Сказочная повесть «Щедрый кедр»

Егорка уныло молчал, понурив голову. Ему было очень стыдно перед дедушкой. Ну, зачем он рассказал деду эту глупую историю?! Наверное, хотел похвастаться своей добротой и бережливостью, а оказалось…

«Оказалось, что я не добрый, и совсем не бережливый, а жадный и скупой!», — с раскаянием думал он.

Ещё четверть часа назад, мальчик с увлечением рассказывал дедушке о том, как он посочувствовал школьному товарищу Пете, который потерял деньги, выданные ему мамой на школьный обед. Егорка предусмотрительно посоветовал ему в следующий раз положить деньги в карман, который застёгивается на «молнию», чтобы они не выпали.

— И что же, внучек, ты поделился с ним своей едой или друг так и остался голодным? – неожиданно спросил дед.

Егорка замолчал на полуслове: он запоздало осознал свою ошибку. Рассказывать о том, что с Петей поделился совсем не он, а Вовка, отдав товарищу половину своего завтрака, мальчик не решился. Ему стало стыдно.

Дед Василий подналёг на вёсла и кедровая лодочка, рассекая озёрную гладь, устремилась к заветной Рыбьей бухте, куда дед с внуком частенько ездили на рыбалку. Дедушка недовольно поглядывал на внука. Но долго сердиться он не мог – ведь это был Егоркин дед — самый лучший дед в мире! Глаза деда Василия потеплели, и он первый заговорил с внуком:

— Не журись, внучек, вижу я, понял ты свою ошибку, а повинную голову – не секут! И раз уж к слову пришлось, то расскажу я тебе одну историю, слушай:

«Было это в далёкие военные годы, в блокадном Ленинграде. Что такое блокада, ты, я думаю, знаешь: город был окружен и взят врагом в «кольцо» — не из города выбраться, ни в город попасть было невозможно. Блокада стояла давно – люди оголодали: все продуктовые запасы в городе были съедены, люди начали умирать от голода. Нам с мамой – твоей прабабушкой – повезло: перед самой блокадой прислали нам родственники посылку из Сибири с кедровыми орехами. Благодаря той посылке мы и были живы. Нет, мы не ели досыта – ведь никто не знал, когда закончится эта самая блокада – через неделю или через год. Поэтому мы ели всего по несколько орешек в день, а кедровый орех, как известно, продукт не только сытный, но и полезный.

Однажды, в один морозный зимний день, отправившись за водой, за которой тоже нужно было проделать неблизкий путь к ручью в городском парке, мы встретили соседскую девочку Марину. Не успев выйти из подъезда, она внезапно упала на землю. Мама бросилась к ней на помощь. Позже она объяснила мне, что Марина упала в голодный обморок. Мы принесли её к нам домой. Когда девочка очнулась, мама протянула ей несколько кедровых орешков. Я знал, что это была последняя горстка спасительных ядрышек.

— Но я ничего не могу дать Вам взамен! – еле выговаривая слова, прошептала обессиленная голодом девочка.

— Но нам ничего и не нужно! — улыбнувшись, сквозь слёзы промолвила мама.

Увидев мой недоумённый взгляд, мама неторопливо начала свой рассказ, словно отвечая на мой немой вопрос: «А как же мы сами? Разве правильно в такой ситуации отдать своё – то, что нужно тебе самому, и ничего не попросить взамен?!»

— Где-то далеко-далеко, в сибирской глуши, на таёжной опушке, рос могучий кедр. Он вырос на щедрой земле, одарившей его недюжинной силой, он купался в солнечных лучах, которые не скупились на тепло и ласку, летние дожди не жалели для него живительной влаги, обильно поливая его. Наверное, поэтому он был щедр душой и, без малейшего сожаления, отдавал то, что мог отдать. Кедр подружился с мальчиком, который частенько прибегал к нему, чтобы набрать кедровых орехов.

Однажды мальчик пришёл к нему поделиться своей бедой: в их лачуге продырявилась крыша и стала протекать. В жилище стало холодно, и маленький брат мальчика стал часто простужаться и болеть.

— Возьми мои ветки и сделай новую крышу! – не раздумывая, предложил Кедр.

Дереву ничуть не жалко было своих веток – осознание того, что он может быть полезен другу, наполняло его душу радостью.

Шли годы. Мальчик повзрослел. Бедность, постигшая его семью, стала просто невыносимой. Он опять пришёл к своему другу с просьбой:

— Мне необходима лодка, чтобы ловить рыбу и хоть чем-то помочь своей семье! Ты не мог бы дать мне свой ствол, чтобы сделать лодку – ведь у нас совсем нет денег, чтобы купить доски!

Кедр, не раздумывая, отдал ему свой ствол. Он просто ликовал, что опять стал нужен своему другу.

Ещё прошло время. Друг Кедра стал старцем. Он вновь пришёл к своему другу-Кедру. Он устал от жизни, и ему ничего не было нужно от друга. Щедрое дерево всегда предлагало ему помощь в трудную минуту. Единственное, что он хотел сейчас сделать – это отблагодарить друга за помощь и преданность. Он шёл поклониться кедровому пню – ведь Кедр отдал ему всё, что имел. Но то, что он увидел, поразило его: на том месте, где рос Кедр, вместо засохшего одинокого пня приветственно протягивая к старцу мохнатые ветви, высилась целая роща молодых красивых кедров. Пень срубленного дерева не высох, не зачах – напротив, он дал молодые побеги: новая жизнь бушевала вокруг. Щедрый Кедр отдал другу всё, что имел, ничего не требуя взамен – ведь те, кто щедр душой, совершают добрые поступки совершенно бескорыстно и, в результате – жизнь вознаграждает их, возвращая им во много раз больше, чем отдали они сами!

…Марина, которой моя мама отдала свою порцию орехов, не погибла, быть может, благодаря той самой маленькой горстке орешков. Она выросла и стала доктором. Она спасла жизнь многим людям, в том числе и моей маме, которая тяжело заболела спустя годы — уже после войны…».

Дед Василий, очнувшись от воспоминаний, посмотрел на Егорку, который слушал его очень внимательно, боясь пропустить хоть слово. Он ласково потрепал мальчика по щеке – было понятно, что все нравоучения по поводу жадности – излишни: его внук никогда не будет скупым!

Но деду Василию было и невдомёк,  что свою историю про истинную щедрость он рассказывал не только Егорке. Ещё один слушатель жадно ловил каждое слово рассказчика. Этим таинственным слушателем был тот самый Кедр – ведь это из его ствола была построена лодка, на которой они с Егоркой плыли на рыбалку. Кедр жил не только в своих потомках – молодых деревьях, выросших из его корней. Душа могучего дерева, вселившаяся в лёгкую кедровую лодку, скользящую по глади озера, ликовала – теперь Кедр знал наверняка, что душевная щедрость дарит не только радость свершения добрых дел, но и бессмертие: легенда о щедром Кедре будет жить, пока люди будут рассказывать о нём своим детям и внукам!

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.