Римма АРТЕМЬЕВА, историческое наследие,
Казхстан, Алматы
ИЗ ЦИКЛА: ВЯЖУТ ПЕСНИ КРУЖЕВА
РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ
СЧИТАЛКА
Раз да два, да раз, да два
Вяжут песни кружева.
Вплетены в узоры —
Солнечные взоры.
Два да три, да два, да три
От зари и до зари,
В нить, добавив солнце,
Крутят веретенце.
Четыре, пять, четыре, пять
На коклюшках завивать
Станут луч – в кружочки,
В нежные цветочки.
Шесть да семь, да шесть, да семь
Кружева расскажут всем:
«Выше неба сини
Славится Россия!»
Раз да два, да раз, да два
Вяжут песни кружева.
Услаждают взоры
Русские узоры!
СВЯТКИ *
* * *
/
Закружит пороша-метелица,
Белым облаком да расстелется.
Виноградьё красно-зелено моё
Белым облаком да расстелется,
Да под ноженьки красным девицам.
Виноградьё красно-зелено моё
Красны девицы с Колядой идут,
Золоту звезду высоко несут.
Виноградьё красно-зелено моё
Золоту звезду высоко несут,
Песни звонкие Рождеству поют!
Виноградьё красно-зелено моё
И ведут их в путь резвы ноженьки
По неведомой по дороженьке.
Виноградьё красно-зелено моё
По неведомой по дороженьке
На хозяйский двор огороженный.
Виноградьё красно-зелено моё
По-над тыном там виноград растет,
В белом тереме Господин живет.
Виноградьё красно-зелено моё
В белом тереме Господин живет,
С Госпожой, с детьми Коляду он ждёт.
Виноградьё красно-зелено моё
— А мы, девицы, с Колядой идём,
Вам, хозяева, «Слава!» мы поём.
Виноградьё красно-зелено моё
Вам, хозяева, «Слава!» мы поём,
Принимайте нас в ваш пресветлый дом!
Виноградьё красно-зелено моё
Да позвольте всем сесть на лавочку,
Виноградьё спеть — вам колядочку.
Виноградьё красно-зелено моё
Виноградьё спеть — вам колядочку —
За угощение – не за поглядочку.
Виноградьё красно-зелено моё
За серебряну да за денежку,
На гуляние нашим девушкам.
Виноградьё красно-зелено моё,
С праздником!
ПРИПЕВОЧКА
Ой, звенит, звенит тальянка –
Вечериночка идет!
Кружит Ванечка Татьянку,
Только замуж не берет.
А я не стану огорчаться,
Я не стану слезы лить,
Буду с Петенькой встречаться,
Чтобы Ванечку позлить!
Ветер в поле закружил-
Вьюжица-метелица,
Меня милый разлюбил,
На подружке женится!
Ой, звени, звени, гармошка,
Мне негоже унывать,
На подборике сапожки —
Буду дробь я отбивать!
* «Святками» называют святые вечера от кануна Рождества до Крещения. По всей территории России был распространен обычай — обходить дома и просить пирогов – колядовать. При этом обязательно исполнялись песни-колядки. На Севере обычно исполнялся свой тип колядок, называемый – «виноградья», в которых особенно яркими были образы мифических дома и сада, увитого виноградом. Обязательно в святочные вечера устраивались посиделки, на которых водили хороводы, гадали, а под Псковым на второй день святок было принято петь под тальянку припевки. (Из книги «Круглый год», Москва, «Правда, 1989г.)
МАСЛЕННИЦА *
* * *
Маслена, Маслена –
Мнит зима напраслину:
Что весне – не бывать,
Птицам гнезд – не свивать.
Снегом, да моросью,
С солнцем ясным порознь,
Она вьюжит, грозит,
Да студено глядит.
Песнями да играми
Сдобрим лютость зимнюю.
И блинов поедим.
И костры запалим!
В огненном да пламени
Жжем грехи-опалины.
Очищается душа,
Жизнью новою дыша!
* * *
В переливах бубенца-удальца
И в одеждах, словно после венца
В тройках – парочки милуются,
На глазах у всех целуются.
\
Только Маслена соломенная,
Да с самим огнем помолвленная,
В пирогах, да сыре купаная,
Будто в шаль, блинами кутаная,
Павой кроткой, нраву смирного,
Без дружка сидит, без милого.
Лишь неделю ей отпущен черед,
Что Великого Поста наперед.
А потом в объятьях огненных
Растворится белым облаком.
Будем Масленицу звать-величать,
Через год ее опять в гости ждать!
