В Хабаровске 18-19 октября 2010 года прошёл Дальневосточный международный форум журналистов.
Он проводился по инициативе Союза журналистов России при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева.
Форум журналистов был посвящён обсуждению вопросов информационного обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, формирования положительного имиджа субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа, а также участия средств массовой информации в интеграционных процессах России в Ази-атско-Тихоокеанском регионе.
Девиз форума: «Дальний Восток. Открытия XXI века».
Наш корреспондент побывал на этом форуме и принял участие в его работе, но обо всём по порядку.
Приглашение председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова принять участие в Дальневосточном международном форуме журналистов было неожиданным, а потому приятным. В год 150-летия со дня рождения Антона Павловича Чехова, совершившего в 1890 году путешествие на Сахалин, проследовать путём великого русского писателя — об этом можно только мечтать!
И вот мечта сбывается. Представительная группа российских и зарубежных журналистов чартерным рейсом отправляется в Хабаровск. «Боинг» из столичного аэропорта Домодедово доставляет первую партию журналистов в столицу Дальневосточного федерального округа за семь часов. Антон Павлович Чехов добирался до Хабаровска несколько месяцев. А первым поселенцам из центра России на это требовалось полтора — три года. В пути одни умирали, у других рождались дети…
…Радушные хозяева разместили нас в гостинице «Интурист», которая в эти дни отметила своё тридцатилетие. Кстати, в эти же дни, 20 октября, здесь отмечался день рождения Хабаровского края (образован в 1938 году). Чуть раньше хабаровчане отметили день рождения своего города (основан 31 мая 1858 года). Тогда на правом берегу Амура высадился отряд 13-го линейного батальона под командованием капитана Якова Васильевича Дьяченко. Памятник ему возвышается на Амурском бульваре рядом с гостиницей «Интурист». Тогда были созданы военный пост, а затем поселение, названное Хабаровкой в честь русского исследователя восточных окраин России XVII века Ерофея Павловича Хабарова. Памятник первопроходцу стоит перед железнодорожным вокзалом. В 1880 году Хабаровка стала центром
Приамурского генерал-губернаторства, а в 1883 году поселение приобрело статус города и стало именоваться Хабаровском. Первым генерал-губернатором был известный русский государственный деятель, дипломат граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский, который подписал с Китаем Айгунский договор, закрепивший дальневосточные земли за Россией. Графу в Хабаровске установлен величественный памятник, его имя носит одна из красивейших улиц города. Хабаровчане умеют хранить память великих предков. Там же, на Амурском бульваре, установлен бюст прославленному российскому лётчику Валерию Чкалову, совершившему в 1936 году беспосадочный перелет по маршруту Москва — Хабаровск. Недалеко от стадиона имени В.И. Ленина Чкалов выступил перед молодёжью города и призвал её, а вместе с нею и молодёжь всей страны принять активное участие в грандиозных стройках, разворачивавшихся в то время в Хабаровском крае и в целом на всём Дальнем Востоке. Призыв легендарного лётчика возымел действие. Тысячи юношей и девушек отправились по комсомольским путёвкам на Дальний Восток.
В формирование архитектурного облика Хабаровска внесли свои штрихи переселенцы из западных уголков России, Украины, Белоруссии, ряда стран Западной Европы. Хабаровск сегодня многолик. Это административный, промышленный, научный и культурный центр края и столица Дальневосточного федерального округа. Население Хабаровска на 1 января 2010 года составило 578 тысяч человек.
Хабаровск — центр Дальневосточного военного округа. 2 сентября мы отметили 65-летие окончания Второй мировой войны. Здесь, в Хабаровске, видные военачальники Р.Я. Малиновский и А.М Василевский разработали стратегический план по разгрому милитаристской Японии. Бюсты прославленных маршалов напоминают о нашей истории.
Памятников в Хабаровске много. Напротив краевого Музыкального театра установлена бронзовая фигура В.И. Ленина, созданная известным советским скульптором Матвеем Манизером. Памятник является выдающимся произведением монументального искусства начала XX века. Таких памятников в 1925 году было отлито и установлено шесть. Кстати, один из них — в Калуге.
