– Сынок, к тебе Андрейка пришел, – сказала мать. – Ждет, не раздевается. Иди…

– Сейчас, – ответил Саша.

Сложив учебники и тетради, он вышел из комнаты.

– Санька, привет! – сказал Андрей. – Пошли на улицу. Снега намело – ужас! Школьный забор можно перешагнуть.

– Да ну… – протянул Саша. – Что там делать?

– Придумаем что-нибудь, – сказал Андрей. – Снег глубокий. Ходы пророем и поиграем.

– Ага, поиграем, – засомневался Саша. – Иван Семеныч поймает. Вот уж радости будет!

– Не дрейфь, Саня, – махнул рукой Андрей, – он же старый! Не успеет догнать.

– Опасно там играть, – сказал Саша, – теплица рядом с горой. Кувыркнешься – и залетишь внутрь.

– Пошли, – стал уговаривать Андрей, – ничего не случится. Мальчишки дожидаются. Собирайся…

Саша оглянулся на мать и нерешительно спросил:

– Мам, я немножко погуляю? Ребята зовут.

– Иди, но не задерживайся, – ответила она и кивнула в сторону окна. – Опять метель началась. Долго не бегайте, простудитесь.

– Хорошо, мам. – Саша оделся, и они вместе с Андреем быстро вышли на улицу. – Ух ты! Ветер с ног сбивает. И правда забор занесло. Вот так сугробы! Вон и Рыжик с Вовкой на горе толкаются. Побежали…

Проваливаясь в глубокий снег, они добрались до забора, перевалились через него и полезли по склону горы, которая находилась рядом с теплицей.

– Эй, ребята, – крикнул Саша, – как будем играть? Я с Андрейкой, а вы против нас. Согласны?

– Не-а, – шмыгнул носом худенький мальчишка, Володя. – Мы проиграем. Я буду с Андрюхой, а ты с Рыжиком!

– Ишь чего захотел! – Саша толкнул соседа. – Привык всегда за чужую спину прятаться.

– Что толкаешься? – Володя ударил в грудь Сашу. – Как дам разок, так с горы слетишь!

– Попробуй, – Саша хотел броситься вперед, но Володя сорвал с него шапку, размахнулся и забросил ее в снег, а сам отскочил в сторону, съехал с горы и рассмеялся.

– Здорово обманул тебя! Можешь искать свою тюбетейку, а я домой пошел. Вот так!

– Ну, Вовка, если поймаю, получишь. Понял?

– Ха, напугал! Я из дома не выйду, а будешь приставать, папке пожалуюсь, – ухмыляясь, сказал Володя и направился к забору.

– У-у-у, поймаю! – пробормотал Саша и, прикрывая лицо воротником, стал пробираться по снегу к теплице.

Укрываясь от ветра, он медленно брел, увязая в сугробах чуть ли не по пояс. Преодолев последние метры, схватил шапку, отряхнул и надел, чувствуя, как замерзла голова, и только собрался пойти назад, как донесся голос Андрея:

– Беги, Санька, беги! Иван Семеныч поймает…

Оглянувшись, Саша увидел, что к нему быстро приближается учитель труда, высокий хмурый старик, грозного вида которого и строгого характера ученики побаивались. Саша заметил, что ребята, перепрыгнув забор, скрылись за углом дома, и понял, что не успеет убежать за ними.

– Ах ты озорник! – учитель ухватил его крепкой рукой. – Почему балуешься возле теплицы?

– Я…. Мы…. Я к вам шел, Иван Семеныч, – растерявшись, сказал Саша.

– Зачем? – продолжая держать его, спросил учитель. – Что тебе надо?

– Я… – запнулся Саша, – спросить хотел.

– О чем?

– Можно помогать вам в теплице? – не растерялся Саша.

– Помогать? – Иван Семеныч взглянул из-под густых бровей. – Откуда такое рвение к работе?

– Мне видно, когда вы в теплице, – заторопился Саша и показал на свой дом. – Вон наше окно на втором этаже! Я уроки учу и наблюдаю, как вы что-нибудь делаете. Брат рассказывал, что у вас много интересного, цветы растут…

– Брат? Как его зовут и в каком классе учится? – спросил учитель, отпуская Сашин воротник.

Саша вздохнул с облегчением, поняв, что ругать его не будут и к директору не поведут.

– Славка Волченков. Он в восьмом «А» учится, – сказал Саша.

– Знаю, знаю. Хороший парнишка, – кивнул учитель, – трудолюбивый.

– Нас мамка всему научила…

– Правильно делает, что приучает. В жизни все пригодится. Ну, пойдем со мной. Вижу, что стоишь и мерзнешь.

Выбравшись из сугробов, они направились в теплицу.

