Виталька Огаркин, личность известная в 5-м «А» неординарностью и непредсказуемостью, был весьма любознателен, книжки просто «глотал»! От перенасыщения разнородным, беспорядочным чтивом в его головушке образовалась настоящая каша. В классе на занятиях слушал он учителей вполуха, и так, как втихую постоянно листал под партой какую-нибудь книжицу с картинками, нередко попадал впросак.
Но самым замечательным было то, что на уроках истории Огаркин время от времени делал гениальные открытия, чем повергал и одноклассников, и немолодую преподавательницу, Эллу Аристарховну, в настоящий шок.
Витальке могли бы позавидовать самые известнейшие историки мира: откуда было им, этим корифеям науки, знать, к примеру, что когда-то «обезьяна спустилась с дерева для новой жизни и стала человеком»?! Или то, что неандертальцы, люди запасливые, «расфасовывали мясо мамонтов по пакетам и хранили в вечной мерзлоте»?!
Вот ещё один любопытный факт, который сообщил Виталька, рассказывая о занятиях древних славян: оказывается, они, эти «любители ковыряться в земле», были довольно-таки ушлыми и «специально создавали в своих хижинах полумрак, затягивая окна бычьим пузырём, чтобы подольше поспать»!
Услышав очередную, сногсшибательную, историческую новость, ребята, как всегда бывало в такие моменты, смеялись долго, с превеликим удовольствием. А Элла Аристарховна строго говорила:
— Огаркин! Откуда ты берёшь такие сведения?! Если учебник дома не читаешь, то хоть на уроках будь повнимательнее, не витай в облаках!
Иногда Виталька напрягался, стараясь уловить тему урока, но ведь у него было своё мироощущение!
Изучали «Восстание декабристов». Элла Аристарховна, рассказывая о причинах, целях и ходе восстания, особо подчеркнула, что, восставшие против царского произвола дворянские офицеры-декабристы, мечтали облегчить участь трудового народа.
На следующем уроке, закрепляя изученный материал, дети писали «пятиминутку»: кратко отвечали на вопросы, предложенные учительницей. Пользоваться учебником в этих случаях строго запрещалось.
Виталька, накануне весь вечер читавший захватывающий детектив, к уроку, естественно, не подготовился. Теперь мальчонка пытался хоть что-нибудь вспомнить из рассказа учительницы, и проассоциировал слово «участь», смутно всплывшее в его памяти, с грозой дворовых хулиганов! На вопрос о целях восставших прозвучал ответ: «Декабристы хотели облегчить труд участкового!»
В классе раздался дружный взрыв смеха. Стало весело, шумно. Виталька, обеспокоенно озираясь по сторонам, недоумевал, чем же он в этот раз удивил одноклассников?!
— Огаркин!- смеясь со всеми, спросила историчка. — Ты урок учил?
— Учил… — не моргнув глазом, соврал Виталька.
— Уж не наш ли участковый принимал участие в восстании на Сенатской площади?!- пошутила преподавательница.
— Может, и наш… За порядком там присматривал! — заключил Огаркин.
— Да… С тобой не соскучишься! Вечно тебе что-то невероятное мерещится! — начинала сердиться учительница.
— Элла Аристарховна!- тянул руку «хорошист» и подлиза Славик. — Огаркин на уроке русского языка тоже отличился. Мы писали изложение, а в тексте была фраза: «Подул ветер и с еловых лап посыпались крупные хлопья снега». А он написал так, как ему померещилось: «Подул ветер и посыпались лиловые лапти»! Зинаида Павловна чуть не упала от смеха!
— Можно я тоже скажу! — нетерпеливо подпрыгивала на парте ехидная девчонка Люська.- Знаете, как этот умник на уроке литературы описал картину про трёх богатырей? «Впереди у русского богатыря Ильи Муромца — луг, а в заде торчат стрелы»!
Ученики хохотали. Огаркин обижался.
А Элла Аристарховна сокрушалась:
— Ах, Виталька, Виталька… Опять из-за тебя урок не в то русло повернул. Успокойтесь, ребята!..
Шло время. Класс уже изучал историю средних веков. Что-то наш Огаркин давно сообщений не делал. Что же там, в средневековом мире, по его мнению, происходило?
Ну, что ж, вот вам и жуткий факт из уст юного историка Витальки: «Магеллан совершил кругосветное путешествие и домой вернулся мёртвый!..
Незаметно пролетели школьные годы. Вот уже и последний школьный звонок прозвенел. Виталий сдавал экзамены на аттестат зрелости. Устный экзамен по литературе принимала Зинаида Павловна, ассистентами были другие предметники, в их числе и преподавательница истории, Элла Аристарховна.
Витальке достался билет: «Ранние романтические произведения А.М. Горького».
— Ну, сейчас Огаркин выдаст!- улыбаясь, шепнула Элла Аристарховна Зинаиде Павловне.
— Это он у вас на уроках истории «выдавал», а у меня, как положено, отвечать будет!- поведя бровью, тоже шёпотом, отрезала надменная преподавательница литературы. У меня ребята подготовлены, «неудов» не должно быть!
И то правда, «заваливать» учеников на выпускных экзаменах никому из учителей не хотелось.
Судя по тому, как мучительно краснеет и бледнеет, и переступает с ноги на ногу выпускник, можно было догадаться о степени его подготовленности.
Зинаида Павловна решила придти на помощь:
— Виталик, вспомни, какие ранние романтические произведения Алексея Максимовича мы проходили? Ну… Ну же!
Огаркин зябко пожал плечами, мучительно наморщил лоб, закатил глаза.
— Ну хорошо, — сказала Зинаида Павловна. — Тебе знакомо произведение Горького «Старуха Изергиль»?
На лице выпускника промелькнуло оживление. Глаза вспыхнули. Виталька утвердительно закивал головой.
— Вспомнил?! Замечательно! – облегчённо выдохнула Зинаида Павловна.- Расскажи, какой подвиг совершил Данко?
И тут Виталька оправдал «прогноз» Эллы Аристарховны. Всё-таки выдал:
— Данко?.. Э-э… Данко совершил великий подвиг. Он убил старуху Изергиль!
Экзаменационная комиссия рыдала!
Глядя на учителей, громче всех хохотал и сам Огаркин, не догадываясь, что он внёс существенные коррективы в сюжет легендарного рассказа великого русского писателя!
Июнь 2002 г. Лемго.