Алексей Самарин.Моя Родина.Россия.Ростовская облась.Ольшанка

                      Культурное наследие духовных христиан молокан

Глава 1.Древнеславянское язычество в культурных традициях духовных христиан молокан.

Под язычеством понимают религиозные верования и традиции, сложившиеся до принятия монотеистических культов. Несмотря на давность лет, цивилизационные заимствования и естественную эволюцию архаические элементы продолжают жить и сегодня, особенно на бытовом уровне. Их живучести во многом способствовало  длительное обитание в иной этнической и культурной среде. Страх перед ассимиляцией обострял чувство национальной самоидентификации, консервировал национальные традиции. Поэтому  древнеславянские обычаи долго сохранялись в молоканской среде. В рамках ученической исследовательской работы невозможно дать полный этнографический анализ и выявить все рецидивы данного явления. Поэтому будет предпринята попытка остановиться  на самых важных сравнительных характеристиках: жилище, кухне, одежде, свадебных и погребальных обрядах.

В древности сооружение жилого дома, превращенное ныне в простой технический акт, было исполнено глубочайшего интимнейшего религиозного смысла. Конструкция дома воспроизводила представления о Космосе, бытовавшие у наших языческих предков. В их глазах изба была самой настоящей Вселенной – с небом, землёй, «нижним миром» и сторонами света. При этом со сторонами света связывались вполне определённые понятия. Восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, «красную» весну, полдень, «красное» лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался ирий – обитель Богов, света и добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с «гибелью» солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, тёмными богами.  Поэтому у славян мистический, религиозный опыт органично проявлял себя в строительной практике.

На севере для строительства изб использовалось дерево, южнорусские хаты возводились из дерева — каркас, который впоследствии обмазывался глиной (мазанки). Жилище состояло из двух комнат, пол в которых, как правило, был земляным, реже – деревянным.  Двери располагались на южной стороне, а окна на юге и на востоке. Печь находилась у противоположной от входа, северной стены, т.е. там, откуда в любой миг могла подкрасться беда: холод, мрак, зло. Вдоль стен неподвижно укреплялись лавки. Кроме них имелись ещё и скамьи, которые были снабжены ножками и поэтому могли передвигаться. С особым мистическим трепетом относились славяне к столу – Божьей ладони (по столу запрещалось бить кулаком).

А теперь охарактеризуем молоканское жильё. Молокане  по обычаю строили деревянные дома, но с двух сторон их вымазывали глиной и белили. Обычно дом состоял из двух половин, между которыми располагались сени. Одна из комнат, горница, представляла собой большую светлую комнату с 5 окнами (3 окна обязательно выходили на улицу, на восток,  а 2 – во двор, на юг). Часто в ней настилали деревянный пол, таким же делали и потолок. Вдоль стен располагались лавки. В углу стоял большой деревянный стол, накрытый белой скатертью, на котором всегда лежала Библия. Руки на стол никто не клал. Стол для молоканина – предмет особый. Во время молитвы он превращается в алтарь, на котором раскладывают священные книги.  Стены украшались вышитыми «утирками» (полотенцами), платочками, а угол возле стола закрывался также вышитым «угольником», который являлся гордостью хозяйки дома.

В северном углу ставили русскую печь. В помещениях кроме горницы пол обычно был земляной, его натирали глиной или лошадиным пометом, благодаря чему он не трескался и был гладким. Натирали полы еженедельно. К дому обязательно пристраивались сени (клеть у славян). Там хранили фаянсовую и обычную посуду, самовар, котел (чугуны), кастрюли, мелкую утварь, шестнадцатилитровые жестяные банки для хранения питьевой воды, масла, керосина и т.д.

Таким образом, не трудно заметить, что архитектурная практика молокан воспроизводит практически без изменений древнеславянские принципы строительства жилья.

