Отрывок из публицистического произведения «Исповедь циника».

…Далее я ударю по современной педагогике и возрастной психологии, которые на сегодняшний день являются практически бесполезными дисциплинами.

Знаете, когда я слышу слово «специалист», то впадаю в депрессию. Если говорят, что сейчас придёт специалист и всё растолкует, я уже знаю, что он солжёт. Речь, конечно, о тех, которые имеют дело со здоровьем и душой человека. Приходит слесарь починить водопровод, и я ему более-менее доверяю — с механизмами и техникой люди давно разобрались. А вот на дипломированных педагогов, врачей, психологов я смотрю с опаской и сожалением.

Моя работа — вызов специалистам по воспитанию и обучению. Если ни у кого до сих пор не хватило смелости это сделать, то это сделаю я. Профессиональные воспитатели и знатоки душ пятнают себе репутацию на каждом шагу. Отсутствие логики и здравомыслия в их рассуждениях просто потрясает. Интересно, о чём они вообще думают, когда пишут свои труды?

Когда я изучала психологию и педагогику в университете, мне всё время хотелось у кого-нибудь спросить, как можно устанавливать в подобных дисциплинах какие-то узкие истины. И если у меня есть своё мнение, отличное от тезисов этих наук, то почему я должна эти тезисы принимать за абсолют?

Но таких вопросов я тогда вслух не задавала — стеснялась. Ведь считается, что если есть наука, если её изучают в ВУЗах, значит, все её постулаты верны — над ними умные люди работали, что-то исследовали, доказывали… А мы кто такие в свои 18, чтобы перечить умным людям?

Нам говорили, что воспитание — это обширный процесс, который строится на обучении, развитии, передаче опыта и ещё на куче всего. Объясняли, что такое объект и субъект воспитания, какие виды деятельности у ребёнка являются основными в том или ином возрасте…

И я недоумевала: зачем нужна вся эта галиматья? Какую она несёт пользу? Все эти виды деятельности, различные школы психологии, объекты и субъекты?

В одном пособии для педагогических ВУЗов я встретила такое определение:

«Цель современного воспитания — Личность, способная строить жизнь, достойную Человека».

Вам что-нибудь ясно из этого определения? Что это за жизнь такая? Нынешняя жизнь среднего человека — это достойная жизнь? Определённо нет. А ведь кому-то кажется, что достойная, вполне нормальная. Проведите день в гостях у обычной молодой мамы. Вы станете свидетелем бесконечного танца вокруг ребёнка, плиты и стиральной машины. Женщина только и делает, что готовит еду, одевает-раздевает ребёнка, сажает его на горшок и взвешивает. В перерывах нужно сбегать в поликлинику или в любую другую дыру. За пособием, например. А вечером с каторги вернётся усталый муж, которого нужно кормить. Если в этот танец вмешается бабушка, вам грозит либо хандра, либо потеря рассудка.

Это, что ли, достойная Человека жизнь? Кто посмеет это утверждать, пусть сам так живёт.  Но именно такую жизнь готовят детям воспитатели, пафосно заявляя, что нужно жить достойно. Если цель неопределённая и путаная, то и процесс её достижения получается такой же. Результат этого процесса вы видите сами каждый день.

Однако педагоги пытаются конкретизировать эту «достойную жизнь» такой чушью, как развитие личности, приобретение умений и навыков, участие в общественной жизни…

Нам во время учёбы ни разу никто не сказал, что цель воспитания  — это счастье человека.

Вот это действительно истина, с которой не поспоришь, потому что все хотят быть счастливыми,  — это главная задача каждого. Я могу жить достойно, но несчастливо. И я также могу жить счастливо, но не очень достойно с чьей-либо точки зрения. Что будет лучше? Конечно же, счастье.

Почему об этом молчат? Потому что иначе вся педагогика развалится к лешему, ибо никто точно не осмелится сформулировать, что такое счастье и как его достичь.