Строительство Хабаровска началось с правого берега Амура. Поэтому, побывав в этом городе, нельзя хотя бы несколько слов не сказать о самой большой реке на нашем Дальнем Востоке. По-монгольски река называется Хаара-Мурэн, по-китайски Хэйлун-цзян. Образуется слиянием рек Шил-ка и Аргунь. Впадает в Амурский лиман Охотского моря. Протяженность 2824 километра. Кроме Хабаровска,
на Амуре расположены Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре. Несколько слов о мосте через Амур у Хабаровска. Он является не только крупнейшим на Транссибе, но и самым большим мостовым переходом в нашей стране. Поистине «Амурским чудом» называют это грандиозное сооружение, длина которого составляет 2,6 километра, каждый пролет — 127 метров. Амурский мост («Царский мост») соединил не только берега Амура, он — венец Транссиба, последняя точка в истории строительства Великого Сибирского пути. «Амурское чудо XX века» — так назвали железнодорожный мост, построенный в 1916 году, его современники. Завершая рассказ об Амуре-батюшке, следует отметить, что река судоходная, в ней водится около 120 видов рыб, среди них осётр, калуга.
Самое красивое место в Хабаровске, на мой взгляд, Амурская набережная — дорожки и спуски выложены плиткой, много зеленых насаждений. Отсюда открывается великолепный вид на Амур и заречные дали. Улицы в городе широкие. Город строится, в том числе и вверх, появляются небоскрёбы местного масштаба.
Работа Дальневосточного международного форума началась 18 октября в большом зале краевой филармонии. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, открыв форум, зачитал приветствие его участникам от Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева.
Учёные и великие политики говорили, что Сибирь и Дальний Восток развивались как часть России, как фасад России, поэтому и взгляды у людей не потухают, когда речь идёт о Дальнем Востоке. Конечно, на форуме было много вопросов полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктору Ишаеву. Суть всех вопросов сводилась к глобальной проблеме «Дальний Восток — будущее России», каким быть этому будущему.
Несколько слов о Дальневосточном федеральном округе. Его площадь 62215,9 тысячи квадратных километров (36,4% территории России). Население округа 6440,4 тысячи человек (4,9% населения России). Центр Дальнего Востока — город Хабаровск. Основные направления экономики: горнодобывающая, золотодобывающая, рыбная и лесная промышленность, цветная металлургия и судостроение.
Дальневосточный федеральный округ — это девять регионов: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.
О развитии округа на форуме рассказывали: В.И. Сыркин — заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, В.И. Шпорт — губернатор Хабаровского края, Д.И. Глушко — вице-президент Республики Саха, К.М. Строганов -первый заместитель губернатора Сахалинской области. Из выступавших журналистов назову несколько имен:
Виталий Абрамов — главный редактор газеты «Известия» и Юрий Поляков -главный редактор «Литературной газеты». Конечно, выступающих было значительно больше.
На второй день форума прошла работа по секциям — в Доме приемов правительства Хабаровского края. Работали секции: «СМИ и общество: проблемы взаимодействия», «Школа журналистики Ясена Засурского», «Настоящее и будущее местной прессы», «Традиционные СМИ и Интернет-коммуникации». И, конечно, все это дополнялось живым общением с коллегами, хозяевами и гостями форума. Море информации. Назову лишь несколько проектов, которые осуществляются и будут осуществлены на территории Дальневосточного федерального округа: строительство Кузнецовского туннеля на участке дороги Комсомольск-на-Амуре — Ванино, порт Ванино -угольный терминал компании «СУЭК», Советская Гавань, нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан», строительство моста через бухту Золотой Рог, строительство Дальневосточного федерального университета, судоверфь завода «Звезда», выпуск самолета «Суперджет-100».
Утром 20 октября мы уже летим во Владивосток. Перелет занимает всего-то полтора часа. На новом месте нам предстоит своими глазами увидеть, как воплощаются в жизнь задуманные проекты.
Владивосток — город нашенский. Расположен на сопках у бухты Золотой Рог залива Петра Великого Тихого океана. Нам была предложена деловая поездка по строительным площадкам. Город видим из окна автобуса, переезжая от объекта к объекту. Жилые массивы разбросаны по сопкам, в это время года они пылают багряными листьями клёнов, которых в этих местах произрастает семь видов. И всё-таки несколько слов о столице Приморского края.
Владивосток основан в 1860 году. Численность населения около 600 тысяч человек. По железной дороге расстояние до Москвы 9288 километров. В городе девять высших учебных заведений. Много театров. Среди музеев выделяется Приморский краеведческий музей имени В.К. Арсеньева. Этот русский исследователь много сделал для изучения Приморского края. О своих наблюдениях Арсеньев рассказал в книге «Дерсу Узала». Главным обитателем уссурийской тайги считается тигр. Если на гербе Хабаровского края изображён медведь, то на гербе Приморского края красуется тигр.