Напротив, в одежде и кухне можно выделить гораздо больше элементов иных культурных и этнических традиций (см. Главы  II и III). Так молоканский повседневный и праздничный костюмы утратили древнеславянский ритуальный смысл, и только некоторые детали позволяют говорить о преемственности. Одежда молокан в Турции практически не отличалась от той, что носили российские крестьяне в XIX веке. Единственной особенностью молоканского костюма XX в. было отсутствие вышивки на одежде, как на мужской, так и на женской. Зимой женщины носили «трухклинку» (полушубок), жакетки, сапоги (валенки не носили), летом – юбку с кофтой. Каждая женщина умела сама сшить юбку, штаны, брюки мужу. Шили сами как нижнее белье, так и верхнюю одежду. Поэтому для женского костюма долгое время было характерно отсутствия на нем вытачек. Он должен быть очень просторным (говоря современным языком, на пару размеров больше). Женский молоканский костюм на сегодняшний день полностью сохранился как праздничная одежда, в которой они посещают молитвенные собрания. Выглядел этот костюм следующим образом. В воскресные дни женщины надевают «поднадевку». Это одежда типа нижней рубахи, рукава и подол которой обвязывается кружевом. Поверх неё надевают «обновку» («двойку») так, чтобы кружево «поднадевки» аккуратно выглядывало. Небольшим кружевом (1,5 – 2 см. шириной) украшают рукава, переднюю часть кофты и подол юбки. Голову повязывают красивыми шелковыми платками с бахромой — «махрами», как их называют молокане, длиной около 10 – 15 см. Чтобы платок хорошо держался на голове, его покрывали поверх специально сшитого чепца или налобника, который крепился к прическе. Его тоже украшают кружевом и бисером. Завершает костюм кружевной фартук (передник). Женский молоканский костюм в настоящее время бытует как обрядовая одежда, и сохранил свою необычайную строгость: никакой вышивки (или очень мелкая), юбка ниже колен, кофта с длинным рукавом и маленьким вырезом горловины, платок, фартук, даже обувь должна быть обязательно закрытой. В то же время различное кружево придает ему милое очарование. Праздничный молоканский костюм должен быть только светлым: белым, розовым, голубым и т. д. Даже на похоронах молоканки носят белые платки. В силу большой роли религии, женская повседневная одежда в настоящее время также отличается своей строгостью. Обязательным считается ношение платка и длинной юбки. Детей одевали, по выражению крестьян, «во что было». Но у всех мальчиков, как только начинали ходить, штаны были обязательно, хотя и по одной паре. Для малышей шили специальные штаны с прорехой «от резинки до резинки». Когда женщины стирали, дети сидели на печи и ждали, когда бельё высохнет. Девочку одевали в платье. Так как многие жили очень бедно, то бывало, что девушка красиво одевалась только к венцу, а потом носила этот же наряд по праздникам 20 – 30 лет и более. Мужчины в первой половине XX в. одевались лучше женщин. Как и русские крестьяне, они носили брюки и рубашку на выпуск. До сих пор у молокан считается неприличным ходить без рубашки по дому. На ногах носили сапоги, которые обычно покупали или шили из кожи. Зимой носили тулупы и шубы. По воскресеньям в собрание мужчины надевали белую рубашку- косоворотку, которую подвязывали тонким поясом – шнуром с бахромой на обоих концах, на ноги надевали туфли. Завершал убранство картуз. Традиция ношения картуза, рубашки косоворотки или обычной современной рубашки навыпуск, но обязательно с застегнутой верхней пуговицей с поясом в настоящее время сохранилась как традиционный обрядовый костюм.

Следовательно, в одежде молокан древнеславянские традиции сохранились в качестве композиционной основы (костюм состоит из одинаковых элементов) и некоторых характерных деталей (просторная без выточек одежда у женщин, по типу славянского сарафана, рубашка-косоворотка у мужчин и т.д.).

