Наверное, ни об одном скрипаче не ходило столько сплетен, как о Паганини. Говорили, что он заключил сделку с дьяволом, а его скрипка исписана дьявольскими заклинаниями. Надо сказать, внешность Паганини располагала к таким слухам. Черные глаза, черные вьющиеся волосы, тонкие черты лица, высокий лоб, тонкий нос с горбинкой, тонкие губы, волевой упрямый подбородок. А если к этому прибавить разную длину рук и кособокость, гениальность и техническую виртуозность, становится понятным, почему его концерты пользовались невероятной популярностью. ТАКОГО хотели послушать все.  Как к этим слухам относился сам музыкант? Он смеялся! Но смеялся он на людях, в душе ненавидя и презирая этих самых людей. Дьявольское перевоплощение, достойное пера великого Гете. Но нет дыма без огня. И в самом деле, в жизни Паганини много загадок и мистики. Начнем хотя бы с этой – будущий музыкант родился в бедном квартале Генуи, в переулке Черная кошка. Итальянцы, люди суеверные, и тут уж не сложно предугадать судьбу – появится на свет в маленьком узком переулок с дьявольским названием, мог только неудачник. И действительно, невезение и горе неотступно следуют за мальчиком. В четыре года Паганини заболел краснухой, семья жила бедно, так что денег на хорошего врача и лекарства не было – родителям ничего не оставалось, как терпеливо ждать чуда или… Однажды отец присел на край кровати, чтобы покормить мальчика, но тот больше не двигался. Посчитав его мертвым, Антонио Паганини завернул маленького Никколо в саван и положил в заранее приготовленный гроб. Спасла случайность. Перед тем, как начать заколачивать крышку, мать заметила, что грудь мальчика еле-еле поднимается — он дышал. С того времени смерть, словно тень, следовала за Паганини: постоянные болезни, приступы, нервные срывы. А может это некая мистическая расплата? Ведь мальчишка из бедного квартала Генуи, с переулка Черная кошка не сгинул, как тысячи других, а попал в Историю и занял место Великого Музыканта? Кто определил ему это место? Бог? Судьба? Отец? Антонио Паганини — обыкновенный торговый агент, мечтавший о музыкальной славе для своих детей? Но почему именно о музыкальной? Торговля – дело неблагодарное и неблаговидное. Самое дно жизни. Многие обыватели почему-то считают, что торговцы хорошо живут. Это неправда. Хорошо живут только те, кто ворует в особо крупных размерах. Так было во все времена. Исходя из того, что достопочтенный глава семейства не воровал, а честно зарабатывал на торговом деле, семья бедствовала. Паганини повезло в том, что отец любил музыку и не хотел, чтобы сыновья жили среди торгашей. Антонио Паганини мечтал о славе и богатстве. Он уверовал в то, что музыка хороший способ все это получить. Сам Антонио, амбициозный и честолюбивый, мало чего добился в жизни, поэтому все свои чаяния и надежды возлагал на сыновей. Больше всего на старшего Карло, ведь Никколо часто болел. Но видимо судьба уже взялась за странного хилого мальчика, который за свою короткую жизнь успел побывать в гробу. Старший брат ненавидел скрипку. От музыки его воротило! А пиликать приходилось каждый день! Но тут, как всегда помог случай. Однажды Тереза Боччардо увидела вещий сон. К ней явился ангел и предрек младшему сыну судьбу великого музыканта. Утром она все рассказала мужу. Можно только представить радость Антонио! Карло тут же был освобожден от музыкальной повинности и скрипку в руки взял маленький Никколо. Вот так сон матери определил жизнь и судьбу Никколо Паганини. Теперь он обязан был стать музыкантом, не торговым агентом, не пастухом, не авантюристом, а именно музыкантом.

