Марина Попович

ЗА ИНВЕРСИОННЫМ СЛЕДОМ

ВОСПОМИНАНИЯ МАРИНЫ ПОПОВИЧ

ПЕСНИ НАШИХ КРЫЛЬЕВ

Очень многие люди помогали мне в жизни.

Мне везет на хороших людей.

Когда мы пересеклись с автором этой книги, я подумала, что знала ее всю свою жизнь. И обняла ее.

Светлана Савицкая отличается от всех писателей, которых я знаю. Кроме писательской деятельности, она легка. Легка не только в мысли, но и на подъем. Прилетит. Организует. Поможет. Таких бы людей в России побольше – давно был бы коммунизм!

Целеустремленность, как у летчика-испытателя. Она испытывает, как машины, новые виды творческой деятельности. Только у нас принято фиксировать рекорды. А Светлана Савицкая, не космонавт, но ее путают с космонавтом, потому что она летает выше всех наших космонавтов.

Она в душе летает.

И в тоже время ее приземляет достаточно усидчивая работа писателя.

Ее книги, как песни. Мне нравятся более всего ее притчи и короткие сказки. Хоть и написаны они прозой, но их можно петь. Они созданы в лучших традициях русской поэтики. А байки – жанр особый. Веселящий душу.

ПЕСНИ НАШИХ КРЫЛЬЕВ им сродни. Испытывая новую технику, мы действительно пели. И нам казалось – наша жизнь – вечный взлет.

К этой книге я хочу добавить только одно. Пусть представит читатель, что каждый раз после новой победы идут космонавты к памятнику Гагарину, возлагают цветы к его подножью и молча стоят несколько минут, будто рапортуют о том, что шаги к звездам продолжаются, и что его имя, его дело живет в них. Затем, обнявшись с родственниками, идут к Дворцу Культуры, где их рассказов о полете ждут ученые, конструкторы, инженеры, рабочие, все те, кто готовил космонавтов к полету.

Я приглашаю автора разделить эту традицию.

Звездный городок ждет и автора и книгу. А звезды, они давно ее любят, как и мы!

Марина Лаврентьевна Попович, летчик-испытатель I класса, имеет 101 мировой рекорд, обладатель Национальной литературной премии Золотое Перо Руси за книгу «НЛО над планетой Земля», обладатель Знака почета «Трудовая доблесть России» и еще более 150 орденов и медалей от разных международных и российских организаций. Экс-супруга космонавта Павла Романовича Поповича,  а теперь Бориса Александровича Жихорева, генерал-майора авиации в отставке.

ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Марина Лаврентьевна Васильева родиласьм 20 июля 1931 года в Велижском районе Западной области (ныне Смоленской), на хуторе Леоненки, в семье Лаврентия Федосовича Коровкина-Васильева и Ксении Логиновны Щербаковой.По словам самой Попович, настоящая дата её рождения — 12 июля 1937 года.

Детство Марины прошло в деревне Самусенки. В семье было пятеро детей, но после несчастья со старшей сестрой Зоей, которая трагически погибла, старшей стала Марина.

Отец перегонял плоты по Западной Двине, но при этом увлекался музыкальным искусством, сам делал скрипки, и хорошо играл.

«Мой папа был скрипачом, с детских лет я с ним выступала на концертах (играла на маленьких цимбалах), а дядя Карп — на баяне. Такой был у нас семейный инструментальный ансамбль. Поэтому родители и родственники были уверены: моё будущее — музыка», — позже вспоминала она.

Сестра Марины Валентина окончила консерваторию, стала впоследствии дирижёром в театре. Двое братьев матери были лётчиками; война подсказала и ей сделать выбор в пользу лётного искусства. В начале Великой Отечественной войны семью эвакуировали в Новосибирск, но позже она вспоминала: «Мы жили под Смоленском, в небольшом городке Велиже. Нас постоянно бомбили, вот тогда я и насмотрелась ужасов войны… После этого в партизаны ушли мои двоюродные братья Миша и Володя Иванутины, которым было по 9–12 лет. Память войны она очень крепкая… Так вот, почему я хотела летать. Я хотела отомстить фашистам. Отомстить. Но пока я росла, фашистов не стало, а желание научиться летать — осталось».

