ДЁЙБА

(самодийские сказания)

На севере нашей страны живут самодийские народы: ненцы и нганасаны, энцы и селькупы. Когда-то их предки разбрелись по белому свету. Кто осел на берегах сибирских рек, а кто вслед за оленями ушёл кочевать по тундре – к самому Ледовитому океану. Со временем языки этих народов изменились, стали непохожими друг на друга. Неизменными остались лишь общие для всех самодийцев сказания. И хотя их героев каждый народ называет по-своему, по всему северу можно услышать историю о ловком боге-охотнике. Вот как рассказывают её нганасаны.

Рождение мира

Давно это было. В самом начале времён. Решил Верховный Владыка создать Вселенную. Сделал землю, а под неё подложил семь слоёв вечной мерзлоты. Чтобы крепче стояла. А над землёй повесил семь слоёв неба. Ну, чтобы шум с земли не мешал ему отдыхать.

Для управления этим миром породил Верховный Владыка других богов и духов. Чуть ли не самой первой появилась на свет Моу-нямы, Матушка-земля. Она была такая большая, что люди и звери казались на ней мелкими букашками. А её брат, наоборот, получился очень маленьким. В суете создания Вселенной его и не заметил никто. Пришлось одному жить. Не у кого было даже спросить: что вокруг съедобно, а что нет. Отец-то далеко и до сестры не докричишься. Так и от голода умереть недолго.

Сел бедняга на ивовый листок, оттолкнулся травинкой – и поплыл по реке, куда глаза глядят. Сколько он плыл, никто не знает. А сам-то дни считать не умел. Наконец, подобрала его одинокая старушка. Привела в своё жилище, накормила-напоила. Стала расспрашивать: как зовут да откуда родом? А что он мог ответить? Вот и посчитали его безотцовщиной. Даже прозвище дали – Дёйба. Что значит – сирота.

Дёйба и злой дух

На хорошей еде стал мальчик быстро расти. Правда, очень большим и сильным так и не сделался. Зато хитрости да ловкости набрался – хоть отбавляй!

Пошёл как-то Дёйба к реке. То ли рыбы наловить, то ли гусей пострелять. И вот незадача! Сидит на берегу какой-то злой дух. Огромное чудище – как медведь. Даже глядеть страшно! Прогнал дух сироту да ещё побил больно.

Вернулся Дёйба домой и говорит приёмной матери: помоги, мол, со злыднем справиться. Не то совсем без еды останемся!

– А как, – спрашивает старушка, – мы его прогоним?

– Очень просто, – отвечает Дёйба. – Спрячься за старой ивой на берегу да слушай, о чём мы спорить будем. А когда надо будет, крикни не своим голосом…

Пошли они вдвоём на берег. Старушка за дерево спряталась, а сирота прямиком к чудищу.

– Ты что? – удивился злой дух. – Опять в ухо захотел?

– Ну, это мы ещё посмотрим, – отвечает Дёйба. – Ты вот почему на моей земле сидишь, в моей реке мою рыбу ловишь? Кто ты такой?

– Ха! – ухмыльнулся дух. – Я – сын самой Моу-нямы, Матери-земли. А ты кто?

– А я – её брат! – выпалил сирота. Хотел соврать, а получилось, что правду сказал. Хоть сам того и не ведал!

– А чем докажешь? Голова Моу-нямы далеко, не дозовёшься! Кого спросим?

– Видишь, ива растёт, – не моргнув глазом, говорит Дёйба. – Небесный Владыка через неё мне всегда приветы передаёт. Сунь голову в дупло и спроси.

Глупое чудище засунуло свою косматую башку в дыру. А старушка из-за дерева как закричит:

– Ты что, паршивец, старших родичей не уважаешь? Эта река твоему дяде с начала времён подарена. Вот я тебе задам!

Испугался дух наказания и превратился в маленький камушек. Дёйба положил его за пазуху – и с тех пор всякая охота была для него удачной. А среди духов речных, таёжных и тундровых прошёл слух, что Дёйба – никакой не сирота, а их дядюшка. А некоторым даже дед!

Дёйба и Моу-нямы

Охотился как-то наш сирота на горе, которая была лбом Матери-земли. И столкнулся со своей сестрой нос к носу.

– Это ты, – говорит Моу-нямы, – моим братом называешься?

– Я, – пискнул испуганный Дёйба. Да только сестра его не услышала. Уши больно далеко были. Такая она большая.

Пошевелила Моу-нямы носом, принюхалась:

– Однако, правду говорят. Запах-то родной. Прости, что не знала о тебе. Растить, кормить тебя не помогала. Хочешь, я тебя богатым сделаю? Научу, как целое стадо оленей добыть.

Дёйба был очень умным и хитрым. Ему два раза объяснять не надо. Выслушал он Моу-нямы и пошёл на север. Там ведь, оказывается, жила другая его родственница – Мать Вечной Мерзлоты. Много сокровищ прятала она в своём чуме. И, пуще всего, главное богатство – северных оленей.

Её сын, дух снега и льда, маленький ещё был. Поэтому спал целыми днями. Прокрался к нему Дёйба, одежду и шапку утащил. Потом переоделся и пошёл к ледяной хозяйке.

– Матушка, – говорит ей Дёйба, будто он её сын. – Надоели мне твои олени. Больно много их расплодилось. Весь мой снег копытами изрыли. Лёд от их дыхания тает.

Мать Вечной Мерзлоты в своём чуме никогда огня не зажигала. Вот и не разглядела в потёмках подвоха.

– Хорошо! – отвечает она. – Делай как знаешь. Не нравятся олени – прогони их. Пусть живут, где хотят.

Дёйба ждать не стал, пока ледяная хозяйка передумает. Взял палку и погнал стадо в родные края. Там раздал оленей соседям – и стали нганасаны жить очень богато.

Правда, другие народы тоже захотели хорошей жизни. Пришли на землю нганасан и своих богов привели. Обиделся тогда Дёйба, встал на лыжи и ушёл прямо в небо. Его лыжня потом звёздами стала. До сих пор не исчезла. Все её видят. Но учёные люди, которые про Дёйбу ничего не слышали, те звёзды назвали по-своему – Млечный Путь.

Пересказал Юрий Маслов

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.