Учитель расспрашивал его о семье, а Саша рассказывал, замечая, как внимательно слушает Иван Семеныч. Сейчас он уже не казался грозным, как раньше. Лицо, испещренное морщинами, поблекшие, но пытливые глаза, насупленные брови, большие мозолистые ладони с черной каймой ногтей на узловатых пальцах – это все придавало ему вид хмурого, недовольного человека. За разговором Саша не заметил, как они подошли ко входу в теплицу.

– Проходи, – сказал учитель, пропуская его в тамбур. – Сейчас вторую дверь открою, и спускайся по лестнице. Не поскользнись – упадешь.

Теплый влажный воздух охватил Сашу, когда он вошел внутрь. Пахнуло сырой, словно после дождя, землей, чем-то пряным, незнакомым. Не удержавшись, он громко чихнул.

– Что, – хохотнул учитель, – непривычно? Ничего, пройдет! Сейчас включу свет и покажу свое хозяйство.

Раздался щелчок, и засветились, засияли яркие лампы, заставив Сашу зажмуриться. Послышался еще один щелчок, и донеслось какое-то тихое жужжание.

Приоткрыв глаза, Саша увидел, что стоявшие в середине теплицы многоярусные металлические пирамиды медленно крутятся.

– Иван Семеныч, а зачем они вертятся? – спросил Саша.

– Затем, чтобы свет равномерно их освещал, – сказал учитель, добродушно улыбнувшись. – Тогда семена взойдут одновременно, и рассада не будет болеть, а станет крепкой, и урожай хороший соберем. Сними пальтишко, ботинки. Пусть просохнут. Вон, надень тапки и подойди погляди.

Торопливо разувшись, Саша подошел к пирамиде. Заглянул под нее, чтобы узнать, как она крутится, потрогал влажную землю, кое-где проклюнувшиеся, маленькие бледно-зеленые росточки и, обернувшись, увидел на длинных стеллажах, что стояли вдоль стены, большие красивые розы. Невольно посмотрел на окно, за которым бесновалась метель, и снова перевел взгляд на цветы.

– Ух ты, красотища! – сказал он, кивнув в сторону улицы. – Даже не верится. Там зима, а здесь как в лето попал. Здорово!

– Поэтому и гоняю ребятишек-озорников, чтобы случайно стекло не разбили, – сказал учитель. – Тогда все может погибнуть. Видишь, везде висят термометры? Для того чтобы в теплице была постоянно одинаковая температура. У меня и помидоры с огурцами растут, и всякие растения экзотические. Пошли, покажу…

Саша рассматривал многочисленные стеллажи: на одних только всходила рассада, на других набирала цвет, на третьих были созревшие помидоры и огурцы. И повсюду висели таблички с названиями сортов. Он хмыкнул и ткнул в одну из них:

– Зачем они нужны? Помидор он и есть помидор.

– Не скажи, – ответил Иван Семеныч. – У каждого сорта свой вкус, запах. Одни для еды, другие для солений и салатов. А теперь взгляни на это…

Саша повернулся и непроизвольно присвистнул. Между пирамидами, упираясь в стеклянную крышу, росло что-то непонятное с огромными листьями, под которыми можно было спрятаться.

– Что за дерево? – спросил Саша, разглядывая толстый ствол.

– Ошибаешься, – рассмеялся учитель, – это трава.

– Брешете, – недоверчиво сказал Саша и быстро поправился: – Извините, обманываете.

– Почему? – расхохотался учитель, глядя на смущенного Сашу. – Мне присылают семена со всех концов нашей страны и даже из-за границы. Они дороже золота…

– Правда? – перебил Саша. – А можно посмотреть?

– Ну ладно, – сказал учитель, – покажу свой клад.

Он протиснулся между стеллажами, подошел к массивному сейфу и со скрипом отворил дверцу.

Саша заглянул внутрь, где лежали на полках стопки пакетиков с надписями. Взял один, раскрыл, высыпал на ладошку с десяток семян. Спросил:

– Золото? Ха! – махнул рукой. – Такими бабульки торгуют. Сам видел. Меня не обманешь!

– Ну, Фома неверующий! – кашляя, засмеялся учитель. – Не каждый в них разбирается. У меня мыслишка в голове давно крутится. Потом скажу, а сейчас еще покажу, что задумал. Может, что-нибудь посоветуешь, одному тяжеловато с хозяйством справляться.

Они направились в дальний конец теплицы.

Иван Семенович рассказывал о растениях, овощах, фруктах, каких-то травах с незнакомыми интересными названиями.

Саша увлеченно его слушал, изредка задавая вопросы, на которые учитель старался подробно и доходчиво ответить. Вдруг Саша наткнулся на руку Ивана Семеныча, стоявшего на краю котлована.