Для поступления в авиационное училище у неё было множество препятствий, одно из них — малый рост (1,50 метра).

«Мои ноги не доставали до педалей. Тогда я поставила себе цель — вытянуть ноги. Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. В результате, то ли я подросла (мне было 16 лет), то ли помогли мои занятия, но мой рост увеличился до 1,61 метра и путь в аэроклуб стал открыт. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать», — вспоминала она.

Марина Васильева начала летать в 1948 году. В 1951 году она окончила авиационный техникум в Новосибирске, после чего работала инженером-конструктором на заводе им. Коминтерна (1951—1953). По окончании Центральной лётно-технической школы ДОСААФ в Саранске (позже — Московский филиал Киевского авиационного института), она некоторое время работала здесь инструктором, с 1958 года стала лётчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова. Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приёма на военную службу, а позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации.

С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах, а вскоре стала стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1-го класса. В 1962 году она была приглашена в качестве кандидата в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была[6].

В 1964 году М. Попович стала лётчиком-испытателем, командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. Именно она первой из женщин-лётчиков-испытателей преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21 (за что получила прозвище ‘мадам МиГ’). В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолёте «РВ» (Як-25РВ) Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолёте Л-29, после чего, как отмечает ИТАР-ТАСС, «рекорды стали „обычной работой“ лётчицы».

Летом 1965 года на самолёте «РВ» с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полётов самолётов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. 20 сентября 1967 года Попович побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолёте «РВ» по маршруту Волгоград-Москва-Астрахань-Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км.

13 её рекордов зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (ФАИ). Десять мировых рекордов было завоёвано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22). В последнем рекордном полёте экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.

В 1979—1984 годах М. Попович работала ведущим лётчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве. Позже — занимала пост президента лётной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А. Е. Акимова, занимающемся изучением торсионных полей.

Марина Попович налетала 5600 часов, освоила более 40 типов самолётов и вертолётов, испытывала авиационную технику в ГК НИИ ВВС им. В. П. Чкалова и КБ О. К. Антонова в том числе по пяти видам самолётов в качестве ведущего лётчика-испытателя.

Писатель — автор нескольких книг. Энтузиаст и исследователь в сфере уфологии.

Байки.

Мы познакомились на церемонии награждения в офисе «Трудовая доблесть России». Среди награжденных была я, а в президиуме находилась Марина Попович.

Женщины меня удивляют редко. Но тут другой случай. Моложавая внешность. Жизнерадостный смелый взгляд. Во всем образе – энергия движения, обаяния, силы жизни.

Это Попович? Да, Это Попович! Не может быть. Такая молодая? Она ведь живая легенда. Она легендою стала, когда меня еще не было!

Меня, как женщину, удивило и то, что мы, не сговариваясь, оделись почти одинаково. Обе в черных брюках и черных сапожках на средней величины каблуках. Обе в красно-бардовых пиджаках одного французского фасона с единственной пуговицей. И даже блузки  одинаковые. Черного цвета с одинаковыми вырезами гипюровой кокетки.

На ее пиджаке – звезда героя СССР. На моем – Золотое Перо Руси.

Надо еще заметить, среди всего зала, плотно наполненного людьми,  только мы были похоже одеты.

Можно удивляться, не верить, не придавать этому значения. Но сочетание вкуса – дело генетики. После награждения я подошла к ней, чтобы познакомиться поближе. И она обняла меня, как родную просто и непосредственно.

Так мы подружились. А потом  я приехала к ней в Центр Рериха, где Марина Лаврентьевна Попович является Генеральным директором. И слушала истории ее героической жизни. Потрясла простота в общении.

Байки о космонавтах меня особенно интересовали.