Увы, Антонио Паганини не обладал тонкой душевной организацией, музыкальную науку он вколачивал в сына грубо и по-мужски. Не озадачивая себя тем, что Никколо еще ребенок, он купил ему скрипку, как для взрослого. Мальчику неудобно было ее держать и от этого одну руку приходилось постоянно вытягивать, а левое плечо держать выше правого. С утра до ночи, запертый в чулане он пытался издавать на скрипке какие-то звуки. Как и все одаренные люди, Паганини не разминулся со своим предназначением. За попытки играть с мальчишками на улице, за отказ заниматься музыкой — его били и лишали еды. Никколо воюет с отцом за самый маленький кусочек свободы. Но Антонио ни в чем не уступает – ведь сыновей у него больше не было. Кто тогда станет музыкантом и вытянет семью из нищеты? Результат борьбы отца с сыном получился неоднозначный. Паганини влюбился в скрипку. Через боль и жестокость, он открывал новый мир звуков, чувственности и восприятия. Музыка ворвалась в жизнь бедного мальчика, подчинив себе все желания, стремления и надежды. Это и есть самая большая странность Паганини. Всю жизнь он будет в плохих отношениях с отцом. И когда станет богатым и знаменитым, меньше всего на свете его будет интересовать судьба Антонио Паганини.

В 8 лет Никколо пишет первую скрипичную сонату. В двенадцать лет, в понедельник 26 мая 1794 г. дает первый концерт.

Молодой, горячий, темпераментный, под жестким контролем отца его концертная деятельность расписана на месяцы вперед. Несмотря на хилое здоровье сына, Антонио возит его по итальянским городам словно обезьянку, не испытывая ни капли сочувствия заставляет выступать и зарабатывать деньги для семьи.

Необыкновенная одаренность мальчика поражает. Перед первыми гастролями, учитель Никколо Паер разослал рекомендации во все крупные города Италии, в которых сообщалось «о появлении Паганини, как чуда в истории музыкального мастерства. В мире музыкальных чудес Паганини открывает собой новую страницу и что жизнь и история человечества не знали таланта подобного объема и мощи».

Парма, Флоренция, Пиза, Ливорно, Болонья, Милан – жизнь, словно калейдоскоп городов. Никколо музыкально одарен, у него необычайный музыкальный слух. Расплата за талант – хилое здоровье. Он постоянно простужен, часто болеет, но какие это все пустяки! – считает отец, — когда на кону большие деньги! Тайна отношений отца и сына — семейные тайны Паганини. Он ненавидел и презирал отца – человека, который дал ему в руки скрипку, помог начать концертную деятельность, поставил на крыло, был предан им при удобном случае. Приняв предложение занять место первого скрипача в Лукке, Паганини бежит из дома. Из ненавистного дома, без оглядки, только пятки сверкают.

Теперь он свободен! Сам себе хозяин. Вырвавшись из-под жесткой опеки отца, Паганини мог пуститься во все тяжкие – женщины, вино, карты. Но.

Да, свобода опьянила. Да, появились первые увлечения. Но уже слишком много принесено на жертвенный алтарь музыки, чтобы взять и все бросить. Глупо сгнить и пропасть среди тысяч обыкновенных судеб. Наука отца крепко вбита в голову – слава! Только слава! Тайна семейной ненависти.

С небывалым успехом Паганини выступает в Пизе, Милане, Ливорно.

И вдруг… первая любовь.

Первая страсть, по своей силе не уступающая одержимости музыкой. Надо попробовать. Хочется познать. На целых три года Паганини исчезает с поля зрения, не дает концерты, не гастролирует. Только в конце 1804 года он вновь появляется в Генуе. Ему 22 года. Можно только догадываться, как наслаждался он романтической идиллией и как переживал крах первой любви. А переживал ли? И с чем на самом деле было связано его исчезновение? Позже, кто-то пустил слух, что все это время Никколо сидел в тюрьме за убийство из-за женщины, а кто-то утверждал, что он занимался контрабандой и попался, за что также отсидел в тюрьме. Паганини умел скрывать личную жизнь. Тяжело представить нервного, хилого, одержимого музыкой Паганини – убийцей или контрабандистом. Но с годами шлейф нелепых слухов только нарастал.