Бухта Золотой Рог, по обеим сторонам которой располагается Владивосток, является удобным местом стоянки судов. Здесь также располагаются торговый и рыбный порты, судоремонтные предприятия.
Владивосток является самым крупным историческим центром Приморья. В нём имеется до двухсот памятников. Несмотря на массированное градостроительство последних лет, город по-прежнему сохраняет и отдельные исторические здания, и целые улицы.
Во Владивостоке собрана целая мемориальная флотилия знаменитых кораблей и судов.
Владивосток сохранил и такой редкий памятник, как комплекс фортификационных сооружений владивостокской крепости. В начале XX века крепость считалась лучшей в мире.
Промышленность Владивостока ориентирована на машиностроение. Также развиты энергетика, строительная и пищевая промышленность.
Во Владивостоке располагаются 17 генеральных и почётных консульств иностранных государств.
В настоящее время город бурно развивается. В связи с решением о проведении саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке в развитие инфраструктуры города вкладываются значительные инвестиции. Ведется строительство ряда объектов: это мост через бухту Золотой Рог, мост через пролив Босфор Восточный на остров Русский (это будет самый протяженный в мире ванто-вый мост), сеть новых автомобильных дорог и транспортных развязок. Строятся очистные сооружения, новый современный комплекс по переработке отходов, газопровод. Ведется реконструкция портовых терминалов и аэропорта Владивосток, строится комплекс зданий для проведения саммита на острове Русский, которые в дальнейшем станут основой Дальневосточного федерального университета.
Размах строительства нам удалось увидеть. Мы побывали на строительстве автомобильной дороги поселок Новый — полуостров Де-Фриз — Седан-ка. Общая длина трассы 40 километров. Покрытие цементобетонное. Закончить его планируется в конце 2011 года. Открытие дороги позволит разгрузить трассу Хабаровск — Владивосток.
Впечатляет и строительство жилого массива в микрорайоне Снеговая падь. Планируется построить 44 дома общей площадью 640 тысяч квадратных метров на 9662 квартиры. Большая часть домов уже сдана. Окончание проекта -2012 год.
Ещё один объект — мост на остров Русский через пролив Босфор Восточный. Строительство моста осуществляется в рамках программы подготовки к саммиту АТЭС. Мост будет одним из крупнейших вантовых мостов в мире, центральный пролёт которого длиной 1104 метра станет рекордным в мировой практике мостостроения. Высота пилонов впечатляет — 320,9 метра. Строительство ведёт ОАО «УСК МОСТ». Мне удалось поговорить с заместителем директора филиала во Владивостоке Геннадием Борисовичем Моряковым. Вот что он рассказал:
— И хотя сдача моста запланирована к началу саммита АТЭС в 2012 года, мы постараемся основные работы закончить в 2011 году. Сейчас на строительстве работают 4500 специалистов. Наша организация имеет многолетний опыт подобного строительства.
Несколько слов о строительстве Дальневосточного федерального университета. На период проведения во Владивостоке саммита АТЭС в 2012 году учебные корпуса университета будут использоваться для проведения основных мероприятий. Жилые корпуса — для размещения глав государств, участников саммита, журналистов. На строительстве объектов занято более пяти тысяч человек. Весь комплекс работ ведётся в круглосуточном режиме. Окончание строительства — конец 2011 года. Уже многое возведено, и это впечатляет. Дальневосточный федеральный университет станет самым современным научно-образовательным учреждением на Дальнем Востоке России. Новый университет должен способствовать развитию инновационных отраслей экономики и центров высоких технологий, интеграции в крупнейшие проекты АТЭС, формированию интеллектуально насыщенной и комфортной среды проживания в регионе.
Бухту Золотой Рог мы пересекли на пароме дважды: на остров Русский и обратно в город. Хотя моросил мелкий дождь, серая вода в бухте рябила, окружающая картина радовала глаз. Столько океанских кораблей можно увидеть только в настоящей гавани и порту. Владивосток таким является.
Уже в сумерках мы снова любуемся узенькими улицами нашенского города. Наш путь лежит в аэропорт.
Следующая точка нашего воздушного маршрута — город Харбин. Это уже Китайская Народная Республика.
