Бомба замедленного действия

Никогда не думала, что термин «уплотнительная застройка» меня будет волновать так же, как результаты последнего Каннского кинофестиваля! Но так случилось, что в последнее время в моем окружении говорят все больше не о новинках кино, а о ней, не в добрый час помянутой, уплотнительной застройке.

Но если бы только вид из окна, который мы потеряли! Конечно, приятно любоваться гладью Финского залива и парком со столетними дубами, хотя приобретали мы в свое время квадратные метры, а не картинку в оконной раме! И каждый отдавал себе отчет в этом. И все же…

И все же у каждого собственника жилья жила в душе надежда, что и этот парк, и поле, и речка – все это навсегда наше!

Увы…

Красивейший пригород Санкт-Петербурга – уютная тихая Стрельна. Парки, водоемы, сады, близость фонтанной столицы России – Петергофа – все это Стрельна. В недавнем прошлом – почти деревня. До Ленинграда можно было доехать только электропоездом. Плюс один номер автобуса и еще довоенный маршрут трамвая №36. Свежий воздух, птички, бабушки на лавочках, мамочки с колясками – дачное место, в котором жизнь текла сезонная: бурная – летом, и словно при замедленной киносъемке – зимой.

Так было до того, как началось возрождение Стрельнинского (Константиновского) дворца. Благодаря ему, ставшему официально Дворцом Конгрессов, а неофициально – Морской резиденцией президента России, Стрельна пережила второе рождение. Сегодня поселиться на морском берегу вблизи красивого «президентского» дворца мечтают многие. Жаль, «пятен застройки» в Стрельне практически нет. Однако, если хорошо поискать… Если состоять в близком знакомстве с нужными людьми, то они помогут выкроить кусочек земли, на котором умелые руки застройщика взрастят-таки многоквартирный дом. Правда, придется где-то что-то вырубить, а где-то что-то засыпать…

Вот именно этим путем и пошли застройщики в Стрельне. И, кажется, трудом своим не очень праведным заложили бомбу замедленного действия.

С давних времен в этом месте на Стрельнинской мызе селились люди, строились, разводили сады и парки. Первоначально император Петр I планировал строительство фонтанного комплекса именно в этом месте, но вскоре обнаружилось, что к Петергофу удобнее подвести коммуникации для питания фонтанов, и планы было решено изменить. Однако Стрельна всегда оставалась любимым местом отдыха императорской семьи.

И не только! Стрельна прирастала частными подворьями, хозяева которых разбивали сады, возделывали огороды. Все условия для этого были. Главное – вода!

Один из стрельнинских водоемов – речка Ижорка и впадающий в нее Львовский ручей. Их питали родники, которые били из-под земли в районе современной Львовской улицы. Наверное, не надо никому рассказывать, что такое родниковая вода! По вкусу и прозрачности равных ей нет!

Стрельнинские поселенцы рыли колодцы, которые снабжали водой гражданское население и воинские части Лейб-гвардии, располагавшиеся по соседству.

Один из таких древних колодцев еще недавно можно было увидеть во дворе частного дома жительницы Львовской улицы Валентины Васильевны Немелковой. Именно его изобразил на своем полотне «Лейб-гусары на водопое» художник Михаил Микешин в 1852 году. Картина приглянулась императору Николаю I, который и приобрел ее на выставке в Академии художеств.

Сегодня этот колодец уже не существует. Его снесли и засыпали землей в 2009 году  при подготовке к строительству нового жилого дома. Тогда же засыпали и Львовский ручей, а речку Ижорку попытались «загнать» в трубу.

Природа не терпит беспардонного отношения, а овраг, по которому текла речка, даже под толщей песка продолжает «жить», как и водные артерии, засыпанные песком и грунтом. Это «живые» природные объекты, обращаться с которыми нужно аккуратно, дабы не навредить природе. Не сломать экологическое равновесие.

Зона сохраняемых геодезических отметок предполагает сохранение ручьев и других водоемов, возведение мостиков в местах переходов через них. Однако современные застройщики очень мало думают об окружающей среде, особенно, если дело касается уплотнительной застройки, когда важен каждый метр территории, и в угоду собственным аппетитам они готовы на преступление против природы.

В результате такого бездумного отношения, а вернее – жадности великой! – водоемы вблизи стройки для начала потеряли свои названия: на современных картах Ижорка стала называться … «ручей безымянный №1070», а Львовского ручья, вроде, и совсем не существовало в природе!

То, что они пропали только «на бумаге», понятно всем. Засыпанные песком, речка и ручей начали искать «выход к морю». О том, что это происходит, хорошо знают жители первых этажей жилых домов: сырость пришла к ним в квартиры. «Заболели» и деревья, которые не привыкли к такому обильному «поливу». У них стали вымокать корни, они мерзнут зимами, и по весне далеко не все из них «просыпаются» к новой жизни.

Но самое страшное в том, что лишенные русла, речка и ручей стали бомбой замедленного действия. Остается только думать о том, как долго простоят на подвижном грунте новые дома, которые строятся с нарушениями всех норм. К сожалению, все это мало волнует застройщика, озабоченного лишь одним – получением прибыли.

О том, что вырастут поколения людей, которые не увидят речку Ижорку и Львовский ручей, не узнают историю «микешинского» колодца, никогда не попробуют родниковой водицы, воротилы строительного бизнеса не думают. У них для собственных детей заготовлены иные природные красоты, где-нибудь на Кипре или Майорке. И не исключено, что в угоду своим аппетитам, они и там могут срубить пальмы, засыпать каньоны и  повернуть вспять горные речки. Если нельзя, но очень надо, они это могут сделать. И опыт, полученный в отечестве, еще как сгодится!


Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.