 В 23 года он едет в Лукку, где получает место дирижера оркестра, а по совместительству, место любовника Элизы Баччокки, жены герцога Феличе Баччокки и сестры Наполеона. Именно последнее обстоятельство позволяло Элизе не обременять себя нравственными вопросами, а Никколо воспользоваться шансом. Ведь не только женщины прокладывают путь к успеху через постель. Личная жизнь Паганини складывалась не просто. Открытый жизни и любви он привлекал женщин обаянием, остроумием, чувственностью. Некрасивый и кособокий он раздражал успешных и красивых мужчин. Если бы они знали, что завидовать-то было не чему! Влюбленность не перерастала в любовь, а флирт в искренние, глубокие, крепкие отношения. Успешный в творчестве, он был неудачником в личном. Но молодой Паганини верил, что все еще изменится!

…Говорили, что не было в мире оркестра более согласованного, более сыгравшегося, нежели луккский оркестр тех лет. Никколо выступал в качестве дирижера во всех оперных постановках, играл во дворце и через каждые пятнадцать дней давал большие концерты. Элиза ему покровительствовала: он ездил по Италии, писал музыку, наслаждался жизнью. Именно этой женщине он посвятил «Любовную сцену», специально написанную для двух струн. А она бросила смелый вызов его таланту и музыкальному гению. И Паганини принял вызов. Он был азартным человеком! Музыкант пишет произведение для одной струны – военная соната «Наполеон». Именно после этого концерта поползли слухи, что он вступил в сговор с дьяволом, а его скрипка исписана магическими заклинаниями. Тень дьявола, отныне будет преследовать его до самой смерти. Им восхищались, за его концерты платили огромные деньги, но не верили. Не верили, что человек, пусть и не совсем обыкновенный, способен так виртуозно играть. Музыка Паганини не обладала высокой художественностью, он брал зрителя технической сложностью исполнения. Чтобы поразить слушателей, он специально, перед выступлением, подрезал струны и когда они рвались, доигрывал на одной. Паганини срывал сумасшедшие овации, его маленькая хитрость стала легендой, и до наших дней дожил слух: «это от дьявола». Он жаждал быть единственным, непревзойденным, неподражаемым. С детства Паганини занимался музыкой по 15 часов в сутки, столько времени ему определил отец. Когда учителя развели руками и сказали, что ничему новому они уже не способны его научить, он составил специальную программу самообразования. Виртуозность, яркое исполнение – плод кропотливой и тяжелой работы, бессонные ночи и пот. Но публика… Ах, эта публика, легкомысленная и ветреная, с легкой руки все приписала дьяволу.

В Ливорно с Паганини произошел случай, который во многом изменил его жизнь и отношение к профессии. Как и отец, он был на острие азарта. Просиживал в казино сутками, и однажды заигрался до такой степени, что проиграл скрипку. Паганини умолял хозяина казино вернуть скрипку, но ничего не вышло. Это стало горьким унижением. Долг платежом красен. Денег ее выкупить не было. Но опять в его жизнь вмешивается случай. О том, что Паганини остался без скрипки узнает некий Гварнери дель Джезу, меломан, импресарио и негоциант. Он является к Паганини с просьбой взять у него подарок – скрипку, которую собственноручно смастерил. Паганини отказывается – ему стыдно. В конце концов, это позор! Скрипач остался без скрипки! И ладно бы разбил или потерял, так ведь проиграл! И все-таки Джезу удалось его уговорить. До самой смерти Паганини будет играть именно на этой скрипке, подаренной ему в Ливорно. Он даже придумает ей имя — «моя пушка». После того случая азарт, как рукой сняло. Паганини обходил казино десятой дорогой. Более того, он стал скуп и расчетлив. Завел специальные синие книжечки, в которые заносил все растраты.