Харбин — быстрорастущий торгово-индустриальный и культурный центр провинции Хэйлунцзян (Чёрный дракон) на северо-востоке КНР. Расположен на реке Сунгари, притоке Амура. Население около шести миллионов человек. Первоначально был русским городом. Возник он в 1898 году в связи с постройкой Китайской Восточной железной дороги. После окончания Гражданской войны сюда устремился поток белой эмиграции. В 1932-1945 годах полностью оккупирован японцами. Освобождён Советской Армией и возвращён Китаю.
Мы прибыли в Харбин ближе к вечеру. Разместились в пятизвёздочном отеле «Шангри-Ла». Приветственный ужин прошёл в ресторане «Пекинская утка», где действительно удалось отведать утку по-пекински. Здесь мы встретились и с менялой. Наш гид китаянка Лю, по её же просьбе все мы звали её Любой, предложила произвести обмен денег в ресторане, так как в позднее время все банки в Харбине были закрыты. За один юань меняла брал пять рублей. Правильного курса мы так и не увидели. У нас для знакомства с городом был один день и предстояло много поколесить по его улицам и успеть многое увидеть. Но это будет 21 октября, а в этот поздний вечер мы возвращаемся в отель и, несмотря на усталость, в номера не спешим. Идём прогуляться по набережной Сунгари. Над рекой и над городом туманная дымка. Наутро дымка не рассеялась, а Лю сказала, что это смог, и харбинцы от него очень страдают. Позже мы увидели на улицах города многих китайцев в марлевых масках на лицах. А ещё раньше, утром, из окна номера можно было видеть множество молодых китайцев, занимающихся гимнастикой. Такие вот китайцы с утра -энергичные. Вечером пришлось наблюдать другую картину: уставшие китайцы возвращались с работы домой. В большом городе, чтобы хорошо жить, надо много работать. Лю тоже много работает: преподает в университете, подрабатывает гидом, сотрудничая с «Интуристом», а перед нашим отъездом стала менялой денег — снова меняла нерастраченные нами юани на рубли. Обратный курс был значительно ниже.
Дневная экскурсия по Харбину была насыщенной. Первым делом мы поехали на кладбище с мемориалом памяти погибших советских воинов. Надгробные плиты с красными звездами ухожены. Китайцы чтут погибших освободителей. Наша делегация во главе с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым возложила живые цветы к мемориалу и помянула русских воинов по русскому обычаю. Рядом с мемориалом расположилось и русское православное кладбище. Надгробия с русскими фамилиями напоминают о нашей истории. При кладбище есть православная часовня.
После этого мы исколесили весь город. Своими грандиозными строениями Харбин больше похож на европейский город. О том, что мы всё же в Китае, напоминают иероглифы многочисленной рекламы да множество каменных изваяний львов и драконов около входа в различные офисы. Эти животные в Китае самые почитаемые. И, конечно же, сами жители — китайцы.
В ходе экскурсии мы посетили три фабрики, производящие исконно китайские товары: шёлковую, чайную и по производству жемчуга. Много интересного увидели и узнали и там, и там, и там.
Съездили мы и в старую, русскую часть города. Строений начала XX века осталось, к сожалению, мало. «Русским духом» нас обдало на китайской улице с московским названием Арбат. Это туристическая зона. Здесь много магазинов, много различных, в основном современных, памятников. Арбат в Харбине, как и в Москве, отдан пешеходам. В центре Арбата возвышается красавица церковь в честь святой Софии, построенная в византийском стиле. Церковь строилась с 1907 по 1932 год. Сейчас храм не действует. В нём расположен музей белого движения.
Завершил нашу харбинскую программу ужин в ресторане городской телебашни на высоте 184 метра. Уже в огнях вечернего города возвращаемся в отель, собираем вещи и отправляемся в обратный путь. Ночью вылетаем, а утром в Хабаровске. И сразу же посадка на рейс в Москву.
