ПРОФЕССИЯ, У КОТОРОЙ НЕТ ВОЗРАСТА. НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ. ВЯЧЕСЛАВ ТИХОНОВ


Славы не бывает слишком много. Не бывает много денег. Власти. И знаний.

Если рассматривать структуру общества по стратификации, то ясно будет видна социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях и т.д. Люди неравны от рождения. А иногда становятся неравными благодаря своим личным качествам, либо удаче.

Неравенство – специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями. Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом: доход, власть, образование, престиж.

А еще никогда не бывает слишком много любви. Ее дается ровно столько, сколько отмеряет Бог. И вот возникает вопрос – любим ли мы богатых? Нет. Любим ли тех, кто наделен властью над нами? Тоже нет. Любим ли «шибко образованных»? Да как бы и не особо. Любим ли престижных, постоянно даваемых нам в пример центральными ТВ, таких, как Зверев или Киркоров? Боже упаси!

Но есть у нас люди, которых действительно любят. Всенародно. Они – национальное достояние России. Они вне вертикалей. Вне горизонталей. Вне политики. И, похоже, вне времени.

Любовь страны к Вячеславу Тихонову началась с его первых фильмов «Молодая гвардия», «Дело было в Пенькове». Ее пик пришелся на выход фильмов «ЧП», «Доживем до понедельника», «Война и мир» и, конечно, «Семнадцать мгновений весны» и «Они сражались за Родину», ряд можно продолжать и дальше.

21 февраля в Москве в Большом зале Дома кино СК России прошел юбилейный вечер народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии Вячеслава Тихонова. 8 февраля ему исполнилось 80 лет.

Собралась вся богема «синема».

Вечер вели Анна Тихонова (дочь юбиляра) и Сергей Новожилов. Показывали фрагменты из фильмов, где снимался Вячеслав Тихонов. В зале аншлаг. Цветов столько, сколько не вместилось бы не только в «одни» руки или в машину, ими можно было устлать всю сцену.

Когда Анна Тихонова пошутила, что отец болен и не сможет быть на вечере, в зале прокатилась волна уныния. Все замерли. К счастью, шутка не слишком затянулась. И юбиляра пригласили на сцену. Под музыку «мгновений» в сопровождении народного артиста России Михаила Ножкина, он все-таки вышел к нам. Тут же у его ног вырос лес из репортеров, их камер и микрофонов.

На глазах кумира были слезы. Он приветствовал друзей, собравшихся в зале. И просил врачей, которые выпустили его из больницы на это мероприятие не сильно ругать его за это.

Вечер получился неформальный. Не строгий. Необычный. И очень волнительный. Выступали его друзья. Практически все они говорили о любви всенародной, но как они ее ощущают в себе. Мы узнали много нового о любимом артисте. Михаил Ножкин, например, прочел замечательные стихи, посвященные Вячеславу Тихонову и спел, «как разведчик разведчику» свою песню про разведку ГРУ. «Он просто человек чистейшей пробы нашей страны, – говорил Михаил Ножкин о своем друге, – великий скромник, великий талант, достойный подражания для каждого мужика нашей страны!»

Михаил Швыдкой в своем поздравлении отметил правильную мысль, что главная роль Вячеслава Тихонова – создание в советском кинематографе ОБРАЗА СОВЕТСКОГО ИНТЕЛЛИГЕНТА вне политических течений и властей.

Очень интересно и подробно рассказывал Эльдар Рязанов о небольшом эпизоде, в котором совсем недавно снялся юбиляр – роли «доброго человека-бога» в фильме об Андерсене «Жизнь без любви». Светящийся нимб на голове его показали в одном из фрагментов. К слову сказать, он сказал, что «прожив жизнь, достойную подражания в плане семейном, произведя на свет замечательных детей и внуков, Слава мог бы быть более любвеобильным к дамам, но не стал. И эта «нива» им не вспахана, несмотря на то, что его любили все женщины постсоветского пространства. Он до сих пор является символом мужской красоты, силы, любви».

На сцену выходили и политические лидеры. Геннадий Зюганов подарил «кусочек» «золота партии» в виде именных часов. «Не сотвори себе кумира, – обращался он к юбиляру, – но вы были кумиром! Наша семья, в которой традиции учительства поддерживались 300 лет, считала вас образцом интеллигентности».