  1. По уму
  2. Без дураков
  3. Короткая дистанция
  4. Кот в мешке
  5. Горелая шутка
  6. Вторая пара рук
  7. Прыжки Марины
  8. Почему Марина не стала космонавтом
  9. Тяга к прыжкам
  10. Ноги в снегу
  11. Шесть колов и одна двойка
  12. Не щи варить
  13. Па-де-де
  14. Полотерши
  15. Незатейливые грабители
  16. Тюльпаны в гермошлеме
  17. Печальная мистика
  18. Как предчувствие техника спасло самолет
  19. Пируэты дублера
  20. Рерих и Пржевальский
  21. Тарелки-умницы
  22. За инверсионным следом
  1. ПО УМУ

Первые отряды космонавтов формировались в очень строгом отборе. Требовалась идеальная физическая подготовка и отличное здоровье.

Но и при этом летчики испытатели, попавшие в будущие космонавты, проходили дополнительное обучение.

В Академии им. Жуковского проходили экзамены. Принимал их известный академик Олег Михайлович Белоцерковский. Одному из новобранцев достался очень простой вопрос.

Речь шла о Бино́ме Нью́то́на — формуле для разложения на отдельные слагаемые целой неотрицательной степени суммы двух переменных, имеющая вид

(a+b)^n = {n\choose 0}a^n + {n\choose 1}a^{n-1}b + \dots + {n\choose k}a^{n-k}b^k + \dots + {n\choose n}b^n

,

{n\choose k}=\frac{n!}{k!(n-k)!}

где  — биномиальные коэффициенты, n — неотрицательное целое число.

Космонавт, попавший в отряд недавно, не знал ответа на вопрос. Он что-то говорил не по теме, пытаясь выехать на общей эрудиции и включая смекалку. Но это мало помогало.

— Ну что ж, друг мой,  — попросил его тогда академик без обиняков, — напишите мне, пожалуйста, Бином Ньютона.

Тогда будущий космонавт так же прямо ответил:

— Нас набирали по здоровью, а требуете по уму.

  • БЕЗ ДУРАКОВ

Для служебного роста одному из космонавтов требовался перевод в другую часть. Ему планировали дать генерала. И он получил распределение не по своей специальности: в качестве начальника тыла.

Выстроили весь офицерский состав. Его представили:

— Вот такой –то космонавт будет у вас начальником.

Будущему генералу дали слово. Чтобы произвести правильное и наиболее благоприятное впечатление, он произнес крылатую фразу:

— Я к вам направлен из Звездного. А, как известно, в Звездном дураков не держат.

  • КОРОТКАЯ ДИСТАНЦИЯ

Летчики космонавты должны были в обязательном порядке заниматься спортом.

Один из инструкторов  однажды придумал новый вид дистанции.

Стоя с секундомером он скомандовал:

— Сегодня будем бегать на скорость стометровку, вернее, от меня до следующего столба.

4. КОТ В МЕШКЕ

Марина Лаврентьевна училась в вечернем. Как и всем пришлось ей готовиться к очень серьезному экзамену Сопромату. Ночами писала она шпаргалки. И вот, набив чемоданчик учебниками и «шпорами», отправилась на аэродром, а после полета Марина должна была успеть на электричку.

По времени она успевала. Но нужно было шевелиться. Схватив чемодан, она уже бежала по перрону, когда заметила, что за нею бегут еще три летчика. Она подумала, что командир распорядился и отправил в Москву еще троих для сдачи экзамена.

Она вскочила на подножку. А поезд еще стоит.

Подходят те трое к ней, хитро поглядывают на ее чемодан, предвкушая веселье. А в чемодане что-то скребется.

Открывает его Марина и видит, что вместо учебников в нем сидит большой рыжий кот!

Бросила она его на перрон вместе с чемоданом от неожиданности и поезд тронулся. Сопромат сдавала «на автопилоте».

Так развлекаются летчики.

  1. ГАРЕЛАЯ ШУТКА

Кирпичи очень часто путешествовали из одного чемодана в другой. Однажды в летчицком чемодане была обнаружена галька весом в 10 килограммов. Но однажды, на шутке ребятишки погорели. Собрался «в командировку их командир» Кобрилёв Петр Васильевич.

Командировка не простая. Заграничная. В Париж. При условиях социализма нереальная.

Аккуратно ему жена уложила в чемодан рубашки, костюмы и другие вещи. Он собрался посетить музеи и другие культурные места.

А летчики подложили ему в тот чемодан незаметно тяжеленный карбюратор из старенького Як-11.