Уже дома подумалось: не зря мы слетали туда, где восходит солнце! Мы больше узнали о большой России. Многое в ней меняется в лучшую сторону. На Дальнем Востоке это ощущение усиливается. Неизменной в эти дни была только погода — одинаковая в Козельске, Москве, Хабаровске, Владивостоке да и в Харбине тоже. Золотая осень по всей России завершалась опаданием жёлтых листьев с берёз. В Козельске у дома они осыпались прямо на проезжую дорогу. В Хабаровске -летели, подгоняемые ветром, вдоль Амурского бульвара. Во Владивостоке пышными грудами лежали на склонах сопок. И только в Харбине не удалось увидеть ни одной берёзки…

В Хабаровске 18-19 октября 2010 года прошёл Дальневосточный международный форум журналистов.Он проводился по инициативе Союза журналистов России при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева.Форум журналистов был посвящён обсуждению вопросов информационного обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, формирования положительного имиджа субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа, а также участия средств массовой информации в интеграционных процессах России в Ази-атско-Тихоокеанском регионе.Девиз форума: «Дальний Восток. Открытия XXI века».Наш корреспондент побывал на этом форуме и принял участие в его работе, но обо всём по порядку.Приглашение председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова принять участие в Дальневосточном международном форуме журналистов было неожиданным, а потому приятным. В год 150-летия со дня рождения Антона Павловича Чехова, совершившего в 1890 году путешествие на Сахалин, проследовать путём великого русского писателя — об этом можно только мечтать!И вот мечта сбывается. Представительная группа российских и зарубежных журналистов чартерным рейсом отправляется в Хабаровск. «Боинг» из столичного аэропорта Домодедово доставляет первую партию журналистов в столицу Дальневосточного федерального округа за семь часов. Антон Павлович Чехов добирался до Хабаровска несколько месяцев. А первым поселенцам из центра России на это требовалось полтора — три года. В пути одни умирали, у других рождались дети……Радушные хозяева разместили нас в гостинице «Интурист», которая в эти дни отметила своё тридцатилетие. Кстати, в эти же дни, 20 октября, здесь отмечался день рождения Хабаровского края (образован в 1938 году). Чуть раньше хабаровчане отметили день рождения своего города (основан 31 мая 1858 года). Тогда на правом берегу Амура высадился отряд 13-го линейного батальона под командованием капитана Якова Васильевича Дьяченко. Памятник ему возвышается на Амурском бульваре рядом с гостиницей «Интурист». Тогда были созданы военный пост, а затем поселение, названное Хабаровкой в честь русского исследователя восточных окраин России XVII века Ерофея Павловича Хабарова. Памятник первопроходцу стоит перед железнодорожным вокзалом. В 1880 году Хабаровка стала центромПриамурского генерал-губернаторства, а в 1883 году поселение приобрело статус города и стало именоваться Хабаровском. Первым генерал-губернатором был известный русский государственный деятель, дипломат граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский, который подписал с Китаем Айгунский договор, закрепивший дальневосточные земли за Россией. Графу в Хабаровске установлен величественный памятник, его имя носит одна из красивейших улиц города. Хабаровчане умеют хранить память великих предков. Там же, на Амурском бульваре, установлен бюст прославленному российскому лётчику Валерию Чкалову, совершившему в 1936 году беспосадочный перелет по маршруту Москва — Хабаровск. Недалеко от стадиона имени В.И. Ленина Чкалов выступил перед молодёжью города и призвал её, а вместе с нею и молодёжь всей страны принять активное участие в грандиозных стройках, разворачивавшихся в то время в Хабаровском крае и в целом на всём Дальнем Востоке. Призыв легендарного лётчика возымел действие. Тысячи юношей и девушек отправились по комсомольским путёвкам на Дальний Восток.В формирование архитектурного облика Хабаровска внесли свои штрихи переселенцы из западных уголков России, Украины, Белоруссии, ряда стран Западной Европы. Хабаровск сегодня многолик. Это административный, промышленный, научный и культурный центр края и столица Дальневосточного федерального округа. Население Хабаровска на 1 января 2010 года составило 578 тысяч человек.Хабаровск — центр Дальневосточного военного округа. 2 сентября мы отметили 65-летие окончания Второй мировой войны. Здесь, в Хабаровске, видные военачальники Р.Я. Малиновский и А.М Василевский разработали стратегический план по разгрому милитаристской Японии. Бюсты прославленных маршалов напоминают о нашей истории.Памятников в Хабаровске много. Напротив краевого Музыкального театра установлена бронзовая фигура В.