– Все, пришли, – сказал учитель. – Знаешь, что я хочу тут сделать?

– Не-а…

– Большущий аквариум с редкими рыбами.

Посмотрев вниз, Саша перевел взгляд на учителя.

– Аквариумы же стеклянные, с подсветкой, как у нас был, а тут словно в погребе. Кто увидит ваших рыб? Им воздух нужен, вода свежая, а как здесь менять? Ведрами таскать, да? – он звонко рассмеялся. – Нет, не получится.

– Я все продумал, – сказал учитель и ткнул узловатым пальцем в сторону. – Там будет слив, тут я сделаю в стенах отверстия для подводки свежей воды и поставлю насосы, чтобы воздух закачивали. Понял?

– А подсветку? – хитро сощурился Саша.

Иван Семеныч взглянул на яркие лампы, опять посмотрел в котлован и вздохнул:

– Да, это я упустил. Размечтался, а главное забыл. Что посоветуешь, Саша?

Саша, гордый, что к нему обратился самый строгий учитель, присел на корточки и стал рассматривать будущий аквариум, не замечая, как добродушно улыбается стоящий позади Иван Семенович.

– А если стенки сделать из стеклянных кирпичей, какие мы видели на стекольном заводе, когда были на экскурсии? – сказал Саша. – Они же свет пропускают. А сзади них поставить лампы. Нормально?

– Молодец, – похвалил учитель, – а я не сообразил. Вот голова садовая!

Невольно оглянувшись, Саша пожалел, что рядом с ним нет друзей, которые услышали бы, что сказал Иван Семенович.

– А-а-а, ерунда! – махнул он рукой. – Можно много придумать, если тут заниматься.

– Вот-вот, – подхватил учитель, – я и хотел узнать, будут ли ребята ходить, если создам кружки.

– Конечно! – сказал Саша. – Что за кружки будут?

– Разные: овощеводческий, цветоводческий, по рыбоводству, птиц разведу в вольерах, дендрологический…

– Какой? – не понял Саша. – Дрынь… дринь…

– Дендрологический, – повторил Иван Семеныч.

– Что в нем делать? – заинтригованный названием, спросил Саша.

– Как бы тебе объяснить… – сказал учитель. – Школьный сад хорошо знаешь?

– Еще бы! Каждый год в нем отработка идет, а что?

– Мечта есть у меня. К деревьям привить разные сорта не только яблок, но и груш. Представь себе – стоит яблоня, а на ней растут и ранетки, и белый налив, и башкирская красавица, и груши.

– Здорово! – воскликнул Саша. – Я бы пошел в этот кружок.

– Вот и приходи с ребятами, – сказал учитель. – Лучше полезным делом заниматься, чем без пользы шляться по улице и хулиганить. Буду вас ждать…

Долго еще рассказывал Иван Семеныч о своей работе, планах, мечтах. Потом взглянул на окно, где уже начало темнеть, и спохватился.

– Эх, заговорил тебя! Беги, одевайся. Дома, наверное, потеряли. Я сейчас подойду.

Саша надел пальто, обувь, сдвинул на затылок шапку и увидел, что к нему подошел учитель со свертком в руках.

– Держи, Сашок, – сказал он. – Маме передай. Там огурцы и помидоры. Ну, беги. Завтра жду…

Попрощавшись, Саша выскочил на улицу, повторяя про себя название кружка. Пробежал по дорожке. Перевалился через забор. Направился к подъезду и, распахнув дверь, столкнулся с ребятами.

– Что, Санька, попало от директора? – загомонили они. – Мамку вызовут, да? Оштрафуют, наверное…

– Подождите, я сейчас вернусь, – улыбаясь, сказал Саша и побежал по лестнице. – Не уходите! Такое расскажу, что упадете.

Открыв дверь в квартиру, Саша крикнул:

– Мам, мам, иди сюда! Держи…

– Что здесь? – спросила мать, забирая сверток.

– Вари картошку. Там помидорки с огурцами. Я был у Ивана Семеныча. Он гостинец передал. Сделай салат, хорошо? Завтра начинаю в кружке заниматься.

– В каком?

И в этот момент Саша понял, что не запомнил название. Задумавшись, он нерешительно произнес:

– Дрынь… Дринь… мам, забыл! Ну, где на одном дереве растут яблоки и груши, так говорил учитель. Потом вспомню, а сейчас я к мальчишкам сбегаю. Им расскажу, что Иван Семеныч будет нас ждать. Ладно, мам? – и выскочил, захлопнув дверь…

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Join the discussion Один отзыв

Оставить отзыв Русских Константин Вениаминович Отменить

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.