Арзамас-городок – от Москвы уголок

…А живу я в старинном русском городе Арзамасе в трёх километрах от села Заречного, где Аркадий Гайдар написал свою «Голубую чашку».
Каждый год в середине июля город празднует свой день рождения. Сегодня ему стукнуло 433. Хотя исследователи краеведы (и у них есть на это основания) считают, что Арзамасу  не меньше 450 лет. Основал Арзамас на земле мордовского племени эрзян молодой царь Иван Грозный в лето победоносного похода на Казань. Название города происходит, скорее всего, от эрзяньского слова арсемес – желанный.

Арзамас, Воскрсенский собор Один глаз на нас, а другой…

Арзамас известен в народе по пословице «Один глаз на нас, а другой в Арзамас». Были когда-то знамениты арзамасские гуси. Знают литераторы петербургское литературное общество «Арзамас», членом которого был Сверчок – Пушкин.
Отдельного упоминания и внимания литераторов заслуживает легендарная Алёна Арзамасская, которую неизменно сравнивают с Жанной Д’ Арк, – участница восстания Степана Разина, командовавшая большим отрядом, сожжённая заживо по приказу князя Юрия Долгорукова за «ведовство» и «воровство».
Известна первая в России провинциальная школа живописи, которую организовал в Арзамасе академик А.В. Ступин. Один из его учеников художник – автор «Тройки» В. Перов.

Период от второй половины 17-го до середины 18-века называют «золотым веком» Арзамаса. Развивались ремёсла, торговля, богатели и щедро давали деньги на строительство церквей купцы. К концу 17-го века Арзамас приблизился по численности населения к Нижнему Новгороду.

Путешествуя по России, в городе проездом была императрица Екатерина II. Жители Арзамаса вышли на московский тракт её встречать, до ночи ждали и уснули по обочинам дороги. А императрица задержалась, приехала только утром, увидев спящих подданных, обронила: «Сон-город».
На пути в Саров к мощам преподобного Серафима Саровского в 1903 году город посетил Николай II и вся царская семья.

Осчастливил Арзамас своим посещением (я говорю об этом без тени иронии)  действующий президент России. Помните, какая в этом году была зима? Снегу немерено, сосульки на крышах, на дорогах наледь. И вот накануне прибытия президента сто километров дороги Арзамас – Нижний Новгород волшебным образом были вылизаны, расчищены и посыпаны соответствующим составом. С улиц города Арзамаса, конечно, не всех, а тех, по которым мог проехать (и проехал!) президент был вывезен снег и удалён лёд. Счастье посещения города первым лицом государства не могли не заметить дети. Моя внучка сказала: «Я хотела бы, чтобы наш президент жил в Арзамасе постоянно. Тогда у нас всегда будет чисто, машины не будут застревать в снегу, а люди смогут безопасно ходить по улицам».

История города известна арзамасцам в изложении Н.М. Щеголькова и писателя-краеведа П.В. Еремеева. В начале 20-го века в Арзамасе насчитывалось более тридцати церквей, и среди них настоящая жемчужина зодчего М.П. Коринфского – Воскресенский собор. Посетивший город в те годы Константин Паустовский вспоминал «золотые арзамасские яблоки» и «золотые купола церквей».
В Арзамасе останавливался Л. Толстой, отбывал ссылку Максим Горький, в городе бывали А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, Н.М. Карамзин, Н. Г. Чернышевский, В.Г. Короленко. Посещали Арзамас Владимир Маяковский, Павел Антокольский…
Арзамас называют городом Гайдара – здесь жил и вдохновенно работал замечательный детский писатель Аркадий Гайдар. Родом из Арзамаса поэт Николай Рачков, детский поэт Елена Липатова. В Арзамасе живёт один из старейших провинциальных поэтов Александр Плотников, детский поэт Галина Дядина.
В городе живут и творят в силу своих талантов и способностей ещё два десятка менее известных литераторов, 20 лет издаётся литературный журнал-альманах «Арзамасская сторона».

Реликт

Около трёхсот лет тому назад объявился «арзамасский монструз». Об этом свидетельствует архивный документ, подписанный земским комиссаром Василием Штыковым: «Лета 1719 июня 4-го дня. Была в Арзамасском уезде буря великая, и день зделался яко ночь, и много домишек с анбары и всякого строения снесено, и смерч великий был и град, и многия скоты и всякая живая тварь погибли, и урон великий через то светопреставление имеем. И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…»
К сожалению, бочка не дошла до Петербургского музея. Некоторые считают, что «двойное вино», как раньше называли водку, русские мужички по дорогое выпили, а змием закусили. Последнему, однако, верится слабо, скорее другое, «урон великий» был от бури, а казна пустая и, как писал Василий Штыков: «ждать будем Указу Правительствующего сената для обозу со змием в Санктпитербурх в куншткамору, или в Москву, или в иное место, куда будет велено… А ежели Указу не будет, ждать будем оказии на Санктпитербурх обоза Государева из стран Сибирских со товары и всякой рухлядью, что муромской дорогой через Арзамас следовать санным путём будет…»
С оказией, видимо, и отправили. А дорога муромская разбойниками славилась. Налетели, бочку вскрыли, может, и выпили содержимое, только вряд ли закусывали:  «смердел отвратно» тот змий!