И. Ленина, созданная известным советским скульптором Матвеем Манизером. Памятник является выдающимся произведением монументального искусства начала XX века. Таких памятников в 1925 году было отлито и установлено шесть. Кстати, один из них — в Калуге.Строительство Хабаровска началось с правого берега Амура. Поэтому, побывав в этом городе, нельзя хотя бы несколько слов не сказать о самой большой реке на нашем Дальнем Востоке. По-монгольски река называется Хаара-Мурэн, по-китайски Хэйлун-цзян. Образуется слиянием рек Шил-ка и Аргунь. Впадает в Амурский лиман Охотского моря. Протяженность 2824 километра. Кроме Хабаровска,на Амуре расположены Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре. Несколько слов о мосте через Амур у Хабаровска. Он является не только крупнейшим на Транссибе, но и самым большим мостовым переходом в нашей стране. Поистине «Амурским чудом» называют это грандиозное сооружение, длина которого составляет 2,6 километра, каждый пролет — 127 метров. Амурский мост («Царский мост») соединил не только берега Амура, он — венец Транссиба, последняя точка в истории строительства Великого Сибирского пути. «Амурское чудо XX века» — так назвали железнодорожный мост, построенный в 1916 году, его современники. Завершая рассказ об Амуре-батюшке, следует отметить, что река судоходная, в ней водится около 120 видов рыб, среди них осётр, калуга.Самое красивое место в Хабаровске, на мой взгляд, Амурская набережная — дорожки и спуски выложены плиткой, много зеленых насаждений. Отсюда открывается великолепный вид на Амур и заречные дали. Улицы в городе широкие. Город строится, в том числе и вверх, появляются небоскрёбы местного масштаба.Работа Дальневосточного международного форума началась 18 октября в большом зале краевой филармонии. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, открыв форум, зачитал приветствие его участникам от Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева.Учёные и великие политики говорили, что Сибирь и Дальний Восток развивались как часть России, как фасад России, поэтому и взгляды у людей не потухают, когда речь идёт о Дальнем Востоке. Конечно, на форуме было много вопросов полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктору Ишаеву. Суть всех вопросов сводилась к глобальной проблеме «Дальний Восток — будущее России», каким быть этому будущему.Несколько слов о Дальневосточном федеральном округе. Его площадь 62215,9 тысячи квадратных километров (36,4% территории России). Население округа 6440,4 тысячи человек (4,9% населения России). Центр Дальнего Востока — город Хабаровск. Основные направления экономики: горнодобывающая, золотодобывающая, рыбная и лесная промышленность, цветная металлургия и судостроение.Дальневосточный федеральный округ — это девять регионов: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.О развитии округа на форуме рассказывали: В.И. Сыркин — заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, В.И. Шпорт — губернатор Хабаровского края, Д.И. Глушко — вице-президент Республики Саха, К.М. Строганов -первый заместитель губернатора Сахалинской области. Из выступавших журналистов назову несколько имен:Виталий Абрамов — главный редактор газеты «Известия» и Юрий Поляков -главный редактор «Литературной газеты». Конечно, выступающих было значительно больше.На второй день форума прошла работа по секциям — в Доме приемов правительства Хабаровского края. Работали секции: «СМИ и общество: проблемы взаимодействия», «Школа журналистики Ясена Засурского», «Настоящее и будущее местной прессы», «Традиционные СМИ и Интернет-коммуникации». И, конечно, все это дополнялось живым общением с коллегами, хозяевами и гостями форума. Море информации. Назову лишь несколько проектов, которые осуществляются и будут осуществлены на территории Дальневосточного федерального округа: строительство Кузнецовского туннеля на участке дороги Комсомольск-на-Амуре — Ванино, порт Ванино -угольный терминал компании «СУЭК», Советская Гавань, нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан», строительство моста через бухту Золотой Рог, строительство Дальневосточного федерального университета, судоверфь завода «Звезда», выпуск самолета «Суперджет-100».Утром 20 октября мы уже летим во Владивосток. Перелет занимает всего-то полтора часа. На новом месте нам предстоит своими глазами увидеть, как воплощаются в жизнь задуманные проекты.Владивосток — город нашенский. Расположен на сопках у бухты Золотой Рог залива Петра Великого Тихого океана. Нам была предложена деловая поездка по строительным площадкам. Город видим из окна автобуса, переезжая от объекта к объекту. Жилые массивы разбросаны по сопкам, в это время года они пылают багряными листьями клёнов, которых в этих местах произрастает семь видов. И всё-таки несколько слов о столице Приморского края.