Пище молокане, как и древние славяне, всегда придавали особое обрядовое значение. Но языческая ритуальность в еде была вытеснена другими культурными традициями. В молоканском ритуале прослеживаются ветхозаветные (иудаизм) и христианские заимствования. О славянском происхождении молоканской кухни свидетельствуют рацион и режим питания, а также технология приготовления некоторых блюд.  Так хлеб всегда был основой питания молокан. В Турции в первой половине XX в. его пекли раз в неделю в русских печах. Дрожжи готовили из отрубей и хмеля. Ставили хлебы на подбое (на опаре, «супу»). Вечером варили картофель, толкли его и засыпали мукой, получалась жидкая масса. Все остужали, смешивали с размокшими в сладкой воде дрожжами и ставили в теплое место, чтобы подошло. Утром все процеживали, добавляли соль, замешивали мукой и опять ставили подходить. Тесто замешивали два раза, а потом из печи выметали золу и деревянными лопатами на под (раскаленные кирпичи) сажали хлеб. Из муки пекли пышки, «начинки» (пироги, начиненные сухофруктами), булочки. Одним из самых любимых блюд молокан были «маканные» в сливках блинцы с творогом и «чибрики» («маканные» в сливках или сметане оладьи). Значительное место в питании всегда занимали овощи и фрукты. Молокане выращивали самые разнообразные огородные культуры.

К славянской традиции следует отнести и заготовку на зиму много варенья, в основном из вишни и яблок, а также различных солений, особенно капусты, которую рубили в кудушку. Для заготовки капусты считалось, что, чем мороз сильнее, тем капуста будет лучше, поэтому она стояла в огороде до самых морозов. Многие женщины привезли в Советский Союз семена капусты, которую они выращивали в Турции. С тех пор прошло более 40 лет, но молоканская капуста имеет вилки до 8 кг. Квашеная капуста молокан у местного населения в Турции использовалась как лекарственное средство от многих болезней, особенно от простуды.

Славянским является и трёхразовое питании. На завтрак ели кислые пышки, сыр из «тулуха» и варили яйца. На обед и ужин уже варили в печи борщ или лапшу, обязательно подавали вареное мясо. Вся семья ела из одной миски. В настоящее время традиционные блюда сохранились, за исключением, конечно, того, что теперь каждый ест из своей тарелки.

Свадебный обряд уходит своими корнями в далёкое языческое прошлое. Он символизировал и освещал переход невесты из своего рода в род жениха. Это был сложный, длившийся много дней, спектакль, в котором каждая деталь была исполнена глубокого смысла. Как правило, в брачной церемонии и торжествах участвовало большое количество людей. Классическая молоканская свадьба более архаична в сравнении с православной и современной светской, так как в ней, на мой взгляд, можно выделить две культурные традиции – позднюю, христианскую, которая только формально освещала обычай, и более древнюю, языческую, сущностную, отражающую идеологическую доминанту события. Торжественность и строгая регламентация свадебного обряда, присущая нашим предкам, также характерны и для молоканской свадьбы. «Всего замечательнее в молоканском браке — это торжественное совершение его. Картина бывает замечательно торжественная и патриархальная, когда какой-нибудь девяносто или столетний старец, белый как лунь, то возлагает свои дрожащие руки на головы новобрачных, то поднимает их к небу, призывая благословение небес на чету среди коленопреклоненного народа — делился своими впечатлениями известный исследователь молокан XIX в. Ливанов Ф.В.