Девять лет прожил Паганини с Элизой Баччокки, но уже на третий год начал тяготится отношениями. Самостоятельная, независимая, властная, решительная Элиза ему не подходила, но развязаться с ней, как с обычной женщиной, он не мог. Как никак сестра Наполеона. В 1808 г. воспользовавшись разрешением уехать на гастроли, маэстро предпринимает попытку сбежать. Он попросту не возвращается домой. Но… Элиза умело вернула его в Лукку. Свободолюбивый Паганини задыхался от зависимости, которую когда-то воспринял как помощь и поддержку своему таланту.

Перелом ситуации наметился после поражения Наполеона в России.

При дворе Элизы было запрещено носить военную форму. Паганини решает использовать этот запрет себе во благо, явившись в мундире капитана на придворный концерт. Приказ Элизы переодеться он демонстративно игнорирует. В ту же ночь, дабы не быть арестованным, маэстро бежит во Флоренцию. Так закончились отношения. Еще одна страница в жизни Паганини была перевернута.

Ему тридцать один год. Он состоявшийся итальянский музыкант. Но не более. Концертная деятельность не сделала его богатым человеком, а за пределами Италии о нем вообще никто ничего не знал. Но опять происходит мистическое совпадение. В один из хмурых дождливых осенних дней 1813 г немецкий журналист, по делам службы находящийся в Милане,  решил зайти в «Ла Скалу» на концерт некоего Паганини. А после, под впечатлением виртуозной игры итальянского скрипача написал рецензию в «Лейпцигской музыкальной газете». Именно эта заметка и открыла европейским дворам имя Паганини. Посыпались приглашения — маэстро начинает готовиться к европейскому турне. Но…

Бывает же такое. То, к чему ты стремишься всю жизнь, к чему было приложено максимум усилий, тобою же и было разрушено.

В жизнь Паганини входит роковая женщина.

Наше воображение рисует некий образ таинственной богатой особы, невероятной красоты и обаяния.

Отнюдь.

Анджелина Каванна простая обыкновенная девушка, дочь портного. Паганини влюбился сильно и безнадежно. Он жил по велению сердца не задумываюсь о последствиях. Маэстро везет любимую в Парму, а узнав, что она беременна, тайком отправляет в Геную, к знакомым. Там ее находит отец. Он подает на Паганини в суд, обвинив последнего в похищении дочери и насилии над ней. Что двигало этим человеком? Чего хотел он добиться, вынося на общественность личную жизнь дочери? Погубить Паганини? Замарать его имя? Получить какие-то выгоды для себя? Для маэстро наступают тяжелые времена. Европейское турне сорвано, любимая женщина отнята, а любовь, трогательная, нежная и как ему казалось взаимная — растоптана. Два года тянулась судебная тяжба. Два года позора, сплетен, насмешек. Общественное мнение приняло сторону Анджелины, у которой в это время родился ребенок. Первый ребенок Паганини. Он умрет, прожив всего лишь несколько месяцев. Это стало большим горем для смятенного, пораженного бедой в самое сердце музыканта. Все были против него, те, кто вчера восторженно аплодировал ему, теперь глумились и плевали в лицо. Паганини терпит, пытается снисходительно относиться к обществу. А что еще ему остается? Зависть и ненависть толпы, словно черный дождь пролилась над ним. Суд признал Паганини виновным и обязал выплатить потерпевшей три тысячи лир и покрыть все издержки процесса. Эта история оставила в судьбе музыканта неизгладимый след. В нем начинают зарождаться сомнения в личной успешности, в собственной возможности создать семью.

Паганини ставит точку в своей горькой любви. Словно вернулись тяжелые черные годы детства. Нелюбимый и одинокий, разбитый и опустошенный он уезжает в Венецию. Где…

В это трудно поверить, что после такого скандала и поношения маэстро был способен на какие-то чувства. Но. Антонио Бьянки, молодая начинающая оперная певица, трогательная, нежная… Он берется обучать ее пению, возит за собой на концерты и привязывается. После всего пережитого наступает временное затишье.

