Впервые я услышала о Надежде Кадышевой шесть лет назад. Тогда мой крестный, с благоговением слушая песни «Золотого кольца», сказал: «Вот это певица! Она поет настоящие песни!» Дослушав до конца, он переворачивал кассету, и слушал снова, подпевая. Так я понимаю народную любовь и признание!
Голос Надежды Кадышевой легкий, ненавязчивый, нераздражающий, интеллигентный. Песни отработаны до мельчайших деталей, дикция четкая. Это уже говорит о высочайшем уважении к слушателю. Тембр удивительно нежный, даже сладкий. Помните, у Лермонтова: «Чтоб весь день, всю ночь мой слух лелея, о любви мне сладкий голос пел…»? Надежду можно слушать без конца. Песни ее подхватываются, поются, пляшутся.
Но песня, которая сделала Кадышеву звездой, конечно же, «Течет ручей». Сплав нескольких талантливых начинаний родил изумительный «русский хит», сразу же ставший народным. На слова Петра Черняева Александр Костюк написал музыку. А Надежда Кадышева исполнила этот «Ручей» и не бесшабашно удало и не меланхолично. Вся песня пронизана теплом и светом, точно камень янтаря. И радость от нее на сердце разливается, и ноги просятся пуститься в пляс.
Так и во всем творчестве «Золотого кольца». И радость, и грусть, и вечная философия жизни.
Республиканский Дворец культуры Мордовии рукоплескал ей стоя. Концерт был великолепен. Александр Костюк, руководитель ансамбля, решил удивить публику еще больше, и сказал, что при переписи населения, на вопрос национальности Надежда ответила… «Мордовка!», — перехватила прямо на сцене с гордостью Надежда под восхищенный всплеск зала.
Да, она была дома. И молодела, расцветала на глазах.
На сцену вышел Николай Меркушкин, Глава республики и, поздравив Надежду букетом роз, рассказал всем забавную историю, как он, будучи в соседней республике, узнал, что в конце выступления «Золотого кольца» их глава собрался объявить Надежду Кадышеву народной артисткой. Но Николай Меркушкин сразу после первого отделения объявил со сцены, что Надежда — народная артистка Мордовии.
Здесь, в Москве, в офисе «Золотого кольца» обычная рабочая обстановка. Звонят телефоны, работают факсы. Артисты репетировали, и мы в перерывах успевали немного поговорить. Там же, на одной из стен, — длинные стеллажи. На них… игрушки. Разные — большие, маленькие, новые, старые, привезенные со всех уголков страны.
Глядя на них, я подумала о том, что хорошо бы создать музей игрушек! Вот таких, разных, привезенных со всех концов света!
Александр Костюк дарит мне свою сказку.
— Только одну? — спрашиваю я.
— Сказка и должна быть одна у каждого, — говорит он мне, — а моя про Надежду.
Я шучу, что сказок должно быть много, чтобы хватило на тысячу и одну ночь. Но, открыв эту удивительную пару, понимаю, что у Александра может быть только одна сказка. И непременно про Надежду.
Неизвестно, как сложилась бы ее судьба, если бы не любовь, соединившая двух удивительно талантливых людей, Надежду и ее мужа; композитора и музыканта Александра Костюка. Их личная жизнь не выносится на всеобщее обозрение. Они особняком держатся в шоу-бизнесе, не участвуя в «тусовках».
«Мы хотим сохранить русскую песню, несмотря на все трудности нашей жизни, и передать ее следующим поколениям», — сказал Александр Костюк в одном из ранних интервью. И это им удалось. Они придали песням новое современное звучание, вдохнули в них душу. Особый мир и звук «Золотого кольца», его стиль и колорит созданы оригинальными аранжировками А.Костюка, высоким профессионализмом музыкантов и неповторимым голосом Кадышевой. Их альбомы расходятся миллионными тиражами. Сейчас, пожалуй, не найдется такого уголка в России, где не знали бы голоса Надежды.
Родилась Надежда 1 июня 1959 года в деревне Горки Альметьевского района. Все ее ранние воспоминания связаны с лесом, речкой и высокой горой в деревне Старый Маклауш, расположившейся на стыке Самарской, Оренбургской областей и Татарии.
Отец, Никита Михайлович, работал мастером на железной дороге; мать, Анна Андреевна, занималась домом и детьми. В семье существовала легенда о богатстве, которым владели прадед и дед Кадышевы, но к моменту рождения Нади, самым большим богатством семьи были дочери. Достатком семья не отличалась, здоровье у матери было слабое, но дети всегда были опрятно одеты и накормлены. Надя росла веселой, и мечтала стать артисткой.
Детство закончилось неожиданно. В 42 года мама умерла. Наде было 10 лет. Отец женился вновь, и в дом вошла мачеха, полностью оправдав это слово. Старших сестер отправили к родственникам на север, а Надю — в интернат.
Рано пришлось повзрослеть. Никто и не подозревал, что у нее прекрасный слух и голос, пока однажды она не запела песню «Орленок». Так она стала «звездой» интерната.
После восьмилетки Надя переехала к сестре в Лобню, устроилась на фабрику, и стала жить в общежитии. Вставала в пять утра. Но талант заметили все. И в 18 лет Надежда поступила в московское музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова.
Началась новая жизнь. Красивый тембр голоса, музыкальность, трудолюбие выделяли ее среди студентов. Уже на третьем курсе ее пригласили в профессиональный квартет «Россияночка» при Москонцерте. Началась профессиональная работа, и вскоре ей поручили соло. Вот тогда многие заметили молодую скромную исполнительницу, ее запоминающийся тембр и что-то трогательное, выстраданное в ее голосе. А ей уже было, что сказать в народной песне.
