Михайлов

ПАВЕЛ МИХАЙЛОВ

ГЕРМАН ТИТОВ ПЕРВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ФОТОГРАФ

ТЕХНИЧЕСКИ НЕ ВОЗМОЖНО

КАК РУССКИЕ УТЕРЛИ НОС АМЕРИКАНЦАМ

ЭКСПОЗИЦИЯ  КОСМИЧЕСКОГО ФОТО НА ВДНХ

Кто-то фанатеет от бабочек, прикалывая их булавками к стенам, кто-то собирает спичечные коробки разных стран, кто-то футбольные мячи с автографами голкиперов. Павел Михайлов не в шутку, а всерьез однажды увлекся уникальными снимками из космоса, да так и остался очарованным навсегда.

А однажды лучшие из них украсили павильон «Космос» на ВДНХ. Выставка космической фотографии, которую они организовали совместно с  Вячеславом Филипповым, называлась «Земля в иллюминаторе».

Она была посвящена первому фотографу в космосе Герману Титову, первые снимки которого являлись ключевыми.

А вот — шторм «Гектор», запечатленный российским космонавтом Олегом Германовичем Артемьевым. Вот — река Колорадо Глен-Каньон, США на фото Сергея Рязанского.

Все мы ежедневно пользуемся достижениями науки и техники землян, нажимая кнопки собственных мобильников. Даже, порой, ругаемся с собственным навигатором. И с упоением разглядываем участки собственных дач с надеждой увидеть, а не зацвели ли наши пионы. Ведь спутниками все сфотографировано до копеечной монеты. Но все это делают роботы.

Увлечение же Павла Михайлова – живая съемка космонавтов. А как в таком случае не обойтись без интересных рассказов самих фотографов?

ГЕРМАН ТИТОВ ПЕРВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ФОТОГРАФ

Герман Титов, хоть и второй космонавт человечества, но зато первый фотограф в космосе.

В XXI веке мы привыкли к техническим картинкам земной поверхности. Помимо военных, пользующихся своим банком изображений, и специалистов по наукам о Земле, активно использующим данные космосъемки в своей работе, люди сталкиваются с ней Земли в быту, в приложениях Яндекс.карты, Google maps, 2GIS и их аналогах. Космосъемка — важное и нужное дело, но это техническая, а не художественная деятельность.

Сложно сказать, была ли съемка Германа Титова художественной. Первые голубые фото обнаженно-нежной и беззащитной нашей планеты, распечатанные с 35-мм кинопленки, были после разрешения конструктора Сергея Павловича Королёва опубликованы в сентябрьском номере журнала «Огонек» за 1961 год . Устройство, с которого Титов вел съемку — «Конвас-автомат» конструктора Василия Константинова, явилось прорывным для своего времени. Полученная высококачественная съёмка широко демонстрировалась на теле- и киноэкранах, фото публиковались на обложках газет и журналов, вызывая живой интерес к изучению изображений Земли из космоса. С тех пор космическая фотография стала одним из основных средств познания внеземного пространства, востребованной и значимой космической технологией.

ТЕХНИЧЕСКИ НЕ ВОЗМОЖНО

Сейчас современные космонавты России снимают на цифровые японские фотоаппараты с чувствительной матрицей. Грамотная съемка с длиннофокусным объективом позволяет достичь разрешения до 2 м для объектов на поверхности планеты!

И когда наши «западные партнеры» утверждают, что где-то потерялась целая армия, стоит просто улыбнуться. Это давно чисто «технически» не возможно.

КАК РУССКИЕ УТЕРЛИ НОС АМЕРИКАНЦАМ

Михаил Владиславович Тюрин, за плечами которого три космических полета и пять выходов в открытый космос, рассказал не байку, а занятный момент из истории космосъемки.

Как-то в начале программы МКС при подготовке первой экспедиции в NASA возникла дискуссия о целесообразности использования на станции длиннофокусной оптики. Позиция американских экспертов была такова. Предельная величина фокусного расстояния для съемки «с рук» из космоса — 400 мм.

И в самом деле, станция летит со скоростью 8 км/с. Это значит, что при выдержке 1/500 сек «технический» смаз будет 16 метров и лучшее разрешение невозможно. Плюс к тому закрепиться в невесомости толком нельзя, это тоже дополнительное движение…

В принципе, убедительно. Но, как известно, одна из ярких культуральных особенностей русских — недоверие к авторитетам. Наши сказали: «Ха! Закрепиться не за что? Так это ж хорошо! Надо научиться во время съемки вращаться вместе с камерой, да так, чтобы компенсировать смаз, получающийся за счет орбитальной скорости».

К этой идее, разумеется, отнеслись скептически. А Сергей Крикалев, виртуозный мастер этого дела, накрутив себе на камеру не 400, а целых 800 мм, снял с орбиты территорию Космического центра в Хьюстоне со всеми подробностями и послал специалистам. В NASA до сих пор снимают шляпы, вспоминая этот случай!

ЭКСПОЗИЦИЯ  КОСМИЧЕСКОГО ФОТО НА ВДНХ

Вообще, это классно, когда собственный интерес и личные коллекции превращаются в достояние общественности. Так случилось с театром Морозова и с галереей Третьякова.

Лучшие фото из коллекции Павел Михайлов объясняет так:

— Художественная съемка требует огромного терпения и мастерства, умения владеть аппаратурой. У космонавта нет времени «прицеливаться». Он мгновенно должен «поймать» свет, цвет, красивый вид, постараться, чтобы не было «смаза». Удачный кадр дорогого стоит.

После полёта Титова фотографирование Земли стало обязательной частью всех космических экспедиций. Его орбитальный отчёт в прямом смысле дал новый вектор подготовки будущих космонавтов. Сегодня на МКС находится самая современная, сложная фототехника, позволяющая выполнять съёмку высокого разрешения для различных задач, проведения научных экспериментов. И по-прежнему, как и 60 лет назад, космонавты восхищаются нашей прекрасной планетой и стараются передать её красоту всем людям через свои фотоработы. Всех их объединяет мысль, высказанная первым космонавтом Юрием Гагариным: «Как прекрасна Земля и какая она хрупкая. Это единственный дом для всего человечества. И наша задача—сберечь его не только для себя, но и для всех будущих поколений».

Президент Ассоциации музеев космонавтики России, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Александрович Джанибеков высоко оценил эту выставку:

— За 60  лет пилотируемых полётов космическая фотография стала средством познания внеземного пространства, востребованной космической технологией. Но самое главное — она дала возможность увидеть землянам свою планету со стороны. Бережно сохраняя артефакты, связанные с полётом Германа Степановича Титова, мы показываем развитие космической фотографии, её возможности на сегодняшний день. Каждый снимок уникален, как и его автор — лётчик-космонавт, имеющий свою особенную технику фотосъёмки и свое видение мира. Увидеть красоту нашей планеты, понять её и  суметь запечатлеть на камеру — это настоящее искусство, требующее работы души, невероятного терпения и мастерства фотохудожника. И я очень благодарен космонавтам, которые приняли участие в этой выставке, предоставили свои лучшие работы. Желаю посетителям выставки увидеть Землю такой, какой увидели её мы, космонавты. И понять, как она прекрасна и беззащитна!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *