Юрий Шевчук:»Песни свой нужно выстрадать»

Основатель легендарной группы «ДДТ» не устал доказывать, что русский рок жив
Чтобы вместить все оборудование, необходимое для проведения концертов, которые прошли на днях в городах Дальнего Востока ,пришлось арендовать два самолета. Но жителям Хабаровска повезло вдвойне: Юрий Юлианович  задержался в Хабаровске на два дня. Я все успела: и поговорить и сфотографировать.
—    Камчатка поразила. Я даже на вулкан взбирался. Во время подъема неожиданно, словно дух вулкана, прямо на меня вылетел огромных размеров ворон. — поделился впечатлениями  Юрий Юлиановичи добавил:  —   А Хабаровск похорошел,  просто не узнать..
Питер — мечта поэта
Кумир 90-х годов не считает, что его творчество уже пережило пик популярности: все, как говорится, возвращается на круги своя.
—    Был рок, «терзаемый в подвалах», теперь почти тоже. А еще я удивляюсь легкости, с которой штампуют певцов на «Фабрике звезд». Эти «фабрики», по моему, просто глупость. Нельзя за месяц научить петь. Как не понимают, что песни свои нужно выстрадать?!
Юрий Шевчук почти наш земляк, родился в поселке Ягодном Магаданской области.
—    — На Колыме, — улыбается Юрий Юлианович. — Отец хотел, чтобы я стал инженером, мать мечтала — чтобы художником.
В 64-м году семья переехала на Северный Кавказ, поселилась в Нальчике. Затем была Уфа. Юрий занимался живописью и музыкой. И наконец Петербург, куда он приехал в ноябре 1985 года вместе с молодой женой и сыном.
— Было ранее утро 8 числа (7 ноября праздник, когда по всей стране проходили митинги и демонстрации). Мало того, что сам Питер завораживающей красоты, праздничное настроение словно витало в воздухе —  повсюду флаги, шары… Вокруг туман, и вдруг из-за  тумана бесшумно показался трамвай… Жена вздохнула: «Как красиво!» А я ей: «Теперь мы здесь будем жить».
В тот день в карманах у Шевчука было всего 37 рублей да пачка сигарет. И еще два записанных альбома. Единственный в этом городе знакомый — Геннадий Зайцев. К нему и заявились Шевчуки в 6 утра.
— Гена дверь открыл, увидел меня, такого красивого, помятого, потертого, в очках, перевязанных изолентой,  и… не узнал, закрыл передо мной дверь, — смеется певец. — Мы с женой побродили под его окнами, зашли в кафе «Сайгон» и попозже снова пошли к Гене. На этот раз он меня вспомнил.
Штраф за песню
За 10 лет проживания в коммуналках Питера Юрий Шевчук был кочегаром, дворником, сторожем — словом, достойно прошел весь славный  путь будущих великих и признанных людей.
—    Бывали дни, когда элементарно жрать было нечего, — вспоминает  Шевчук. — Ничего не было, кроме гитары и хоризмы в глазах. Но и уныния тоже не было, наоборот, я те годы вспоминаю с большой теплотой, я был счастлив, несмотря на трудности быта.
Как-то Шевчук брел по Невскому. В голове роились стихи будущей песни «Церковь без крестов». И совершил оплошность — перешел улицу на красный свет. Тут же милиционер: « С вас штраф три рубля!». В кармане Юрия Шевчука как раз лежала трешка. Последняя.
—  Я, может быть, впервые в жизни взмолился, —
рассказывает  Юрий Юлианович. — Сказал, что если отдам эти деньги, то моя семья с малым ребенком будет неделю голодать.
Но милиционер не счел нужным вникать в трудности молодого человека. И Юрию пришлось отдать злополучную трешку. Дальше он шел пешком километров 15 до съемной квартиры, где тогда жил. А песня все-таки появилась. Теперь ее знают все или почти все. «Я церковь без крестов, Лечу, раскинув руки…». А уж «Что такое осень?» точно знают и поют все.
О свободе,  власти и коррупции
—  Меня назвали «Человек-душа». А «Человек-свобода» хотели отнести к Шнуру. Я был категорически против. В чем свобода Шнура? Сматериться,  достать прилюдно кое-что? В этом свобода? Не свобода это, а распущенность. Свобода, она выше возможности материться со сцены.
Шевчука иногда упрекают в том, что он недостаточно остро реагирует на происходящее в стране.
—    Я не Лимонов, чтобы ругаться, —  говорит Юрий Юлианович. — Можно кричать: тот плохой и этот плохой, и вообще все плохие, один я хороший (надо заметить, что Юрий Юлианович выбрал словечко покрепче — Авт.), но толку-то? Мне многое не нравится, что делают наши власти, я со многим не согласен. Эта вертикаль нас до добра не доведет. Эта перекачка средств из провинции в центр, за которыми потом опять же в центр надо ехать вымаливать. Отсюда и коррупция. Только выражать свое несогласие нужно художественно, не превращая в желтую газету. Вот у Пушкина в «Борисе Годунове»: «Народ безмолвствует».  Два слова, а сколько мыслей!
«Россия, вперед»
Юрия Юлиановича раздражают , пустые, ничего не говорящие ни душе, ни сердцу лозунги, которые не сходят с рекламных щитов.
— «Россия встает с колен». Зачем это? Это воспитание патриотизма? Но молодежи так необходимо гордиться хоть чем-то! Она этого просто жаждет! Потому такая радость по поводу победы Димы Билана на этом пидористическом празднике. Наш победил! А между тем, так много среди молодых светлых голов, светлых мыслей, много молодой силы и энергии.
Юрий Юлианович выступает в маршах несогласных («Не могу смириться с тем, что кто-то за меня решает, что я должен делать, как жить»),  в числе других подписал письмо Медведеву против строительства «Охта-центра» высотой в 400 метров в центре Санкт-Петербурга. С болью говорил музыкант о том, как сейчас разрушают исторический центр Петербурга. За несколько последних лет умудрились разрушить более двухсот исторических памятников.
—    — И это происходит не только в Петербурге — везде. Везде в погоне за выгодой безжалостно сносят дома — драгоценные жемчужины зодчества. Так хочется обратиться ко всем, а главное, к молодежи: берегите старинную архитектуру, протестуйте. Это ваша история, здесь, в этом городе жить вам и вашим детям.
Юрий Юлианович — человек верующий. Однако распространяться об этом не любит.
— Без веры давно бы голова вскипела от всей этой прозы жизни, — все же откровенничает он. — Во мне много разума. Он дикий, злобный, он видит все мерзости жизни. И утешить его может только душа, она же вера, она моя вторая половина.
«По утрам  я Моцарт по ночам — Сальери» — написал об этом  Юрий Юлианович в одном из  стихотворений в своем сборнике стихов «Сольник».
— Вот получился сборник, —  улыбается Юрий Шевчук. — Не всегда песни пишутся… Был с песнями довольно долгий перерыв, который, к счастью, закончился. Недавно написал сразу 15 песен, а то уже думал, что пора нам с «ДДТ» в управдомы переводиться. Видно, не пора. Жив еще русский рок.
С. СТАРИКОВА.

Опубликовано  в газете «Амурский меридиан» №40 (525) от 7 октября 2009 года,  г. Хабаровск

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.