Приобретение навыков и участие в общественной жизни — это какие-то смутные и не вдохновляющие перспективы воспитания. Причём совершенно непонятно, какие именно навыки человек должен получить (и почему), и как именно участвовать в жизни общества.

Возрастная психология уверена, что основная деятельность дошкольника — это игра. Мол, именно в игре ребёнок учится и развивается. И попробуйте заявить на экзамене по психологии что-либо другое. Экзамен вы не сдадите.

Между тем, если правило не подходит хотя бы одному человеку, то это не правило, а ахинея. Игра не является интересной деятельностью для всех без исключения дошкольников, поэтому не может быть основной.

Правила, касающиеся развития, воспитания, обучения, здоровья и становления человека, обязаны быть пригодны для каждого. Таких правил не очень много, они живые и понятные, и не ущемляют ничьих прав на индивидуальность.

Вот правила, которые подходят абсолютно всем:

Ведущая деятельность человека в любом возрасте — это интересная для него деятельность.

Цель воспитания — счастье человека.

Основа счастья — это любимое, независимое и доходное дело (нахождение Призвания).

Вас вдохновляют эти правила, не правда ли? Прочитайте их ещё раз: вы уже не чувствуете тоску, как при чтении педагогических учебников, верно? Кстати, заметьте, что эти правила связаны между собой; именно на таких правилах должен строиться процесс воспитания, это должна быть живая, логичная и стройная цепочка. Всё гениальное просто, и незачем нагромождать в этих вопросах какие-то узкие истины. Их нет. Глупо заявлять, что какая-то определённая деятельность интересна для человека того или иного возраста, что она нужна ему или развивает его. Подобные заявления — просто чьи-то галлюцинации.

Педагогика обязана быть точной наукой, все её утверждения должны быть стопроцентно верными. Однако сегодня это лишь заплесневелая муть, посему место ей на помойке. Сегодняшняя педагогика — мёртвая наука, в ней нет живой души и личности человека, одни заумные и скучные термины, ни на что не годное пустословие.

Смешно, когда люди активно протестуют против новых идей, и в то же время безропотно глотают старые. Но ведь пыльные идеи тоже когда-то были новыми, возможно, их также когда-то не принимали. Мы об этом не думаем.

В детстве мне, например, совсем не нравилось играть. Ни во что. Я играла только затем, чтобы угодить другим детям и ожиданиям взрослых.

Взрослые решили, что я должна играть — и я играла. Иногда. И с нетерпением ждала того момента, когда же, наконец, от меня отстанут. Куклы любила просто разглядывать, держать в руках, как это делают и взрослые. Я скорее просто созерцала окружающее, чем играла.

Конечно же, многие дети играть любят — им только дай волю. А есть такие, которые любят побыть одни, полистать книжки, порисовать, послушать музыку… Возможно, что таких детей намного меньше, чем других, но разве это повод устанавливать единую истину?

«Дошкольнику надо развивать игровые навыки» — бесцеремонно заявляют специалисты. А что делать детям, которые не любят играть? Нужно заставить себя?

Зачем детям, которые терпеть не могут игры, развивать игровые навыки? ЗАЧЕМ?

«Ещё одна характерная черта психики ребёнка раннего возраста — особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Своеобразие отношения маленьких детей к окружающему заключается в его страстности, импульсивности, в неустойчивости эмоций. Все чувства детей этого возраста выражаются во всей полноте их переживания. Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития».

Я своими глазами видела малышей, поведение которых не соответствует такому описанию. НЕ СООТВЕТСТВУЕТ. Я и сама такой была — мне не надо далеко ходить. То есть, конечно же, я испытывала чувства, причём очень сильные и устойчивые. Просто я их практически не проявляла. Да вы и сами, наверное, знаете таких детей.

На каких основаниях пишутся подобные опусы? На основе наблюдений за десятью детьми?

