, а в июне 1982 года ее выпускники влились в состав труппы театра «Ромэн». Сегодня все они ярко, интересно, перспективно заявили о себе и заняты практически во всех спектаклях текущего репертуара в ответственных ролях.

И сейчас вот уже два года открыта еще одна студия, теперь уже на базе знаменитого Щукинского училища (сейчас академии), руководителем которой является также Н А. Сличенко. Отучившись два года, выпускники приходят в театр.

Таким образом, Николай Сличенко все время пополняет театр «Ромэн» молодежью. И спектакли снова и снова возрождаются огненными плясками и новым задором.

Щедро отдавая себя, он получает огромную энергию любви и добра от благодарных зрителей. При этом Николай Сличенко очень скромный человек, ничуть не обремененный славой, прекрасный семьянин. Бог наградил его не только добрейшей, мудрой матерью, но и такой же женой. Тамилла Агамирова – жена, мать, актриса, соратница, вернейший друг, соединяет в себе высшие достоинства женщины.

— Она – моя вечная муза и ангел-хранитель, — говорит Николай Алексеевич.

Тамилла охотно подарила нам специально для «ММ» любимые фото из семейного архива. Мы воспользовались ее добротой и с радостью публикуем их на страницах газеты.

А еще он рассказал нам историю о своем прошлом. Николай Сличенко вырос в большой цыганской семье, где кроме него было еще четверо детей. Его первые впечатления, точнее — потрясения, связаны с войной. Она началась, когда Николаю шел седьмой год. На его глазах немцы расстреляли отца. Отпечаток огромного горя, боли, разрухи, голода, когда рядом умирали люди, остался с ним на всю жизнь.
Вскоре после войны семья остановилась в одном из колхозов Воронежской области. Работали все — взрослые и дети, восстанавливали разрушенное войной хозяйство. Здесь Николай впервые услышал о существовании в Москве цыганского театра «Ромэн». Мысль о том, чтобы поступить в труппу, увидеть спектакли этого театра, глубоко запала в сознание. Это была заветная мечта, которая казалась такой недосягаемой и далекой.
К искусству Николай тянулся всегда, с ранних лет впитав в себя любовь к народной цыганской песне, танцу. Сам неплохо пел, плясал. Во время вечеринок, которые часто устраивались после работы, он не раз слышал в свой адрес: «В театр бы тебе, в «Ромэн»!» И он решился.
В 1951 году 16-летнего Николая Сличенко приняли в первый и единственный в мире цыганский театр — «Ромэн», у истоков которого стоял А.В. Луначарский.
Поразительный талант цыганского мальчишки привлек к нему пристальное внимание ведущих мастеров театра, ставшего для него навсегда родной семьей, домом. Театра, где ему предстояло пройти все стадии творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссера и художественного руководителя.
Учителями Николая Сличенко и его партнерами по сцене стали выдающиеся актеры старшего поколения — Ляля Черная, М.В. Скворцова, С.И. Андреева, М.И. Черкасова, С.Ф. Шишков, И.И. Ром-Лебедев, В.Ф. Бизев, Н.Г. Нарожный, С.С. Золотарев, И.В. Хрусталев и другие. Они были для него эталоном актерского мастерства, беззаветной преданности театру, высокой внутренней культуры, бережного отношения к богатому наследию цыганского народа.
Николай, который в то время был самым младшим в труппе, присутствовал на всех репетициях, на всех спектаклях, участвовал в массовых сценах и очень скоро уже знал наизусть тексты почти всех мужских ролей из репертуара театра. Выходя в народных сценах, он придумывал себе характеры людей, которых изображал, получал несказанное удовольствие оттого, что дышал воздухом театра, и… ждал. Ждал своей большой роли.
В первые же годы работы Сличенко сыграл Фернандо (Марьяна Пинеда Ф.Г.Лорки), Василя (Цыганка Аза И.Ром-Лебедева), Ром Баро (одноименная пьеса И.Ром-Лебедева) и др. С середины 1960-х годов Сличенко начал активно пробовать свои силы в режиссуре. В 1966 работал режиссером-ассистентом (спектакль «Пражские куранты»), а с 1970 начал ставить самостоятельно («Родился я в таборе» по собственной пьесе, «Ты – герой и я – герой» по пьесе «Ринальдо идет в бой»). В 1972 Н.А. Сличенко окончил высшие режиссерские курсы ГИТИСа (ныне – РАТИ), где учился у А.А. Гончарова. Дипломный спектакль Грушенька по Очарованному страннику Н.С. Лескова был удостоен престижной в те годы награды – диплома фестиваля «Московская театральная весна» 1972). В том же году Сличенко поставил телевизионный фильм «Мой остров синий»Ринальдо идет в бой», где сыграл главную роль). В 1976 был поставлен этапный для самого Сличенко и для всего театра «Ромэн» спектакль «Мы – цыгане» (лауреат «Московской театральной весны» 1976), ставший визитной карточкой театра для всего мира. С 1977 Сличенко – главный режиссер и художественный руководитель театра «Ромэн». В 1970–1980-х годах он поставил такие спектакли, как «Непоклонов», «Огненные кони», «Живой труп» Л.Н. Толстого, в котором сыграл роль Федора Протасова. Этот спектакль был высоко оценен критикой. В 1990-е годы Сличенко мало играет, занимаясь в основном режиссурой. В последние годы он заново поставил шедший некогда триумфально спектакль «Грушенька», поставил «Таборные игры» (пьеса А.Кравцова и Н.Сличенко).