Кобрилёв уже зарегистрировался. Но на таможне его задержали.

А вместе с ним на целый час и весь самолет. Круглыми глазами глядел на карбюратор Кабрилёв и в толк не мог взять, откуда же он взялся? Но скоро сообразил.

Такой разгон ребятам устроил, навсегда отучил над собой шаловать.

  1. ВТОРАЯ ПАРА РУК

Марина Попович состоялась, как летчик. Профессия для женщин редкая. Летчик-испытатель — невероятно редкая! В космос она так и не полетела. Я потом расскажу, почему. Зато первый ее муж – летающий космонавт №4 Павел Попович. А Марина, оставаясь семейной женщиной, испытывала предельные возможности новых самолетов на дальность и высоту и установила 101 мировой рекорд.

Но это не значит, что она не стремилась в космос. Когда космонавты прилетали на землю, она задавала кучу вопросов, которые начинались обычно примерно так:

— Ну как вы летали?

Один из ответов ей особенно запомнился:

— Носки быстро изнашиваются.

— Почему?

— Хочу доложить, что в космосе у нас вырастает вторая пара рук вместо ног.

— Как это?

— Чтобы в космосе перемещать грузы, нужно помогать и ногами и руками. Поэтому и носки изнашиваются быстрее, — ответил ей космонавт.

  1. ПРЫЖКИ МАРИНЫ

Космонавтам и летающим и нелетающим, как я уже говорила, нужно непременно прыгать с парашютом.

Перед полетом обычно объявляют:

— Сегодня прыжки.

Если летчик весит более 100 килограммов, от прыжков его отстраняют.

И Марина каждый раз тоже прыгала. Боялась, но прыгала.

Инструктором по прыжкам у них был Евгений Николаевич Андреев. Вся страна знает случай, как Андреев вместе с Петром Ивановичем Долговым прыгали из стратостата «Волга» с 25-ти километровой высоты. Долгов, выходя из капсулы, задел головой за выступ гермошлемом. Произошла разгерметизация, и он погиб еще в воздухе. И Андреев видел, что купол раскрылся, но его болтает, то есть, он не управляется парашютистом.

Так вот этот самый Андреев и был инструктором космонавтов и летчиков испытателей в дельнейших прыжках с парашютом.

Марина прыгала всегда первой. И не видела, как это делают остальные. И даже не помнила, как прыгала сама. Однажды после многих прыжков она бодро спросила инструктора:

— Ну как я? Красиво прыгаю?

— При моем глубочайшем уважении, — ответил инструктор, — скажу вам правду, что без моей ноги вы ни разу не прыгнули!

  1. ПОЧЕМУ МАРИНА НЕ СТАЛА КОСМОНАВТОМ

Марина Лаврентьевна так и не попала в отряд космонавтов. Сначала была отписка по какой-то незначительной одной мелочи в здоровье. Потом – в другой. И третий раз – в третьей. Короче, придирались к мелочам.

Ее муж Павел Попович на вопрос:

— Почему Ваша жена не стала космонавтом? — отвечал:

— Она очень много говорит. Она говорит, даже когда ест. А в космосе пища вылетает изо рта. Ее отстранили потому, что она там просто помрет с голоду.

  1. ТЯГА К ПРЫЖКАМ

Дочери Марины Попович очень на нее похожи. Возможно, от матери и отца младшей досталась стремление к покорению высоты.

В свои пять или шесть лет Оксана собрала таких же сопливых ребятишек. Она забралась на крышу пятиэтажного дома и объясняла, как будет прыгать на козырек крыши.

Марина Лаврентьевна, когда увидела эту картину, чуть не померла от страха.

— Доченька, что ты хочешь делать? – осторожно спросила она.

Дочь ей смело сообщила, что она намерена делать.

Тогда мать, взяв себя в руки пошла на хитрость:

— Доченька, ты не так прыгаешь, ты собираешься оттолкнуться правой ногой, а надо с левой. Сейчас я поднимусь и покажу, как надо прыгать.

Не помня себя, через три ступеньки, Марина мгновенно преодолела пролеты лестницы, и оказалась среди кучи любопытных детишек рядом с дочкой. Моментально сняла летчицкий ремень.