Неужели авторы таких статей не знают о существовании темпераментов, типов личности? А темперамент — особенность врожденная. Это основа основ психологии.

Уважаемые родители! Имейте в виду: если ваш ребёнок не такой, как здесь написано, значит, его психическое развитие неуспешно. Надо бы подправить, в стойло загнать.

Нередко «врачи» ставят диагнозы: «задержка развития», «идиотизм» и прочее, если малыш в год не может собрать пирамидку или ещё какой-либо дурацкий план не выполняет…

Хватит. Пришло время ставить такие диагнозы взрослым.

Что там психологи ещё пишут?

«Ситуация меняется, когда малыш начинает делать свои первые шаги и расстаётся с прогулочной коляской. Теперь его начинает неудержимо тянуть туда, где играют дети».

Ну, то, что лично меня и ещё тысячи детей совсем не тянуло к сверстникам, к делу не относится. Специалисты уже давно изучили, куда тянет ребёнка, а куда нет, как он реагирует на окружающее, что делает и как себя ведёт. Поэтому отдельным личностям вроде меня, которые не вписываются в эти представления, следует молча внимать умным людям.

Посмотрим, что говорят другие специалисты:

«Многие родители ошибочно полагают, что пластилин понадобится их ребёнку только тогда, когда он пойдёт в школу. Однако обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице. Этим делом он может заниматься часами».

Мой сын никогда не возился в песочнице. Он всё равно должен лепить из песка и пластилина?

Что-что? Нужно развивать моторику? Зачем? Я соглашусь с этим только тогда, когда мне докажут, что моему ребёнку это однозначно пригодится. И пусть «специалисты» попробуют это сделать. Ах, невозможно? Тогда нечего трепаться попусту и вводить в заблуждение родителей.

Развивать что попало «на всякий случай» считаю проявлением слабоумия.

«В этом возрасте ребёнок — непоседа. Обратите внимание, как ваш ребёнок смотрит мультфильм. Он живёт в нём; он просто съезжает с тормозов и болеет за героев на всю катушку; он кричит, он подпрыгивает и размахивает руками, хлопает в ладоши. Такое поведение для ребёнка норма».

Значит ли это, дорогие наши психологи, что если ребёнок ведёт себя по-другому, то это не норма, и эту ненорму надо корректировать? Везде написано одно и то же разными словами, да так гладенько, что аж противно… Они словно аккуратно переписывают всё это друг у друга. Впрочем, скорее всего, так оно и есть.

«Как известно, одним из признаков задержки психического развития является сниженная активность нервной системы. Поэтому не стоит радоваться, если ребёнок слишком спокоен и пассивен».

А-а-а, всё ясно. У меня, оказывается, задержка психического развития. Первый раз об этом слышу.

«Музыка и танец — вот что нужно, чтобы воспитать в ребёнке хорошие музыкальный слух и чувство ритма».

Зачем нужно воспитывать музыкальный слух и чувство ритма? Пояснений гуру не даёт. Зачем это нужно детям, равнодушным к танцам и музыке? Для «общего развития»? Что делать потом с этим общим развитием?

Люди рождаются не для того, чтобы себя насиловать.

Дела людей чередуются сами по себе и состоят из необходимых (вроде мытья полов) и интересных. Зачем организовывать то, что происходит само по себе? Достаточно просто просить малыша помочь по хозяйству. А интересные дела он и без вашей указки найдёт. Ребёнок лучше вас знает, чем ему хочется заниматься, и не нуждается в вашем руководстве. Когда он устанет или ему надоест, он сам это почувствует и займётся чем-то другим.

Но для наёмных работников, понятно, в число необходимых входят практически все занятия, и лишь изредка удаётся вырвать час-другой на что-то интересное. Поэтому работники по найму пытаются привить такой же образ жизни своим детям и считают, что другого не дано.

«Чтобы не воспитать совершенного эгоиста, укрепите ребёнка в мысли, что он действительно не один в этом мире, и не мир подстраивается к нему, а он должен занять в этом мире определённую ячейку».