Владивосток основан в 1860 году. Численность населения около 600 тысяч человек. По железной дороге расстояние до Москвы 9288 километров. В городе девять высших учебных заведений. Много театров. Среди музеев выделяется Приморский краеведческий музей имени В.К. Арсеньева. Этот русский исследователь много сделал для изучения Приморского края. О своих наблюдениях Арсеньев рассказал в книге «Дерсу Узала». Главным обитателем уссурийской тайги считается тигр. Если на гербе Хабаровского края изображён медведь, то на гербе Приморского края красуется тигр.Бухта Золотой Рог, по обеим сторонам которой располагается Владивосток, является удобным местом стоянки судов. Здесь также располагаются торговый и рыбный порты, судоремонтные предприятия.Владивосток является самым крупным историческим центром Приморья. В нём имеется до двухсот памятников. Несмотря на массированное градостроительство последних лет, город по-прежнему сохраняет и отдельные исторические здания, и целые улицы.Во Владивостоке собрана целая мемориальная флотилия знаменитых кораблей и судов.Владивосток сохранил и такой редкий памятник, как комплекс фортификационных сооружений владивостокской крепости. В начале XX века крепость считалась лучшей в мире.Промышленность Владивостока ориентирована на машиностроение. Также развиты энергетика, строительная и пищевая промышленность.Во Владивостоке располагаются 17 генеральных и почётных консульств иностранных государств.В настоящее время город бурно развивается. В связи с решением о проведении саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке в развитие инфраструктуры города вкладываются значительные инвестиции. Ведется строительство ряда объектов: это мост через бухту Золотой Рог, мост через пролив Босфор Восточный на остров Русский (это будет самый протяженный в мире ванто-вый мост), сеть новых автомобильных дорог и транспортных развязок. Строятся очистные сооружения, новый современный комплекс по переработке отходов, газопровод. Ведется реконструкция портовых терминалов и аэропорта Владивосток, строится комплекс зданий для проведения саммита на острове Русский, которые в дальнейшем станут основой Дальневосточного федерального университета.Размах строительства нам удалось увидеть. Мы побывали на строительстве автомобильной дороги поселок Новый — полуостров Де-Фриз — Седан-ка. Общая длина трассы 40 километров. Покрытие цементобетонное. Закончить его планируется в конце 2011 года. Открытие дороги позволит разгрузить трассу Хабаровск — Владивосток.Впечатляет и строительство жилого массива в микрорайоне Снеговая падь. Планируется построить 44 дома общей площадью 640 тысяч квадратных метров на 9662 квартиры. Большая часть домов уже сдана. Окончание проекта -2012 год.Ещё один объект — мост на остров Русский через пролив Босфор Восточный. Строительство моста осуществляется в рамках программы подготовки к саммиту АТЭС. Мост будет одним из крупнейших вантовых мостов в мире, центральный пролёт которого длиной 1104 метра станет рекордным в мировой практике мостостроения. Высота пилонов впечатляет — 320,9 метра. Строительство ведёт ОАО «УСК МОСТ». Мне удалось поговорить с заместителем директора филиала во Владивостоке Геннадием Борисовичем Моряковым. Вот что он рассказал:- И хотя сдача моста запланирована к началу саммита АТЭС в 2012 года, мы постараемся основные работы закончить в 2011 году. Сейчас на строительстве работают 4500 специалистов. Наша организация имеет многолетний опыт подобного строительства.Несколько слов о строительстве Дальневосточного федерального университета. На период проведения во Владивостоке саммита АТЭС в 2012 году учебные корпуса университета будут использоваться для проведения основных мероприятий. Жилые корпуса — для размещения глав государств, участников саммита, журналистов. На строительстве объектов занято более пяти тысяч человек. Весь комплекс работ ведётся в круглосуточном режиме. Окончание строительства — конец 2011 года. Уже многое возведено, и это впечатляет. Дальневосточный федеральный университет станет самым современным научно-образовательным учреждением на Дальнем Востоке России. Новый университет должен способствовать развитию инновационных отраслей экономики и центров высоких технологий, интеграции в крупнейшие проекты АТЭС, формированию интеллектуально насыщенной и комфортной среды проживания в регионе.Бухту Золотой Рог мы пересекли на пароме дважды: на остров Русский и обратно в город. Хотя моросил мелкий дождь, серая вода в бухте рябила, окружающая картина радовала глаз. Столько океанских кораблей можно увидеть только в настоящей гавани и порту. Владивосток таким является.