Она тогда действительно показала Оксане, как надо прыгать. Так показала, что та больше на крышу без разрешения не забиралась.

  1. НОГИ В СНЕГУ

Как то ехала семья Поповичей по МКАД. Снег. Встречные машины фарами в глаза слепят. Раньше кольцевую дорогу летчики называли Дорогою смерти. На ней аварий проходило больше, чем в воздухе. Это теперь они зовут ее Дорогою Света.

И вот, видят, торчат в снегу ноги. А голова – в сугробе зарыта.

Марина Попович остановила машину и с криками:

— Вот сволочи! Глянь, Оксана! Убили человека! — Стала разрывать тело.

Человек оказался живой. И даже ни сколечки не пострадавший.

Откопала его Марина Лаврентьевна. Глядит, а он на нее глазами хлопает:

-Я пьян!

Тут она еще больше кричать стала:

— Чтоб ты провалился!

Тут подвыпивший откопанный незнакомец удивился:

— Мадам, вы не последовательны!…

Так он этим неожиданным ответом всех рассмешил, что они довезли его до метро.

11. ШЕСТЬ КОЛОВ И ОДНА ДВОЙКА

Марина Лаврентьевна всегда помогала нуждающимся, и открытость ее характера часто использовали.

Однажды к ней, как к известной летчице и жене космонавта обратилась подруга. Ее сына хотели отчислять из Киевского училища.

Нарядившись в военную форму в полной выправке, Марина предстала перед директором  училища:

— Вы должны войти в положение. Мальчик хороший. Война отняла у него отца…

— Как фамилия?

— Иванов.

Без слов директор отодвинул ширму. Там на стене находились таблицы всех оценок всех учеников. А напротив фамилии Иванов стояло аж шесть колов и одна двойка.

Марине Лаврентьевне стало плохо. Она откинулась на спинку стула.

И директору училища долго пришлось приводить ее в чувства.

Но мальчика оставили.

  1. НЕ ЩИ ВАРИТЬ

Папа Марины гонял плоты по Западной Двине. Они жили в Велиже Смоленской области рядом с Белоруссией. Но его призванием  была музыка. Это потом, когда Марина стала летчиком испытателем, она купила отцу скрипку работы Страдивари.

А тогда папа учил их музыке и они с сестрой, сидя на бочке, играли бойко на цимбалах…

А потом война. Бомбежки. Ненависть к фашистам и жгучее желание подняться в воздух и отомстить за отнятое счастье у многих близких людей.

Эвакуация. Их поселили в сторожку на кладбище, где отпевали покойников…

Марина шла в школу через лес. Снег. Сугробы. Она находила на дорожке проталинку. Останавливалась на ней и пыталась согреться.

Училась через пень колоду. С малым багажом знаний, в старых зашитых белых тапочках поехала поступать в авиационный техникум.

— Вы зачислены на сварочный факультет! – сообщили ей.

— Я пришла не щи летчикам варить, а летать! – возмутилась Марина.

— Мы здесь не щи варим. И не летаем. А строим самолеты, — объяснил директор, — А летать учат в аэроклубах и летных училищах…

На прием к Ворошилову ее долго не пускали. Она ночевала на скамейках в парках, пока не попала к Николаю Петровичу Команину, который возглавлял ЦК ДОСААФ. Стоит перед ним бойкая девушка, ростом метр с кепкой и возмущается:

— Почему женщин не принимают в лётное училище?

— Идите на стройку, — отвечает ей он, — вон сколько работы после войны!

— Какая стройка! Я инженер конструктор. Но хочу летать! Я уже летаю, как спортсменка, но хочу быть настоящим летчиком. Летаю в строю!

Этот довод и позволил ей добиться встречи с Ворошиловым. А после стать летчицей испытателем и совершить свой 101 мировой рекорд.

13. ПА-ДЕ-ДЕ

На четыре женщины в летном училище приходилось тысяча мужчин! Поэтому дисциплина была очень строгая. Влюбляться некогда, да и не полагалось. «Не хватало драк через каждую секунду!»