Понятно?!! Ячейку занять он должен. Не стать лидером в области своих дарований, не предложить миру что-то новое, а всего лишь занять ячейку. Помните, я говорила, что люди сами настраивают детей на убожество? Вот вам и доказательство. Как вы думаете, независимые и счастливые люди говорят своим детям такие вещи?

Мир подстраивается только под Личностей, а если ты неудачник, то, конечно, подстраиваться будешь вынужден ты. Вы можете возразить, что создание своего — это тоже влезание в ячейку. Возможно, и так. Только из текста этого не понять, слова воспринимаются иначе. Будто нужно именно вписаться в уже существующую схему, а не вырваться из неё.

«Немало вредят своему ребёнку те родители, которые потакают ему во всём и прочат ему гениальное будущее. Понятно, что они любят своего малыша, но такие проявления любви — явно во вред, потому что ребёнок привыкает к роли некоего божка и когда в свой час выходит в люди, и его довольно быстро ставят на место, приходит разочарование — вплоть до серьёзной психической травмы. С ребёнка сняли розовые очки, а мир-то, оказывается, серый…»

Конечно же, он серый. Для серых людей он действительно серый. Некоторые произведения психологов покруче любого детектива и смешнее самой гениальной комедии.

Нет, я не буду говорить, что детям надо потакать, молиться на них и возводить на пьедестал. Незачем это. Просто так пророчить ребёнку великолепное будущее и признание, конечно, мало. Нужно ещё что-то делать для этого. Тогда никакой травмы не будет. Человек станет счастливым, а мир — цветным. Настоящего лидера «поставить на место» никто не сможет. Но для этого нужно соответствующее воспитание, а не только фантазии родителей.

Мы все талантливы от рождения. Мы все достойны счастья и признания. Просто каждый — в своём! Это не розовые очки, это факт, и ничего удивительного в этом нет.

Почему-то ни у кого не возникает мысль, что отдельным людям нельзя научиться ездить на велосипеде, например. Что им нельзя научиться читать, печатать на компьютере, жарить яичницу. Может быть, есть люди, которые неспособны этому научиться? Почему считается, что абсолютно каждый способен ездить на велосипеде и водить автомобиль? Я, например, не умею ни того, ни другого, потому что мне это не нужно. И я не думаю, что научиться управлять транспортным средством легко.

Так почему мы не можем считать, что абсолютно каждый человек способен стать гением в своем деле? Что абсолютно каждый может быть счастливым, благополучным? Почему считается, что это сложнее, чем водить автомобиль?

Когда папа требует от сына хороших оценок по всем предметам, почему-то никто не говорит, что он возлагает на ребёнка напрасные надежды. Это считается нормальным, и даже одобряемо. А когда этот же папа стремится воспитать счастливого, сильного человека, ему тут же говорят:  «Снимите розовые очки!»

Боже, в каком сумасшедшем доме мы находимся…

Читаем дальше.

«Принцип индивидуального воспитания прост: угадывая, нащупывая положительные качества вашего ребёнка, вы всячески поддерживаете их; с качествами и сторонами характера, какие вы считаете отрицательными, поступаете наоборот — мягко подавляете (спокойно выговариваете)».

Вот так. Качества, которые ВЫ СЧИТАЕТЕ отрицательными, — подавляйте. И всего делов. Но дети плохими не рождаются, поэтому никаких отрицательных качеств изначально у них нет и быть не может. Эти качества появляются в результате плохого воспитания. Значит, нужно не ребёнка корректировать, а собственные мозги.

Я в детстве часто слышала, что мне надо быть понаглее, порасторопнее, побойчее… Просто кто-то также посчитал, что медлительность и интроверсия — отрицательные качества, а значит, необходимо их подавлять. В итоге появились комплексы, а стать активнее я так и не смогла.