Церемония проводится по обряду стороны жениха. На «отознавании» договариваются по поводу церемонии сватовства и свадьбы: уточняется дата (важно, чтобы дата не совпадала с менструацией невесты и матерей брачующихся), количество приглашенных гостей, место проведения и т.д. Затем рассматриваются вопросы, связанные с вечером (девичником). Сватовство. За неделю перед сватовством отцы информируют о предстоящем событии каждый свою общину и приглашают прийти «разделить нашу радость, поддержать в таком важном событии» и, конечно, помочь в приеме гостей. Неделя перед сватовством самая напряженная и насыщенная. Если община не имеет своего молитвенного дома, двор накрывают брезентом, привозят столы, лавки, посуду. В это же время строится печь, готовятся дрова для печи и под самовары. Договариваются по поводу мяса, сразу нескольким женщинам развозится мука для выпечки хлеба. В среднем на сватовство расходуется около 80 – 100 кг мяса и 2 мешка муки. В пятницу собираются женщины «катать» лапшу. В субботу приносится жертва (забивается животное). Родители жениха берут пресвитера, хор певчих и близких родственников и с песнями идут к дому невесты или к молитвенному дому её общины. Там их встречают родители невесты с пресвитером, певчими, родственниками. Они целуют всех гостей. Обе стороны выстраиваются в две шеренги напротив друг друга. Пресвитер собрания жениха спрашивает у собрания невесты: «Вот наш Валера нашел подругу в вашем доме. Есть такая?» «Есть», — отвечает отец невесты и оба собрания поют несколько религиозных песен. На круг выходит мать невесты. Она несет на красиво вышитом полотенце хлеб и соль. После трехкратных поклонов кладет хлеб на престол, кланяется и, пятясь назад, уходит. За ней выходит невеста. Три раза поклонившись, она кладет на край стола свернутый особым образом свой вышитый платочек и, опять поклонившись, пятясь назад, уходит. На круг выходит мать жениха. Она тоже кланяется, на платочек кладет «кладку» (деньги для расходов на обрядовую одежду) и три раза целует сваху. На круг выводят молодых и их родителей. Все шестеро становятся на колени (сначала жених и невеста, за ними отцы, далее матери, а потом по желанию бабушки и дедушки). Родители просят благословить молодых. Пресвитер читает несколько молитв и благословляет молодых. Затем все встают, читаются еще несколько молитв, поются несколько песен, заносятся столы, лавки и начинается обед. С этого дня невеста готовит свадебный наряд, который она должна сшить либо сама, либо кто-то из молокан. Это опять связано с особым отношением молокан ко всему, что связано с жертвоприношением, к которому никто, кроме молокан прикасаться не может. Свадебный костюм после свадьбы (как и все, за что молились) наделяется особым свойством защиты. Впоследствии им укрывают заболевшего ребенка. Его нельзя перешивать, давать надевать (даже просто мерить) другому человеку — в этом случае он теряет свои свойства. В это же время готовится все необходимое для венчания: ленты, носки, рубашка – косоворотка, которую шьют тоже сами. Свадьбе у молокан предшествует девичник («вечер»). Обычай связан с тем, что перед замужеством девушка собирает подруг. Они помогают ей закончить последние приготовления к свадьбе.