Но она еще не знала, какая судьба ее ждет.
А судьба, оказывается, оказалась рядом. В общежитии студентов музучилищ и «гнесинки» произошла встреча, перевернувшая всю жизнь. В буфете она столкнулась с молодым студентом института. Это был Александр Костюк. И будто что-то толкнуло сердце. «Он будет моим мужем!» — подумала она, и влюбилась. Четыре года любила тайно, страдала и таяла на глазах. Желание быть вместе привело ее в класс профессора Нины Константиновны Мешко, в институт имени Гнесиных.
В 1983 году Александр, уже выпускник, сделал Наде предложение. Она была счастлива: сбылась и эта мечта! На пальце золотое кольцо. Через год родился сын, которого в честь деда назвали Григорием. А спустя восемь лет они снова обменялись золотыми кольцами, венчаясь в православном храме Сан-Франциско.
Так судьба свела двух талантливых людей, дав им счастье семейное и единые творческие мечты.
Создание «Золотого кольца» совпало с началом перестройки. Это большой риск (если не авантюра), — вложить все сбережения, заработанные на гастролях в Америке, в покупку еще примитивной аппаратуры, пошив костюмов, изготовление народных инструментов. Давно зрела у Костюка идея соединить звучание народных инструментов с электронными, создать новые аранжировки знакомых песен. Так зародился стиль ансамбля, выделивший его среди множества других. Надежда во всем поддерживала Александра. Кроме нее всегда рядом еще два единомышленника — Виктор Надымов (балалаечник) и Андрей Куреденко (пианист).
В 1989 г., в берлинском ресторане «Перестройка», хозяин ресторана, увидев плачевное положение артистов, предложил поиграть им за мизерную плату. Выхода не было, пришлось согласиться. Посетителей было мало, но к вечеру ресторан стал заполняться. Новогоднюю ночь 1990 года запомнили надолго. Начали играть, а народ все шел и шел… Хозяин повышал цену за выступление, продлевая им время работы, желая побольше заработать самому. Гости развеселились, но под утро выступление пришлось прекратить, потому что у Саши из руки стала сочиться кровь.
Первые гастроли проходили в Германии. Работать приходилось в ресторанах, порой далеко не в комфортабельных условиях, получать мизерную плату. Но и там, как и везде, сразу появлялись поклонники.
Однажды, возвращаясь с концерта из пригорода Берлина, Костюк вдруг воскликнул: «Золотое кольцо! Это название нашего ансамбля!». И надо сказать, очень удачное. Ведь золотое кольцо для русского человека-символ Верности, Надежды и Любви. И духовная культура России — это такая же драгоценность, как и древняя архитектура старинных русских городов, получивших название «Золотое кольцо России». Там же в Германии вышел их первый альбом «Калинка».
В последующие пять лет ансамбль в основном гастролировал за рубежом — в США, Германии, Бельгии, Швейцарии, Боливии…
1995 год стал переломным в жизни коллектива. К этому времени накопился огромный творческий потенциал, был создан свой репертуар, и, главное, стал узнаваем и любим голос Надежды Кадышевой. Началось сотрудничество со студией «Союз», которая в течение 1995 года выпустила сразу три альбома «Золотого кольца»: «Виновата ли я», «Течет ручей» (тот самый, который с таким упоением слушал мой крестный) и «Печальный ветер». Быстро и уверенно эти альбомы заняли первые строчки в чертах продаж. Случилось невероятное: «народники» обошли «попсу»!
Об ансамбле и ее солистке заговорили в профессиональных кругах, в тайне надеясь, что их неожиданный успех — явление «кратковременное». Но оказалось, что это только начало. Они стояли на мощной базе профессионализма. Каждый год выпускались альбомы-бестселлеры: «Очаровательные глазки», «Уходи, горе», «Милая роща».
Творческие успехи ансамбля в 1995 году — национальная премия «Овация». Потом, в 1996, 1998, 2000 годах, они получали ее вновь! За заслуги в развитии культуры» Надежде Кадышевой были присвоены почетные звания Народной артистки Мордовии и заслуженной артистки России. С огромным успехом прошли первые концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Теперь уже на афишах красной строкой печатается имя Надежды Кадышевой, а помельче «Золотое кольцо». Оказалось, что публика идет именно на Кадышеву! Она стала не только любимой певицей, но и символом теплоты, чистоты, женственности.
В 1999 г. Александр Костюк стал Заслуженным артистом России, а Надежда — Народной артисткой России.
Сейчас Национальный театр музыки и песни «Золотое кольцо» — большой коллектив музыкантов, балета, технических работников, декораторов. Концертные программы превратились в красочные театрализованные шоу.
Символ театра Надежды Кадышевой – домовенок. Александр Костюк протянул мне его и сказал:
— Пусть твой удивительный голос и тебе принесет счастье!
А Надежда подписала несколько новых альбомов и книг.
В России много национальностей. Да и друг с дружкой все перемешалось. А песни всем петь надо. И считают Надежду Кадышеву своей национальной певицей и мордва и украинцы, удмурты и чуваши, цыгане и казахи. И, конечно, русские. Потому что ее загадка — свет. Нежный трепетный свет души. А у него нет национальности. Есть только надежда на — счастье. В каждой строчке. В каждом танце. В каждой песне.
Светлана Савицкая
Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва газета «Реут» г. Реутов 2002 г.
Здравствуйте, госпожа Администратор!
НЕужто Вам трудно ответить бедному автору на его вопрос?