Нам показалось немного несправедливым то, что когда со своим поздравлением вышел генеральный спонсор мероприятия К.О. Филимонов, репортеры потупили камеры и перестали снимать. Негласным правилом СМИ в наше время стало, к сожалению, требовать за рекламу со спонсоров средства или обходить молчанием их благотворительную деятельность. Но выступление генерального продюсера ООО Кинокомпании «Константа Фильм» действительно произвело фурор на собравшихся.

Константин Олегович объявил, что семье Вячеслава Тихонова от Фонда поддержки киноактеров будет подарен автомобиль марки «Тайота Камри».

– Ко мне обратился за помощью в проведении вечера Тихонова мой давний партнер Сергей Новожилов, я сразу согласился, – сообщил Константин Филимонов «ММ». – Мы благотворительностью занимаемся давно. Это, скорее всего, даже не благотворительность, а меценатство.

Как правило, о наших делах никто не знает. Мы поддерживаем и спортивную школу, и несколько детских домов. И конечно, всячески стараемся помогать ветеранам кино. Фонд поддержки ветеранов киноактеров этим занимается в первую очередь. Мы его учредили с моей супругой и его возглавляем.

– Когда пришла идея о таком значительном подарке для Вячеслава Тихонова?

– Идея о «Тайота Камри» возникла буквально за пять минут до нашего выхода на сцену. Мы решили, что такой человек достоин серьезного подарка. О нашем решении никто не знал. И Новожилов не знал. Это явилось сюрпризом для всех…

…А потом пела Тамара Гварцетели. И Владимир Зельдин, исполнивший главную роль в фильме «Свинарка и пастух», бодро поздравил именинника песней. Он в частности сказал: «Мы занимаемся профессией, которая не имеет возраста. Для артиста самое главное лекарство – это роль. Так что желаю новых ролей! Вот мне исполнилось в этом году 93! Так что 80 – это ерунда!»

С искрометным юмором отпела пародийное веселое поздравление группа «Датского» ансамбля (потому что они поют свои поздравления исключительно по круглым датам) в составе известных артистов кино, таких, как Борис Химичев, Борис Клюев и др. на музыку из фильма «Дело было в Пенькове»: «Кое-что принесли мы за пазухой, чтоб распить за здоровье твое…»

Поздравляли знаменитые артисты: Инна Макарова, Эллина Быстрицкая, Ирина Печерникова, Тамара Дружинина, Лариса Лужина. Из Дагестана подарили ковер с лицом Вячеслава Тихонова. А представители гильдии актеров открыли интересный факт из жизни Вячеслава. 20 лет назад, когда было землетрясение в Спитаке, он первым принес теплые вещи своей дочери для того, чтобы передать на место бедствия, чтобы дети не мерзли в Армении. И теперь через много лет монашки из армянского монастыря вышили для него специальный подарок своими руками.

Не менее трогательным было и выступление профессора ВГИКА Ирины Скобцевой:

– Когда картина «Война и мир», где Вячеслав Тихонов играл роль князя Болконского, совершала триумфальное шествие по миру и была представлена в Париже правительству, президент республики сказал: «Я сожалею о том, что была эта война в 1812 году. Но я восхищен людьми, которыми вы населили картину «Война и мир»! – он назвал эту работу не ролями, а живыми людьми. – И теперь, когда я смотрю на этот полный зрительский зал, я думаю, что жизнь наша прожита не зря!»

Да, правильно когда-то говорил Алексей Грибов: «Незаменимых людей нет, но есть неповторимые». Таким образом, как удачно сказал Всеволод Шкловский, «Вячеслав Тихонов – неповторимое приобретение земли русской».

Элеонора Шашкова поведала о том, как проходил эпизод съемок фильма «Семнадцать мгновений весны», где разведчик Штирлиц встречается с женой. Немая сцена должна длиться 10 минут. Оба артиста должны выразить свою боль, тоску, радость встречи. Оказывается, в тот день эту сцену должны были снимать в павильоне, и режиссер Т. Леознова объявила Элеоноре Шашковой, что Тихонова на съемках не будет, так как в этот день у него единственный выходной. Актриса очень расстроилась. Какова же была ее радость, когда Вячеслав Тихонов все-таки пришел, несмотря на свою титаническую усталость от съемок, чувствуя ответственность перед своей «картинной» женой, и прошептал ей тихо перед тем, как режиссер дал команду снимать: «Только будь осторожна! Здесь везде фашисты!»