За неделю до обряда бракосочетания начинается «жаркая пора» в доме жениха. На свадьбе присутствует обычно около 300 человек. Часто родственники жениха накануне перед венчанием в субботу устраивают поминки по умершим, поэтому в целом на свадьбе расходуется 300 кг мяса. Подготовка отличается только масштабами, а обряд тот же: в пятницу женщины катают лапшу, пекут хлеб, готовится сыр и т.д. В день свадьбы рано утром в дом невесты «за рубашкой» приезжает дружок со свашкой и родственниками. Дружком является женатый друг или родственник жениха. Свашка — близкая замужняя родственница. Иногда берут женатую пару, но это не обязательно. Задача дружка – выкупить у подруг невесты её «узел». В вышитом угольнике сложены: рубашка, два полотенца, 2 — 3 обязательно цветные атласные ленты, разные по ширине и по цвету (обычно голубая и розовая или синяя и красная), пара мужских носков, пояс с бахромой, который невеста изготавливала сама, цветок. После окончания торга дружок читает молитву и уезжает одевать жениха. В отличие от православных, где невесту благословляют родители, у молокан перед венчанием должна благословить невесту на брак община. Если жених и невеста из одной местности, то проводится обычное собрание, а за некоторое время перед приходом жениха, свашка выводит невесту на круг для благословения. Она становится на колени и у всей общины просит прощения: «Братья и сестры, родители, дяди и тёти, двоюродные, если я кого обидела, простите меня и благословите на брак». Пресвитер, родители, бабушки и дедушки кладут на её голову правую руку и благословляют на брак. «Будь, дитя наше, благословенно Богом Всевышним и увидишь благоденствие в жизни твоей, увидишь сынов и дочерей у сынов и дочерей твоих. Мир и благословение Божие и наше родительское благословение да почиют на голове твоей, дитя наше, вовеки веков». Подобное происходит и в доме жениха. После благословения жених с общиной под пение хора отправляется к невесте, а его родители остаются ждать гостей. Если жених и невеста из разных местностей, то благословение невесты проходит или в субботу, или очень рано утром, перед отправлением (4 – 5 часов), потом всех на дорогу кормят и отправляются в путь. Тогда рубашка выкупается перед венчанием. Процессию жениха встречают с песнями подружек невесты её родные. Все заходят в дом. Пресвитер спрашивает: «Ждали гостей?» «Ждали, милости просим». На круг выходит свашка и за второй платочек выводит невесту. Отец невесты правой рукой держит руку жениха, левой — дочери, которую он передает жениху со словами: «Вот я передаю тебе дочь мою. Веди её в дом отца твоего, береги её, чтобы нам видеть детей от дочери нашей и не обижай её». Невесту отводят в отдельную комнату на «повязание», где ей расплетают косу (если имеется) и районе темени делают «гугулю» (если волосы короткие, то из лент или другого «подсобного материала»), а затем покрывают платком с «махрами» (бахромой). Для того чтобы платок держался крепко и не спадал, на голову надевают вышитый чепец или налобник, а к нему иголками крепится платок. Дружок за полотенце невесты держит жениха, тот за другое полотенце держит руку невесты, а невеста за платочек держит свашку. Пресвитер спрашивает у жениха и у невесты по очереди:  -Говори, Алексей Михайлович, не по принуждению ли родителей вступаешь в брак? -Нет. — Желаешь ли жениться на Елене Сергеевне? -Желаю. -Теперь ты говори, Елена Сергеевна, не по принуждению ли родителей вступаешь в брак? -Нет. -Желаешь ли обручиться законным браком с Алексеем Михайловичем? — Желаю. — Так ,братья и сестры, слышали, что Алексей Михайлович и Елена Сергеевна желают обручиться законным по закону? -Слышали. — Значит, теперь вы муж и жена. Все четверо (дружок, жених, невеста, свашка), держась за полотенца, выходят на круг и становятся на колени. Пресвитер «вычитывает закон» (читает молитвы) и венчает молодых.

После венчания мать невесты собирает молодым посуду. Она выносит на подносе скатерть, чайник заварочный, сахарницу, пару чашек, блюдец, тарелок и ложек, каравай и соль и накрывает стол. Дружок, жених, невеста дружка садятся за стол, и дружок читает «Отче наш…». Встают, дружок опять читает молитву, и свашка собирает скатерть вместе с посудой, хлебом, солью, противоположными концами завязывает в два узла. Молодые выходят из — за стола, и пресвитер приглашает всех в дом жениха. Процессия выходит, и под песни хора все идут в дом жениха. Впереди идут, так же держась за полотенца, дружок, жених, невеста и дружка, которая в другой руке несет еще и узел. Рядом с ними идет пресвитер с хором, а далее все остальные. Родители жениха на крыльце встречают молодых с хлебом и солью. «Здравствуй дочь наша! Благословен Бог, который привел тебя к нам, благословенна ты, и благославенны отец и мать твои, и благословенен хор и родственники, которые привели тебя. Милости просим, заходите на пир к нам». Молодые проходят, а родители жениха встречают родителей и родственников невесты. Отец невесты: «Ждали гостей?» Отец жениха: «Ждали, милости просим, заходите к нам на пир». Они целуют всех родственников. Жених, невеста за ними их отцы, матери, а потом дедушки и бабушки, выходят на круг и начинаются общие моления. Затем все садятся за стол. Родственники невесты являются гостями, поэтому они сидят на самых почетных местах. Молодые сидят рядом с молодежью. После трапезы все опять выходят на круг. Родители жениха, затем невесты, а потом все по желанию говорят напутственные слова молодым. В заключении опять говорит пресвитер: «Вы все слышали, вам все прочитано. Будьте счастливы и соблюдайте заповеди Божие». Невеста с женихом благодарят всех присутствующих лобзанием.