Со своим будущим мужем Марина познакомилась еще в Новосибирске, когда он пел «Дывлюсь я на нибо». Павел прекрасно пел. Он был хоть и небольшого роста, как все космонавты, но очень красивый, складный, крепкий, с удивительно голубыми глазами и пушистыми ресницами.

Когда начались танцы, Марина стояла рядом со своим начальником.

— Товарищ полковник, разрешите пригласить вашу даму на танец! – подошел к ним Павел Попович.

— Во-первых, это не моя дама, а девушка, а во-вторых, она наш курсант и уже летает строем, — ответил командир.

— Как сроем? Я еще строем не летаю! Так можно пригласить вашу даму? – вновь оговорился Павел.

— А вы не оговаривайтесь, а то не разрешу, — подсмеивался начальник над влюбленным юношей.

— Ну разрешите вашего курсанта пригласить на паде – па-де-де!

 … Когда молодая пара расписывалась, девушка в ЗАГСЕ удивилась:

— Первый раз вижу, чтобы летчик на летчике женился!

14. ПОЛОТЁРШИ

Гарнизонная жизнь будущих космонавтов не отличалась от такой же жизни других военных того времени. И их жен тоже. Они жили в одной казарме, где стояли одни солдатские койки – ни столов, ни стульев, даже вешалка, случайно захваченная одной семьей, была редкостью.

Московские коммуналки отличались еще и трудным безденежьем и безработицей для жен.

Тогда они с Тамарой Титовой, женой Германа, взяли напрокат полотер, и пошли по дому натирать полы соседям. Правда, работала в основном Марина, а беременная Тамара стояла «на шухере», чтобы их не застали над таким неподобающим занятием.

Когда мужья вдруг вернулись с сумками и продуктами, Павел понял все по рукам  Марины, потому что в них въелась мастика.

А Звездный городок – место вообще закрытое. Женам работать там практически негде.

Но Марине повезло больше всех. Она ведь сама была летчицей. И подруги с завистью глядели на ее летчицкие ремни, когда провожали долгими взглядами в очередные полеты.

15. НЕЗАТЕЙЛИВЫЕ ГРАБИТЕЛИ

Наши руки с Мариной Лаврентьевной тоже оказались очень похожими. Они не удлиненные и не узкие, как у Блоковских прозрачных дам. Они какие-то крепкие и даже чуть ли не квадратные.

Короткие пальчики без насаженных накрашенных ногтей.

Это говорит о том, что рукам доставалось много работы. На них нагрузка не женская.

В разговоре оказалось, что я совершенно права.

 — Представь, каково управлять тяжелым «Антеем», когда при отказе критического двигателя по крену приходится применять усилие руками до 45 кг, а по педалям — до 100 кг.?!

— Аварии случались? – спрашиваю я.

— Однажды, на взлете у меня отказал форсаж двигателя «МИГ-21». У этого самолета маленькое крыло, тяга уменьшилась, а створки сопла остались открытыми — самолет упал на взлете, заклинило фонарь. Спасло чудо: фонарь удалось разбить, меня вытащили из горящего самолета. Сначала я не испугалась совершенно. Но вот ночью, снова переживая этот полет во сне, ощутила настоящий ужас. «Оклемалась» через три дня и снова приступила к испытательным полетам».

Марина Попович много раз поднималась в стратосферу на высоту более 18 тысяч метров.

Думая, что имеют дело со слабой женщиной, в Ленинграде двое амбалов грабителей напали однажды на Марину Лаврентьевну, когда она возвращалась после учебы в академии домой одна. Получив неожиданный отпор, они продолжили нападение, но так получили добавки, что «мало не показалось».

— Не то чтобы коня на скаку. Но грабителю холку начистила крепко.

16. ТЮЛЬПАНЫ В ГЕРМОШЛЕМЕ

Популярность Василия Гавриловича Иванова, которого звали просто «В.Г.» была в те времена колоссальной. Он создал целую эпоху испытаний современных самолетов и научил летать на них других летчиков и даже космонавтов.

