Лейтенант Александр Иванович Демаков родился в 1960 году в селе Верх-Ирмень Ордынского района Новосибирской области. Окончил среднюю школу, Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище имени 60-летия Великого Октября. С 1981 года проходил службу в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане в должности заместителя командира роты по политчасти.

Это было 21 апреля 1982 года. В тот же день взводу, которым командовал заместитель командира роты по политчасти лейтенант Александр Демаков, – командир взвода лейтенант А. Тарнакин за день до того тяжело заболел, и политработник заменил его, – предстояло охранять один из отдалённых участков дороги, единственной в этой местности. Душманы не раз пытались установить на ней мины, обстреливали колонны. Вооружённые и обученные американскими инструкторами, бандиты вредили, как могли. Вылезая из своих нор в горах, терзали мирные кишлаки, грабили, отравляли колодцы, убивали сторонников революции, не жалели ни стариков, ни детей.

Как-то в руки политработника попала книжонка, заброшенная из Пешавара. Рядовой Мухамат Нуров, родом из Узбекистана, помог перевести её содержание. Называлась она довольно безобидно – “150 вопросов и ответов”. Но это был, по сути дела, учебник для бандитов.

«Вопрос: Какие задачи стоят перед диверсионной группой?

Ответ: Уничтожение важных объектов.

Вопрос: Что является объектом для нападения?

Ответ: Больницы, школы, столовые…»

«В это “пособие”, – говорил политработник, проводя в роте политчас, – вложена вся злоба противников народной власти и их заокеанских покровителей». Тогда-то и вспомнились изуверства этих озверелых “защитников свободы”, как их лицемерно называют на Западе. Демакова радовало, что солдаты тоже хотели высказаться.

Александр поднялся ещё до восхода солнца. Проследил, чтобы все были накормлены. Лично проверил экипировку каждого солдата. По обыкновению, поинтересовался настроением. Для каждого Александр находил свое слово. Подтянутый, улыбчивый политработник заражал людей уверенностью, бодростью. От его добродушного взгляда, статной фигуры веяло надёжностью. Эту надёжность солдаты, сержанты и офицеры чувствовали с первого дня прихода Александра в роту. С того самого сентябрьского дня, когда лейтенант Демаков, едва приняв должность, с группой воинов отправился сопровождать колонну машин с грузом для дехкан отдалённых кишлаков.

В мрачном ущелье по колонне ударили из крупнокалиберного пулемёта. Машину, в которой рядом с водителем сидел Демаков, словно передёрнуло. Александр выскочил из кабины и, укрывшись за валуном, резанул очередью по душманам. Вслед за ним слева и справа вспарывали воздух новые и новые очереди: охранение защищало колонну. Вскоре всё стихло. Бандиты отступили.

За семь месяцев службы лейтенанту Демакову пришлось десятки раз сопровождать колонны. Совершал он и агитрейды по кишлакам, рассказывал афганцам правду о нашей стране.

В тот день, 21 апреля, лейтенант Демаков беседовал с людьми, словно предчувствовал, что им выпадет суровое испытание. Сложилась такая обстановка, что ожидать душманского нападения на охраняемый участок дороги надо было не с какого-то одного направления, а со всех сторон. Значит, взвод должен дробиться на группы.

Главная задача каждой группы – охрана уязвимых участков, где бандиты, пользуясь рельефом местности, удалённостью от больших населённых пунктов с воинскими гарнизонами афганской армии, действовали наиболее нагло. С одной из групп отправился лейтенант Демаков. В группе Демакова, отправившейся на охрану дороги, были солдаты проверенные, понюхавшие пороха. Некоторые из них имели боевые награды. Сержанты Сергей Никитин, Усман Аллядинов, рядовой Фердинанд Валиев награждены медалью “За отвагу”.

Группа шла к цели западнее других. Подойдя к дороге на близкое расстояние, Демаков обратил внимание, что впереди арык. Он тянулся, словно траншея. Метрах в ста за ним – невысокая стена дувала. Она уходила в гранатовый сад. Эта часть дувала и деревья могли в случае чего послужить укрытием.

На них-то Демаков и показал, коротко бросив: «Там залечь!»

Перебежками добрались до дувала. Надо было идти дальше. И тут прозвучали выстрелы. Пули брызнули совсем рядом.

Огонь бандитов был плотным. Группа отвечала короткими очередями. Связавшись по рации с командованием, Демаков доложил обстановку. О помощи не просил, знал, что к ним и так поспешат на выручку. Но знал он и другое: такую многочисленную банду – это было видно по плотности огня – им не одолеть.

Сквозь деревья Александр видел, как душманы, где перебежками, а где ползком, охватывают их полукольцом. Меткими очередями группа сдерживала наседавших бандитов. Но и огонь бандитов становился всё прицельнее. Пуля обожгла плечо лейтенанта. В создавшемся положении хоть какие-то шансы на спасение давало лишь одно решение – отступать к арыку. Но отходить к нему надо по открытому пространству. Значит, кто-то должен прикрыть отход.

Несколько душманов выскочили из укрытия и бросились вперёд. Огнём их заставили залечь.

— Вот что. — Демаков повернул голову к лежащему недалеко Валиеву  и увидел его глаза, тревожные, но без испуга. — Слушайте приказ! Отползайте к арыку. Я прижму их пока к земле. К арыку! — громко и требовательно повторил он, так как никто не шевельнулся.

— Лучше останемся все вместе, — послышалось слева.

— Выполняйте, — нетерпеливо бросил он. — Я их задержу, а потом вы ударите с фланга.

Тактически это было правильно и вселяло надежду, что всем нам удастся вырваться.

— Дайте мне гранаты, — сказал лейтенант.

Я отдал ему все четыре гранаты. А когда пополз к арыку, услышал: «Если что – напишите моим…»

Бандиты заметили, что наши солдаты уходят. Демакова за дувалом не было видно, и они в открытую бросились вперёд. Взрыв гранаты остановил бандитов. Они попятились и спрятались за укрытиями. Воспользовавшись передышкой, Александр сообщил по рации о принятом решении прикрывать отход солдат.

Вокруг него раскинулся цветущий гранатовый сад. Несколько веток, срезанных пулями, упали рядом и дышали ароматом прямо у его лица.

А вдалеке осталась Родина, родное село и речка, дом на берегу, где ждёт мать. Осталось столько уголков страны, где он мечтал побывать и не успел. Столько не успел! Не сыграл свадьбу с любимой, не проводил в запас своих первых воспитанников, не прочитал массу книг, которыми обзаводился и здесь, в Афганистане. Многое не успел – жизнь только начиналась. А в руках оставалась последняя граната. И всё слышнее крики душманов: «Сдавайся!»

О последних мгновениях жизни Александра Демакова рассказывает кавалер ордена Красной Звезды капитан А. Федяшин:

— Мы спешили на помощь. «Держись, Саша!» – кричал я по рации. В ответ – молчание. И вдруг: «Командир, я ранен в четвёртый раз. Осталась одна граната. Передайте всем, погибаю как советский человек!» Когда мы нашли Александра, вокруг его бездыханного тела валялось множество трупов. Последней гранатой наш замполит подорвал себя и душманов.

В этот же день – 21 апреля у Сашиной мамы – Фаины Егоровны был день рождения.

Владимир Пономарёв,

подполковник запаса,

член Российского Союза ветеранов Афганистана,

член Союза писателей Кузбасса

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.