Следует отделять плохие качества от особенностей характера. Очень многие люди этого делать не умеют. Вспыльчивость, общительность, подвижность, эмоциональность, равно как медлительность, замкнутость, неразговорчивость и т.п. — всё это особенности характера, и  подавлять их бесполезно.

А если вы замечаете у ребёнка, например, жадность, агрессию, грубость, хамство, то вам нужно анализировать и исправлять своё поведение.

Отсюда следующее правило без исключений:

Изначально плохих черт характера у детей не бывает.

«Если причина отставания ребёнка кроется не в болезни, то сделайте всё необходимое по созданию нормальных условий для физического и психического развития. В противном случае у ребёнка может сформироваться комплекс «неполноценности». Также помните, что результаты ваших усилий не придут сразу. Пройдёт довольно много времени, пока ваш ребёнок «догонит» других детей».

Зачем надо «догонять» других детей? Чтоб ничем не выделяться? Оставьте уже ребёнка в покое, психологи!

Подобные комплексы «неполноценности» сеют родители своими бесконечными оглядками на других. И ребёнок эту дурную привычку перехватывает. Если он в чём-то отстаёт, значит, в чём-то и перегоняет. Ничего ужасного в этом нет.

Ужасно другое: когда ребёнок соответствует всем писаным нормам и ничем конкретно не отличается от сверстников. Вот это действительно страшно, и хвататься за голову нужно именно в этом случае.

Для того чтобы стремиться к большему, занимаясь любимым делом, нужно сравнивать себя не со всеми подряд, а с людьми, занятыми в той же области. И в этом случае, что опять интересно, ребёнок сам будет это делать, испытывая при этом страсть, а не удручение.

Современного ребёнка ориентируют на всех подряд: «Вон, Коля пишет грамотнее», «Маша лучше считает», «Витя быстрее бегает»… Во всём этом дурдоме невозможно ориентироваться ни на что конкретное. Ребёнок, желая оправдать ожидания родителей, стремится и писать грамотно, и примеры решать, и хорошо рисовать, и быстро бегать. В итоге ничего хорошего из этого не получается. Он не становится ни писателем, ни математиком, ни спортсменом… Он становится неудачником.

«Если вас что-то смущает в том, как малыш воспринимает объяснения (с трудом или плохо запоминает новую информацию и т.д.), тогда немедленно ведите его на консультацию. Ведь иной раз родители спохватываются, когда, уже будучи школьником, их чадо начинает отставать в учёбе. Чтобы исправить положение, срочно нанимаются репетиторы! Но ребёнка, сознание которого не подготовлено к восприятию учебного материала, бесполезно «натаскивать» на программу, и дело, как правило, кончается вспомогательной школой».

Досадно.

Досадно, что дело не кончается подобной школой для психологов. Или поганой метлой для них же.

Если ребёнок плохо запоминает информацию, значит, либо он ещё мал, либо информация для него не представляет интереса. Есть ли в этом проблема? Нет. А раз нет проблемы, то нет и смысла её решать.

Я немного отвлекусь на тему «Когда ребёнок должен…»

У нас с сыном произошла такая история.

Кто-то из знакомых заметил, что мой ребёнок в три года не различает цвета, не понимает, где какой. По этому поводу высказали возмущение все, кто только мог это сделать: мол, как так?! ребёнок уже должен это уметь! А вдруг он дальтоник?

Оказалось, что через полгода сын спокойно научился различать цвета — просто пришло его время. Раньше это ему было не интересно. Я помню, как на мой вопрос: «Какого это цвета?» сын говорил «Не хочу!», давая понять, чтобы я отстала. И я его не насиловала обучением. Это было как раз около трёх лет. Мне даже в голову не приходило беспокоиться по этому поводу.

Опасения «а вдруг дальтоник» мне вообще не понятны. Даже если дальтоник — и что? Всё равно это не исправить, тогда к чему паниковать? Если же не дальтоник, значит, научится позже. В чём проблема?