Таким образом, в свадебном обряде молокан можно рассмотреть отголоски древнеславянского языческого ритуала, который освещал переход невесты в род жениха. Сама же брачная церемония олицетворяла «смерть» девушки в прежнем роду и новое «рождение» в роду жениха уже в другом качестве – замужней женщины. Поэтому в народной культуре, в частности, в песнях, смерть постоянно уподобляется свадьбе, а традиционные русские похороны дуалистичны по сути, так как освещают два противоположных начала жизни: собственно смерть и воскрешение, новую жизнь. Отсюда огромное количество ритуалов, призванных отдать умершему последнюю дань уважения и, вместе с тем, победить, изгнать подальше ненавистную смерть. 

Так как погребальный обряд молокан синтезировал христианские, мусульманские и зороастрийские религиозные традиции и только в общих чертах воспроизводит древнеславянский языческий обычай, его анализ и детальная характеристика будут осуществлены в последующих главах.

Таким образом,  молоканская материальная культура, свадебная и погребальная церемонии унаследовали огромное количество архаических элементов из древнеславянских и языческих культов. Причём, в жилье, пище и, отчасти, в одежде данная культурная традиция дожила до наших дней практически без существенных изменений. Напротив, свадьба и похороны аккумулировали иные этнические и религиозные обряды, распространённые у народов, живших по соседству на Кавказе.

 Глава 2. Христианство в культурных традициях молокан.

         Христианство в интерпретации молокан существенно отличается от официальной ортодоксии русской православной церкви. Иконоборчество, иерархический и обрядовый анархизм только формально позволяют причислить их к рационалистическим сектам протестантского толка. На самом деле молоканское христианство есть не что иное, как органичное сочетание домостроевской и ветхозаветной традиций. Появившись в последней четверти XVIII в., оно распространилось в мелкособственнической среде крестьянского населения Центральной России, для которого домостроевский консерватизм и патриархальность стали способом защиты и негативным отношением к петровским преобразованиям, а новозаветное служение духу констатировало принципиальные разногласия с государственным православием. Поэтому в молоканской свадьбе и похоронах можно прочувствовать и дух домостроевского аскетизма, и наивную простоту евангельского христианства апостольских времён. Причём, домостроевская традиция сильнее проявила себя в свадебном обряде, а ветхозаветная – в погребальном.

         Так, брак признавали союзом не только плотским, но и духовным, где жена берётся не для удовлетворения похоти, а как помощница. Поэтому невеста и жених должны быть одной веры, то есть духовными христианами молоканами. Перед вступлением в брак родители в присутствии родственников благословляли будущих супругов. После этого вступающие в брак встречались в доме невесты, где в присутствии собравшихся родственников и единоверцев обещали хранить супружеские заповеди, суть которых сводилась к следующему:

  1. Жена должна повиноваться мужу как Господу.
  2. Муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь свою.
  3. Создаваемая семья должна быть прочной и не рушимой.

После этого устраивался брачный пир без спиртных напитков, которые, как и табак, молокане вообще не употребляли. В течение обеда пели псалмы и вели беседы из Священного Писания об отношении Христа к Церкви как жениха к невесте, об отношении мужа к жене и жены к мужу.

         Развод запрещался, вторичное вступление в брак при живом муже или жене рассматривалось как прелюбодеяние. Даже измена и блуд одного из супругов не считались достаточным основанием для расторжения семейных отношений. Предлагалось простить согрешивших и обратиться к Богу с просьбой о вразумлении заблудших.