«Мне думается, — размышляет Николай Алексеевич о таком повороте творческой судьбы в своей книге «Родился я в таборе» (1987), — что режиссер начинается не с поступления в институт на режиссерский факультет и даже не с получения диплома о его окончании, а лишь с того момента, когда у него появляются своя тема в искусстве, свое отношение к явлению жизни, свой взгляд на все, что совершается вокруг него».
Тема человека, его назначения стала основной темой работы Н. Сличенко как режиссера. Одной из основных тем своего дипломного спектакля «Грушенька» (1973) он видел родство душ цыганского и русского народов. Его волновала социальная и нравственная тема произведения. Сличенко не просто возобновил старую постановку (пьеса ранее уже шла в театре), он создал совершенно новый спектакль, окрасив сценическое повествование о трагической судьбе молодой цыганки Грушеньки в тревожные и романтические тона. Журнал «Театральная жизнь» писал о премьере: «Родилась новая «Грушенька». И вместе с ней родился новый талантливый режиссер — Николай Сличенко». Так сложилась судьба этого спектакля, что Николаю Сличенко пришлось переиграть в нем все мужские роли, а за роль Голована он был удостоен звания лауреата первой премии «Театральная весна».
В своем втором спектакле «Ехали цыгане» И. Ром-Лебедева уже на другом жанровом материале Николай Сличенко продолжает поиски новой эстетики, соединяющей особенности современного театра с чертами традиционного цыганского искусства, его романтическими истоками.
Поистине визитной карточкой театра «Ромэн» стал спектакль «Мы — цыгане», где Н. Сличенко выступает и как автор, и как режиссер-постановщик, и как исполнитель.

Судьба спектакля необыкновенна: он объездил многие страны. Его увидели зрители Японии, Франции, США, Италии, Австрии, Индии, Турции, Югославии. И везде спектакль проходил с неизменным успехом. Подтверждением тому могут служить слова супруги президента Франции г-жи Миттеран, побывавшей на спектакле 9 июня 1988 года во время гастролей театра «Ромэн» в Париже. «Спасибо, огромное спасибо, — сказала она на встрече с труппой театра, — мы провели благодаря вам сегодня чудесный вечер. Это было прекрасно! Спектакль оставляет очень сильное впечатление, и мы всем сердцем почувствовали сегодня историю вашего народа…»
Николай Сличенко – актер, певец, режиссер, популярность которого огромна.
Сегодня по праву он один из тех замечательных мастеров сцены, имеющих действительно общенародную популярность. Для миллионов слушателей он — олицетворение цыганского народа, его огня, его страсти, олицетворение самой его души.
«Имя Николая Сличенко вызывает чувство мучительно-сладкой ностальгии. Сладкой, потому что к горлу подкатывает тот самый «восторг души», восхищение самобытнейшим талантом и благодарность за безоглядную щедрость, с которой этот талант дарится людям…» (В. Звездова, «Нижегородские новости»).
Каждая песня в исполнении Николая Сличенко — маленький спектакль, вмещающий в себя человеческую судьбу или какое-то законченное событие. Как певец в высшем значении этого слова, он способен по-своему оригинально и глубоко интерпретировать песню любого народа, постичь ее тайну, заразить ею слушателя.
Мы дарим на память театру «Ромэн» книги Фонда Русской словесности. И благодарим. Бесконечно благодарим звезды за то, что так удачно раскинулись карты, и позволили нам хоть на мгновение пересечь пути-дороги.

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2007 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.