«Потомок» великого поэта

Когда в Арзамасе в 1999 году был открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину и площадь его имени, некоторые жители города вдруг заметили, что известный в городе фотограф, зарабатывавший на свадьбах, похоронах и съёмке школьников первого сентября, очень похож на поэта. Причина этого, надо думать, крылась в том, что Михаил, как звали фотографа, был кудряв и отрастил себе бакенбарды. А известно, что если у кого кудрявая голова и бакенбарды, то в народе он числится Пушкиным.
Скоро Михаила так и стали называть, а популярность он приобрёл необыкновенную. Считалось, если он снимал молодожёнов, то брак непременно должен быть счастливым.

А сам Михаил, коренной житель Арзамаса, покопавшись в родословной, пришёл к выводу: да, могло так случиться, что во время краткого, правда, ничем не подтверждённого посещения Арзамаса по делам наследования родового поместья в Большом Болдино, пылкий Александр Сергеевич мог увлечься его пра-пра-пра-бабушкой и…
Впрочем, спустя некоторое время, когда Михаил стал чаще посещать парикмахерскую и отказался от бакенбардов, сходство его с поэтом потускнело, но «Пушкиным» в городе его называют до сих пор.

Вирус «гениальности»

В один из праздников поэзии, которые ежегодно проходят в Болдино в день рождения Пушкина, в пасмурный день, выступая в роще Лучинник, одна молодая поэтесса заметила, что летает много комаров. Если бы ещё просто летали, так эти бестии ещё и кусаются, кровь писательскую пьют.
«Но меня это не пугает, – заявила смелая девушка, – потому что комары, которые сейчас кусают меня, являются далёкими потомками комаров, что пили кровь самого Пушкина!»
И с лёгкой руки юного таланта распространился слух, что таким образом – через особый  вирус, передаваемый комарами, арзамасская земля способствует рождению новых литературных и прочих талантов.
Можно предположить, что кое-кто из литераторов, чувствуя упадок творческих сил и способностей, посещает Болдино и Арзамас, открывая комарам доступ к своему телу тёплой летней ночью, чтобы подхватить вирус «гениальности», полученный кровопийцами от «солнца русской поэзии».

Правда, у многих оказывается стойкий иммунитет к этому вирусу…

Чтобы левая рука не знала, что делает правая

Детство и отрочество Аркадия Голикова прошло в Арзамасе. Учился, хулиганил, лазил на колокольни, бил стёкла в храмах. По-мальчишески зажёгся революционными идеями в местном большевистском клубе. Увидел жизнь чёрно-белой. Достал недетское оружие. Пошёл воевать. И чёрный цвет стал белым, а белый – красным. Наделал трагических ошибок, потерял покой и здоровье. Стал детским писателем. Мечтал о жизни «совсем хорошей». Разглядел в реальной жизни полутона. И каялся, как последний грешник, терзая своё сердце.
Превозносили писателя в советское время, низвергали в годы перестройки…

В «Военной тайне» есть фрагмент, удивительный для детской повести. Уставший инженер Сергей Ганин едет в машине и видит сон. Он на границе, в разбитом белыми красном отряде. Ночь, костёр. И вдруг – неразгаданный шум. Враг? «Изменник Каплаухов тайно разорвал партийный билет». Но оказалось, это не белые, а всего лишь несчастные беженцы.
«И тогда всем стало так радостно и смешно, что, наскоро расстреляв проклятого Каплаухова, вздули они яркие костры и весело пили чай, угощая хлебом беженских мальчишек и девочек, которые смотрели на них огромными доверчивыми глазами».
И ещё были в том сне кони, все тёмные, невидимые в ночи. А конь Сергея заметный «очень хороший», «белогривый маленький и смешной Пегашка», которого начальник заставы называет худой недобитой скотиной. И только девочка из беженцев соглашается с Сергеем: «И конь хороший, и сам ты хороший».

Возможно ли, чтобы такой писатель, как Гайдар, пропагандировал христианские заповеди?  Не только возможно, это на самом деле так. И раскаяние, и смятение души от содеянного зла, и многое другое.
Одна из христианских заповедей гласит: делай добро тайно и щедро, так, чтобы левая рука твоя не знала, что делает правая, и не труби об этом повсюду.
И Гайдар – большевик и атеист, воплощает эту заповедь в повести «Тимур и его команда» тонко, ненавязчиво в виде игры, которую приняло не одно поколение мальчишек и девчонок.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Join the discussion Один отзыв

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.