В 1821 г. Паганини достигает предела своих физических возможностей. Бесконечные концерты окончательно подорвали хилое здоровье. Туберкулез, лихорадка, кишечные боли, кашель, ревматизм, вот то немногое, что терзало маэстро. Кто-то пускает слух, что Паганини умер. Он читает о своей смерти в газетной заметке. Ему горько и тяжело. Второй раз его хоронят живым. Паганини выкарабкивается из крепких объятий болезни, слабые руки еще не уверенно держат скрипку, но он уже объявляет о концерте в Милане. В преодолении Паганини проявляет характер, мужество, волю к жизни, к творчеству. Маэстро осознает свой вклад в музыку, понимает, что значит, как музыкант. Такой человек не может быть не отмеченным, не вознагражденным судьбой. В 1825 г. Антония родила сына Ахилла. Второй ребенок маэстро. Для общества он останется незаконнорожденным, сын проклятого Паганини, которому, как известно, помогает сам дьявол. Но для музыканта — родной и любимый человек. Однако и после рождения Ахилла он не женится на Антонии, нет…, не сможет. После Анджелины, после предательства, пережитого позора, нет…, не женится. Никогда.

Рождение сына зажигает Паганини новыми проектами. Он вновь возвращается к мысли о европейском турне. В марте 1828 г. взяв с собой Антонию с сыном, Паганини едет в Вену.

Здравствуй, Австрия, Германия, Франция, Польша, Англия, Шотландия!

В 46 лет к Паганини приходит европейская слава. Он восходит на вершину музыкального мира. Быть может, это должно было случиться немного раньше, но… Его история — это история Золушки XIX века. Нелюбимого и жестоко обижаемого в семье одинокого мальчика самостоятельно пробившего дорогу к мировой славе.

Париж. 9 марта 1830 г. Большая опера. На концерт Паганини пришли – Бальзак, Делакруа, Мендельсон, Жорж Санд, Мюссе, Обер, Лист, Берио, Малибран, Гюго, Россини. В тот вечер в великолепном зале Оперы собрались Титаны XIX века, дабы насладиться музыкой и виртуозностью себе подобного. Пик мировой славы и артистической карьеры маэстро. Он на вершине, после которой может быть только бессмертие или забвение. Что ждет его?

Паганини знакомится и дружит с писателем Стендалем, польским скрипачом Липиньски, с Гейне, Гете, Шуманом. Более того, на некоторых из них он оказывает судьбоносное влияние. В 1830 г. Р.Шуман пребывал на жизненном распутье — его привлекала литература, философия искусства и музыка. Услышав игру Паганини, Шуман потрясен, в тот день он окончательно решает стать музыкантом. Такое же огромное влияние маэстро оказал и на Листа. Однажды Гете спросили, может ли он одним словом охарактеризовать Паганини. «Демон, — ответил поэт – ибо все демоническое проявляется в положительной энергии».

В 1829 г. в Нюрнберге Паганини встречает Елену Добенек, дочь писателя Фейербаха, замечательную женщину, полюбившую маэстро с первого взгляда. Ради него она разводится с мужем, повсюду следует за ним. Но. Паганини страшится любви. Он придумывает тысячи отговорок, что семейная жизнь помешает концертам, что он не достоин такой женщины, что… Смелый и отважный в творчестве, в личных делах маэстро слаб. Он сдается и трусливо рвет отношения. Он сожалеет и страдает, но страх перед новым чувством оказывается намного сильнее. Привет от Анджелины Каванны! Елена Добенек всю жизнь будет любить этого некрасивого и одинокого человека. После его смерти она уйдет в монастырь.