Уже в сумерках мы снова любуемся узенькими улицами нашенского города. Наш путь лежит в аэропорт.Следующая точка нашего воздушного маршрута — город Харбин. Это уже Китайская Народная Республика.Харбин — быстрорастущий торгово-индустриальный и культурный центр провинции Хэйлунцзян (Чёрный дракон) на северо-востоке КНР. Расположен на реке Сунгари, притоке Амура. Население около шести миллионов человек. Первоначально был русским городом. Возник он в 1898 году в связи с постройкой Китайской Восточной железной дороги. После окончания Гражданской войны сюда устремился поток белой эмиграции. В 1932-1945 годах полностью оккупирован японцами. Освобождён Советской Армией и возвращён Китаю.Мы прибыли в Харбин ближе к вечеру. Разместились в пятизвёздочном отеле «Шангри-Ла». Приветственный ужин прошёл в ресторане «Пекинская утка», где действительно удалось отведать утку по-пекински. Здесь мы встретились и с менялой. Наш гид китаянка Лю, по её же просьбе все мы звали её Любой, предложила произвести обмен денег в ресторане, так как в позднее время все банки в Харбине были закрыты. За один юань меняла брал пять рублей. Правильного курса мы так и не увидели. У нас для знакомства с городом был один день и предстояло много поколесить по его улицам и успеть многое увидеть. Но это будет 21 октября, а в этот поздний вечер мы возвращаемся в отель и, несмотря на усталость, в номера не спешим. Идём прогуляться по набережной Сунгари. Над рекой и над городом туманная дымка. Наутро дымка не рассеялась, а Лю сказала, что это смог, и харбинцы от него очень страдают. Позже мы увидели на улицах города многих китайцев в марлевых масках на лицах. А ещё раньше, утром, из окна номера можно было видеть множество молодых китайцев, занимающихся гимнастикой. Такие вот китайцы с утра -энергичные. Вечером пришлось наблюдать другую картину: уставшие китайцы возвращались с работы домой. В большом городе, чтобы хорошо жить, надо много работать. Лю тоже много работает: преподает в университете, подрабатывает гидом, сотрудничая с «Интуристом», а перед нашим отъездом стала менялой денег — снова меняла нерастраченные нами юани на рубли. Обратный курс был значительно ниже.Дневная экскурсия по Харбину была насыщенной. Первым делом мы поехали на кладбище с мемориалом памяти погибших советских воинов. Надгробные плиты с красными звездами ухожены. Китайцы чтут погибших освободителей. Наша делегация во главе с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым возложила живые цветы к мемориалу и помянула русских воинов по русскому обычаю. Рядом с мемориалом расположилось и русское православное кладбище. Надгробия с русскими фамилиями напоминают о нашей истории. При кладбище есть православная часовня.После этого мы исколесили весь город. Своими грандиозными строениями Харбин больше похож на европейский город. О том, что мы всё же в Китае, напоминают иероглифы многочисленной рекламы да множество каменных изваяний львов и драконов около входа в различные офисы. Эти животные в Китае самые почитаемые. И, конечно же, сами жители — китайцы.В ходе экскурсии мы посетили три фабрики, производящие исконно китайские товары: шёлковую, чайную и по производству жемчуга. Много интересного увидели и узнали и там, и там, и там.Съездили мы и в старую, русскую часть города. Строений начала XX века осталось, к сожалению, мало. «Русским духом» нас обдало на китайской улице с московским названием Арбат. Это туристическая зона. Здесь много магазинов, много различных, в основном современных, памятников. Арбат в Харбине, как и в Москве, отдан пешеходам. В центре Арбата возвышается красавица церковь в честь святой Софии, построенная в византийском стиле. Церковь строилась с 1907 по 1932 год. Сейчас храм не действует. В нём расположен музей белого движения.Завершил нашу харбинскую программу ужин в ресторане городской телебашни на высоте 184 метра. Уже в огнях вечернего города возвращаемся в отель, собираем вещи и отправляемся в обратный путь. Ночью вылетаем, а утром в Хабаровске. И сразу же посадка на рейс в Москву.Уже дома подумалось: не зря мы слетали туда, где восходит солнце! Мы больше узнали о большой России. Многое в ней меняется в лучшую сторону. На Дальнем Востоке это ощущение усиливается. Неизменной в эти дни была только погода — одинаковая в Козельске, Москве, Хабаровске, Владивостоке да и в Харбине тоже. Золотая осень по всей России завершалась опаданием жёлтых листьев с берёз. В Козельске у дома они осыпались прямо на проезжую дорогу. В Хабаровске -летели, подгоняемые ветром, вдоль Амурского бульвара. Во Владивостоке пышными грудами лежали на склонах сопок. И только в Харбине не удалось увидеть ни одной берёзки…

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.