Сцена, как все помнят, получилась потрясающе жизненной. Ее показали в этот день в Доме кино под всеобщие аплодисменты зрителей.

Спел романс студент ГИТИСа, а по совместительству внук Владимир Тихонов.

Мне в это время вспомнился один эпизод из своей жизни. Я училась во втором классе. Тогда среди девочек было поветрие – «собирать артистов». Их фотографии продавали в киосках по 6 или 8 копеек и выпускали массовыми тиражами. Коллекции артистов были разными. Девочки менялись. А некоторые открывали своеобразный бизнес. Так, более популярные и любимые артисты стоили дороже. К примеру, одного Тихонова, Столярова или Соломина можно было обменять на 10 менее интересных, например, таких, как Брундуков или Мкртчан. А если фотография была еще и старой, а значит редкой, на нее цена повышалась. И тогда ее обменять было невозможно, а только купить по спекулятивной цене – за 2 рубля, несмотря на то, что на ней был след от кнопки и загнут уголок. Чем оборачивалась сумма два рубля для того времени? Мама давала мне два рубля на две недели на обеды, потому что один обед стоил в нашей школьной столовой 25 копеек. Я помню, с какой радостью я отказалась от этих обедов, чтобы приобрести фотографию Вячеслава Тихонова в свою коллекцию! Выпустил эту открытку Госфотокомбинат «Ленфотохудожник» тиражом 50 000 экз. в 1959 году. По старой цене она стоила 75 копеек…

В моей детской – коллекции более 1500 артистов. Она до сих пор хранится в коробке из-под обуви. И я с трепетом время от времени ее просматриваю. А открыток с Тихоновым у меня 10, причем разных времен. Есть кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны», есть кадр из «Войны и мира», есть из фильма «Они сражались за родину». Но дороже всех та, самая первая…

Тем временем на сцену вышел с поздравлением Юрий Соломин, еще один наш детский «кумир-разведчик». Именно он и предложил утвердить в нашей стране такое звание «Национальное достояние России» и первым присвоить его Вячеславу Тихонову.

Зал с радостью его поддержал.

Режиссеры, у которых он снимался, твердили о его скромности, дисциплине и актерском мастерстве. Актрисы, партнерши по сценам – все как одна признавались в любви. Проскочила даже такая фраза: «Вот если бы ты был Тихоновым, я бы каждый день гладила тебе брюки».

Вечер не мог длиться вечно. Да и юбиляр устал. Но нашел в себе силы снова подняться к микрофону и произнести слабым голосом:

– Вот, ради того, чтобы быть на сцене, в зале, переполненном добрыми людьми, и стоило жить. Я хочу, чтобы врачи не очень меня потом ругали. Душа требует показать, рассказать, повести людей в то будущее, где нам суждено быть. Я признателен моим друзьям. А в зале находятся сегодня только друзья. Я хочу поблагодарить, что вы нашли время и пришли на это торжество. Но я хочу, чтобы на этом наше общение не кончалось. Я снова хочу встретиться с вами на экране. Извините, что я убежал из больницы и в таком виде. Но не волнуйтесь. Меня довезут». Он произнес еще шутливо: «Я благодарю вас, и все слова, которые были сказаны в мой адрес, я думаю, сыграют положительную роль в моем выздоровлении».

Со сцены его увели близкие люди. Мы понимали, что неправы, но подождали Вячеслава Тихонова у выхода. Он в этот день никому не давал автографы.

Он удивленно взглянул на меня, когда я обратилась к нему с такой дикой просьбой. Мне было очень стыдно. Но сердце мое в этот миг было переполнено такой искренней, солнечной всепоглощающей нежностью к этому скромному талантливейшему человеку, что я не выдержала и произнесла то, что жило во мне с детства:

– Мы вас так любим!

Великий артист оставил роспись на нашем приглашении, удивленно по-детски взглянул мне в глаза и тихо недоверчиво переспросил:

– Правда?

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2008 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.