…Именно в европейском турне Паганини начинает зарабатывать огромные деньги и становится богатым человеком. Еще в двенадцать лет, впервые выйдя на сцену, Паганини почувствовал, понял – он всегда себя прокормит. Что ж, мечта отца сбылась. А в 1830 г. сбывается и его личная мечта, безродного сына мелкого торгового агента. В Вестфалии ему жалуют титул барона. Нет, он получает этот титул не за заслуги в музыке. Просто наконец-то у него появилось именно столько денег, сколько требовалось заплатить за присвоение титула. Все покупается, а уж дворянство тем более. Но Паганини это безразлично, главное, что теперь Ахилл – барон!

В 1832 г. во Франции и Англии начинается холера. Паганини не остается в стороне, совершая акт личного мужества, играя бесплатные концерты в Париже и Лондоне, он бросает вызов трусливому обществу. А может быть, чтобы заглушить собственную личную трусость? «Я, бесстрашен в своем желании служить человечеству», так отвечает он друзьям, на вопрос во имя чего он рискует жизнью? Увы, но во имя любви, маэстро рисковать боялся. Добившись творческого успеха, став значительной фигурой в музыке, он оставался глубоко несчастным и одиноким человеком. Переживая глубокую потребность в семейном счастье и взаимной любви, он страдал и мучился оттого, что в этом вопросе судьба обходила его стороной.

Сорок шесть лет… Середина жизни или ее занавес? Паганини не тешил себя глупыми надеждами. Европейское турне окончательно подорвало его слабое здоровье. Войдя в зенит славы, став, наконец-то!, богатым человеком, маэстро чувствует  — ему осталось немного. И в этот момент судьба преподносит неожиданный сюрприз. Его последним увлечением стала Шарлота Уотсон. Ей восемнадцать, ему пятьдесят шесть. И все бы ничего, если бы… Еще один привет от Анджелины Каванны! Горькая история любви, пережитая в молодости, точь-в-точь повторяется в зрелые годы. Мистический рок исполнил свою миссию. Отец Шарлоты обвиняет маэстро в ее похищении и надругательстве. Громкий скандал, общественность в ужасе, но в еще большем ужасе Паганини. Вобщем, все так, как уже было, дело доходит до суда, маэстро выплачивает откупные, его сердце разбито и растоптано людьми. Тогда в молодости он сумел найти в себе силы расправить крылья и взлететь, а нынче…

В 1838 г. больной, нервный, уставший, еле держащийся на ногах, Паганини уезжает из Парижа в Марсель. Вот уже десять лет он живет за пределами Италии, но возвращаться не торопится. Италия много дала – родину, гражданство, музыку, но еще больше отобрала – любовь, счастье. На чужбине он стал знаменит и богат и почти доволен жизнью, если бы не здоровье и та же самая любовь…

У маэстро опухают ноги – он больше не может встать с постели. Паганини настолько истощен, что не способен держать в руке даже смычок. Рядом с ним лежит скрипка, он перебирает ее струны пальцами, через которые иссякают последние капли жизни.

Чрезвычайно больного его перевозят в Ниццу. В надежде…

Он умер 27 мая 1840 г.

Весной… когда вовсю расцветали цветы, а на деревьях набухали почки, когда мир наслаждался и наполнялся жизнью и любовью.

Ему было 58 лет.

Но на этом злоключения Паганини не закончились. Дело в том, что папская курия запретила перевозить прах маэстро в Италию. Роковую шутку сыграли сплетни о его сговоре с дьяволом. Ведь Паганини ни разу не подал в суд за клеветничество. Логика церкви была проста, если не защищался, значит и впрямь дело темное.  Даже после смерти он не переставал скандалить со своими земляками. Неугомонный Паганини.

И лишь спустя много лет, в 1876 г. благодаря стараниям Ахилла, а самое главное его деньгам, прах Паганини был перевезен в Италию и похоронен в Парме. В городе, где он прожил самое счастливое время с Анджелиной Каванной.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.