* «Масленица» — праздник накануне Великого поста. Это самый веселый, разгульный и поистине всеобщий праздник! Всю неделю пекут блины, ходят в гости и приглашают к себе гостей. Праздничной забавой не только для детей, но и для взрослых было катание с ледяных гор. Больше всего внимания и почестей оказывалось на Масленицу молодоженам. По обычаю они должны были нарядные выходить на люди, съезжать с гор, всенародно демонстрировать свою любовь друг к другу (это и обряд «Столбы», и традиционный вятский «Целовальник» и др.). В воскресенье в масленичный поезд обычно сажали чучело масленицы и ездили с ним до темноты с шумом и песнями. А поздно вечером выезжали на озимь и сжигали его. С масленицей прощались и в шутку и всерьез, было весело, пели много песен. Перед Великим постом люди хотели избавиться от всего греховного, просили друг у друга прощение. (Из книги «Круглый год», Москва, «Правда, 1989г.)
КРАСНАЯ ГОРКА *
* * *
\
Ой, да на Красну Горку
Выходил Егорка!
Долго прихорашивался,
Гоголем прохаживался,
Кланялся невесте,
Звал пройтися вместе:
«Выдь ко мне ты, павушка,
Любушка-любавушка».
\
Да как на Горку Красну
Люба – «солнце ясно»
Пышно принаряживалась,
Павою прохаживалась.
С женихом гуляла,
«Да» — ему сказала.
Свадьбу справим новую!
Яркую, веселую.
Господу помолимся,
До земли поклонимся!
* * *
Парни ходят вкруг горы
До вечерней до поры.
Ищут суженых себе,
Низко кланяясь судьбе.
Зовут девушек гулять,
В хороводе поиграть:
«Уж, вы девушки, выходите
Себя, красные, покажите!»
До вечерней до поры
Девки ходят вкруг горы.
Низко кланяясь судьбе,
Ищут суженых себе.
Хоровод идут водить
Да с парнями говорить:
«Холостые вы мальцы,
Распрекрасны удальцы,
Нас гляденьицем не взять,
Неча попусту гулять.
По любви ли, нет, нас возьмете,
Под венец младых поведете,
Иль по батюшкиному повеленью,
Да по матушкину благословенью?
* * *
Ой, хозяин да молодой,
Принимай гостей домой!
На ступеньки дай ступить,
Молодую да пригласить.
«Молодая-молода,
Выходи скорей сюда,
Выноси-ка на крыльцо
Разукрашено яйцо,
по стаканчику пивка,
На закуску пирожка!»
* «Красная горка» – первое воскресение после Пасхи, последний день пасхальной недели. Этот день считался счастливым для вступления в брак, поэтому старались именно в этот день сыграть свадьбу. «Красная горка» считается девичьим праздником. И так как свадебные гуляния и сватовство считались счастливыми именно в это воскресение, на праздник должны были придти обязательно все холостые девушки и парни. В Северном Поволжье этот день называли «кликушным воскресением», потому что было принято в этот день обходить дома молодоженов – «кликать молодых». Те, в свою очередь за пение выносили гостям по яйцу и по стопочке. (Из книги «Круглый год», Москва, «Правда, 1989г.)
ИВАНА КУПАЛЫ *
* * *
Под Иванов да Купалы День
Парни с девками милуются,
И с цветами ищут папороть,
Солнце красное им – лунный свет.
Жгут крапиву и колючий куст
В тех кострах, сжигая прошлое,
Прогоняют беды лютые,
Утешаются пророчеством.
Всяк былинке ночью голос дан
Узелки судьбы распутывать.
Подорожничек – под голову,
Одолень-траву — в попутчики.
На Иванов да Купалы День
Окропят Россию росыньки,
В ее водах искупаются
И прославят в песнях Родину!
Ой, да на Иванов да Купалы День!
КУПАЛЬСКАЯ ПЕСНЯ
Ей в праздник — не спится.
И тьмы не боится,
От люда таится,
Ступает девица
Цветку поклониться.
Ответа добиться:
« Кто замуж сгодится?
Где счастье таится?»
И песня над лесом, как дымка клубится:
«Водица, водица —
река и криница,
омой, голубица,
пусть хворь исцелится,
краса молодится
и хлеб уродится»!..
Не петь бы сестрице,
А Богу молиться!..
* «Ивана Купалы, Иванов день, Иван цветочный» — один из самых важных, разгульных, всеобщих праздников, требующий соблюдения обязательных обрядов, правил, запретов, обычаев. Этот день заполнен обрядами, связанными с водой. Главной особенностью Купальской ночи были очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали – кто удачнее и выше, тот будет счастливее. И обязательно играли в «горелки». В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, каждая из которых обладала особой целебной силой. Венки пускали по реке и ждали — потонет или нет. Но главным героем в этот день становился цветок папоротника, распускавшийся в полночь на несколько мгновений, с которым связывались повсеместно предания о кладах. (Из книги «Круглый год», Москва, «Правда, 1989г.)