Глупо думать, что чем скорее ребёнок освоит какие-то действия, тем быстрее будет его развитие. Каждый всё равно развивается согласно своему индивидуальному ритму. И если вы в какое-то время форсировали события, то позже ваш развитый ребёнок вполне может отставать, компенсируя свой нарушенный ритм. И наоборот, есть дети, которые позже всех начали говорить, например. Зато потом быстрее всех освоили что-то другое. Так что ранние внешние достижения — вообще не показатель чего бы то ни было.

Ребёнку нужно не действия осваивать, а становиться самостоятельным. Это именно то качество, которое действительно нужно приобретать чем раньше, тем лучше. Заметьте разницу: качество характера, а не умение что-либо делать. Эта разница очень важна.

«Специалисты» рады рассыпать инструкции о том, что ребёнок должен уметь к тому или иному возрасту. Вам всегда расскажут, что ребёнку необходимо знать и уметь перед школой.

«Определением готовности малыша к школьному обучению занимаются специалисты».

Мы уже поняли, какие специалисты этим занимаются. Только не поняли, зачем.

4.3. Ребёнок 7-10 лет.

Итак, в этом возрасте, по мнению психологии, главная деятельность ребёнка — учебная. Вам предлагают признать, что человек учится исключительно в период с 7 до 10 лет, мало того: учёба в это время является ведущим занятием. Но мы-то с вами знаем, что люди обычно учатся всю жизнь.

«У младшего школьника должны появиться широкие социальные мотивы — хорошо окончить школу, чувства долга, ответственности перед учителем, родителями и классом. К сожалению, эти мотивы не обладают такой действенной силой, благодаря которой ребёнок немедленно сел бы за стол решать скучные примеры».

Ясное дело, что не обладают, потому что глупы и бессмысленны. Это вообще не мотивы, а бред собачий. Кто решил, что всё это должно появиться у ребёнка? Что это ему даёт? Что даёт аттестат с отличием? Что даёт ответственность перед учителем и родителями?

Ничего. Всё это ничего не даёт. Говорят об ответственности перед кем угодно, только не перед самим собой. Вот откуда берётся психология подчинения! Нередко ребёнку просто врут, рассказывая, что это и есть его ответственность перед собой. Какая гнусная и опасная ложь.

Взрослые упорно навязывают детям «долги», а потом удивляются, откуда берутся агрессивные подростки, и почему мы так плохо живём.

«В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняется весь уклад жизни ребёнка».

Проблема в том, что всё это происходит искусственно, а не естественно. Поэтому нелепо в такой ситуации говорить о возрастных особенностях ребёнка. Это не его особенности, а навязанный обществом стиль поведения. Неужели этого никто не понимает?

— Смотрите! У щенка в жизни новый период: его деятельность теперь —  сторожевая. Но вот незадача: он почему-то начинает сердиться, болеть и скулить по ночам. Это, конечно, очень характерно в этом возрасте, но щенку надо помочь: погладьте его, ободрите, скажите, что вы в него верите!

Проблемы общества — это итог воспитания и обучения. Это не та ситуация, которую можно спокойно и по-доброму описывать. Народ доведён до белого каления, ему надоело слушать добреньких экспертов, не дающих никаких результатов, кроме отрицательных.

«Современные дети ценят здоровье, силу и красоту, реже — интеллектуальные способности, в последнее время особенно часто стремятся к большому материальному достатку. «Хочу много знать» звучит реже, чем «хочу быть богатым».

Естественно. Дети намного проницательнее взрослых. Что даёт многознание по сравнению с богатством? Полезно знать не многое, а нужное. НУЖНОЕ именно этому ребенку! Например, как достичь этого достатка, получая удовольствие, и работать при этом только на себя. А «много знать» — совершенно бессмысленное желание.

У детей, в отличие от некоторых взрослых, мозги ещё хорошо работают…

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.