         Новозаветные истоки погребального обряда так же очевидны, как домостроевские свадебного. Так, старики очень серьезно относятся к смерти. Они откладывают деньги все необходимое для похорон: сахар, 2 – 3 мешка муки, выращивается животное, которое будет принесено в жертву. (Через год все обновляется, а заготовленное используется.) Обязательно готовят одежду, закупают платочки и даже ткань на обивку гроба со всевозможными «рюшечками». На стариков будет смотреть огромное количество народу, поэтому «на гроб» заготавливается самое красивое одеяние, которое человек не мог даже позволить себе при жизни. Перед смертью человек исповедуется у пресвитера. Уже мертвое тело омывают и одевают в приготовленное одеяние или просто во все новое. Незамужних девушек, как и у православных, хоронят в белом подвенечном костюме, поэтому не принято до сватовства шить подвенечное платье. Снаружи гроб оббивается всегда светлой тканью (голубой или серой), изнутри прибивают белый саван. Гроб украшают кружевами, рюшью или тесьмой. При положении во гроб обязательно присутствуют пресвитер или назначенное лицо и 2 – 3 певца. На похоронах обычно присутствует гораздо больше народу, чем на свадьбе, поэтому организацией обычно занимается сразу несколько человек под руководством старшего брата, сына, или зятя покойного. В быстром порядке накрывается палатка, собирается вся посуда, печется хлеб, делается жертва. Строиться печь для приготовления пищи, заготавливаются самовары, назначаются могильщики (кто будет копать могилу). Вечером второго дня после смерти проходит поминальный ужин, на котором подается борщ. Около пяти часов вечера собираются старики, которые читают выдержки их Библии и поют псалмы или духовные песни. Стряпухи ставят на огонь две пятидесятилитровые кастрюли, в которых варится мясо. Крошится капуста, чистится картофель, готовится зажарка. Варка борща — очень ответственное задание, обычно покойный сам еще при жизни завещает, кто будет ему варить борщ. Часто пожилые женщины даже договариваются между собой, кто кому будет готовить. Утром община собирается для похорон. Гроб выносят из дома во двор, для прощания. Начинается общее моление. Родные становятся на колени и просят отпущения грехов умершему. Потом гроб с телом несут на кладбище. Сначала несут деревянный треугольный памятник с надписанными именем покойного и датами рождения и смерти, затем крышку и сам гроб. Далее идут пресвитер, хор и близкие родственники. На кладбище гроб опять кладут на землю для прощания, и все становятся на колени для молитвы. Потом тело закрывается саваном, затем крышкой гроба и забивается. Пять – шесть человек могильщиков его аккуратно спускают, задвигают в специальный подкоп (женщин — с правой стороны, а мужчин – слева) и закапывают. Надгробный памятник молокане ставят на запад, в голову покойного. Все возвращаются с кладбища в молитвенный дом (или в дом покойного) для продолжения молений. Начинается традиционный общий обед. Когда убирается посуда из-под лапши, всем присутствующим раздаются носовые платочки на память об умершем, а потом, как и положено по обряду, подается мясо и соль к нему. После окончания трапезы, убираются столы и скамейки, заметается пол и пресвитер молится о прощении грехов покойного, а родные лобзанием благодарят собравшихся за то, что пришли и поддержали их. На этом собрание заканчивается. У молокан не принято по-особому украшать могилу. В голове устанавливается небольшой надгробный памятник, и потом родные только следят, чтобы могила не зарастала травой. Ни цветов, ни венков к могиле не носят. Вообще могилу тревожить не положено, поэтому через год после смерти, при установлении каменного надгробия, обязательно делаются поминки. Процедура ничем не отличается от обычного жертвоприношения.

Таким образом, христианское влияние прослеживается в свадебном и погребальном обрядах молокан в домостроевском варианте с новозаветными интерпретациями.

 Глава 3.Восточные религиозные культы в культурных традициях молокан.

В.О.Ключевский, характеризуя Россию, отмечал, что наша история это история колонизации. Естественно, он имел ввиду чрезвычайную подвижность населения, которое постоянно «перетекало» из обжитого и обустроенного европейского центра на пустынные и неосвоенные южные и восточные окраины. Основав свои общины на Кавказе, молокане тем самым приняли деятельное участие в данном процессе. Следы пребывания сохранились в молоканской культуре. Они незначительны и периферийны, о чём свидетельствует  их фрагментарность. Специфика региона определила характер заимствования и их истоки – восточные религиозные культы. Поэтому распространение в молоканской среде некоторых элементов  культурных традиций ислама, иудаизма и зороастризма можно считать вполне закономерным явлением.

         Так, мусульманское влияние на одежду ограничилось у женщин «панками» — шерстяной обувью с кожаной подошвой и войлочными папахами у мужчин. От скотоводческих племён пришёл обычай употребления большого количества мяса, в основном говядины, и сыра, который  делали на закваске из сырной кишки. Когда скотину резали, то часть желудка высушивали, солили, потом добавляли сыворотку и получали сыр. Употребляли в пищу и сортовые сыры («Кашапр»), которые делали турки на специальных заводах, куда молокане сдавали молоко. Сыр хранили в бочках или бараньих тулухах. Его складывали головками и заливали сывороткой. Когда резали ягненка, шкуру снимали чулком, высушивали на солнце. Потом голову сыра держали в рассоле, резали дольками, немного подсушивали и сильно набивали в шкуру, заливали сливками или сметаной, а ножки завязывали. Он становился мягким и очень вкусным. Такой сыр хранился 1 – 2 года. Сыр «Чичель» варили из пропущенного молока. Когда оно чуть – чуть прокисало, его варили, добавляли сыворотку и тянули прядями. Это турецкое блюдо считалось тем вкуснее, чем больше было выдержано. В настоящее время сыры продолжают занимать большое место в рационе молокан.         Самый любимый молоканский напиток – чай, который до сих пор в шутку православное население называет «молоканским наркотиком». Чай по восточной традиции подается в первую очередь, а потом уже борщ и мясо. Из муки пекли кету (особый вид слоеного печенья, распространенного в Турции).

В погребальном обряде наличие специального подкопа в могиле, куда задвигают гроб, тоже мусульманская традиция. Запрет на прикосновение к покойнику и обычай постоянно сидеть возле гроба пришли к молоканам из зороастризма. Поэтому несколько человек из самых близких родственников постоянно сидят возле гроба, обычно это те, кто принимал участие при омовении тела. Никакого участия в организации похорон они не принимают. По обычаю человек, прикоснувшийся к мертвому телу, считается нечистым, и он не может прикасаться ни к чему, что могло употребляться в пищу, даже к домашним животным и посуде, в которой может находиться пища. Здесь же сидят и родные православного исповедания, дочери и сыновья, вступившие в брак с иноверцем, которым тоже запрещено принимать участия в похоронах и прикасаться к чему – либо, связанному с обрядом. Кроме того, после похорон перед поминальной трапезой родные, которые сидели возле гроба, и могильщики должны обязательно искупаться в бане. На поминках они садятся за отдельный стол.

По всей видимости,  запреты и ритуальное омовение появились у молокан из иудаизма и зороастризма. Они, в соответствии с ветхозаветной традицией, абсолютно не используют в пищу свинину, потому что, как считают некоторые учёные, это типично «осёдлое» животное, принадлежащее земледельческим народом, с которыми кочевники враждовали. А в пятницу, субботу и воскресенье запрещено употреблять в пищу лук и чеснок, чтобы в воскресенье не чувствовался посторонний запах.

Вероятно, от зороастрийцев молокане переняли фанатичное отношение к «очищению» и боязнь «осквернения». У народов, исповедовавших данный культ, женщина во время месячных становилась неприкасаемой, а рождение ребёнка также рассматривалось как «осквернение чистоты организма». Ритуал очищения матери после родов был мучительным и продолжался сорок дней. Сравните с молоканскими обычаями. Во время «дел» (общественных обедов, связанных с религиозным культом) у них еда наделяется особым святым ореолом: её нельзя отдавать на корм животным, к ней нельзя прикасаться «нечистому» человеку. В эту категорию входят женщины до 40 дней после родов и во время менструаций, а также прикоснувшиеся к покойнику или просто человек не молоканского вероисповедания.

Таким образом, несмотря на автономность существования, контакты с местным населением, особенно на бытовом уровне, естественно происходили. Результаты межэтнического и межконфессионального взаимодействия можно обнаружить в молоканской культуре. Эклектика заимствований определялась здравым смыслом, стремлением адаптироваться в инородной среде, а также туземным колоритом, который отличался большим разнообразием. В результате, мусульманская традиция оказала влияние на кухню молокан частично одежду и погребальный обряд. Зороастризм и иудаизм проявили себя в запретах и стремлении к ритуальной чистоте.

 

 

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.