Однажды, у  него остановился двигатель на высоте 1000 метров. Катапультирование было еще возможно. Но летчик принял нестандартное решение. Посадить дорогостоящий самолет, чтобы узнать причину остановки двигателя.. Он решил сесть не на фюзеляж, а на шасси: в случае удара о землю шасси разрушится, но смягчит удар, который для сверхновых самолетов, как правило, приводит к трагическому исходу, так называемому «хлысту».

Двойное выравнивание. Удар о Землю. Столб пыли. Самолет цел. Летчик отстегивает привязные ремни, открывает фонарь кабины (остекление) и вылезает на огненно-красный ковер тюльпанов, которым встретила его, еще недавно угрожающая своею твердостью, планета.

Он снял тяжелый гермошлем и положил в него несколько ярких тюльпанов.

— Когда он прилетел на вертолете на аэродром, этот гермошлем он протянул мне с какой-то юношеской застенчивостью в усталых глазах, — вспоминает Марина Попович, — и сказал: «Это вам, Марина. Тюльпаны из-под шасси с места вынужденной посадки. Можно сажать самолет и без работающего двигателя, сам убедился».

  1. ПЕЧАЛЬНАЯ МИСТИКА

А еще Марина Лаврентьевна рассказала случай с  Милой Добровольской.

У космонавтов в день старта и в день приземления существует обычай дарить женам, чьи мужья в полете, цветы и  отмечать это событие бокалом Шампанского.

Когда было объявлено, что задание выполнено и корабль после длительного, в то время 25-суточного полета стал возвращаться на Землю, все жены космонавтов, утомленные длительным ожиданием пришли в квартиру Добровольских.

Уверенные в благополучном исходе полета, расставили на столе цветы, стали открывать Шампанское. Но жена Добровольского сказала:

— Нет, девочки, торжества не будет.

Ошеломленные жены космонавтов набросились на нее за такой мрачный прогноз.

— Хочу верить, что в предчувствии я обманулась. Будем пить Шампанское, когда Жора сам позвонит с космодрома. Что они вернулись живы и здоровы, — ответила Марине Мила.

Но Георгий Тимофеевич Добровольский не позвонил…

  1. КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ ТЕХНИКА СПАСЛО САМОЛЕТ

Эдуарду Николаевичу Князеву предстояло определить на опытной машине высоту «практического потолка» самолета на форсажном режиме работы двигателя. Летчик приехал к самолету в высотном снаряжении. Стояла невыносимая жара. Хотелось как можно быстрее подняться в воздух.

Но техник, Дмитрий Николаевич Тупицын сказал, что ему нужно еще раз проверить работу двигателя.

Началась повторная гонка. Ревущие звуки оглашали аэродром. Проверялись последовательно правый, затем левый двигатель. И снова повторялась проверка. И вдруг пламя охватило двигатель. А в крыльях находились патроны керосина. Еще немного, и последует взрыв!

Пожарные устремились на взлетное поле. Огонь быстро локализовали.

Нетрудно было бы представить, что случилось бы в воздухе, если бы не предчувствие механика. Когда его спросили об этом, высококлассный специалист ответил:

— Я различил среди звуков густого ровного баса форсажа нотки дисканта какой-то неисправности. Этот вызвало тревогу…

19. ПИРУЭТЫ ДУБЛЕРА

Ирина Баяновна Соловьева с января по 25 мая 1963 года готовилась к полету на «КК Восток-6» по программе женского полета в составе группы вместе с В.Терешковой, В.Пономарёвой, Ж. Ёркиной. 10 мая 1963 года была назначена основным дублёром Терешковой.

Что такое дублер космонавта? Это такой же, как он, только не полетевший в космос, но прошедший те же  испытания на земле.

Марина Попович вспоминает, как тяжело приходилось девчонкам. Однажды их приземление пришлось на Черное море. Страшное оно, особенно когда глядишь сверху. И слава о нем неприятная. Девчонки в воде в скафандрах долго не могли зацепиться за лодку…

Ирина кроме всего этого писала диссертацию о том, как влияет на организм прыжок с парашютом. Она раздавала парашютисткам задания. И сама совершила более 2500 прыжков.

— Чувствовала она себя в воздухе непринужденно, парила словно птица, — вспоминает Марина Попович, — она будто бы наслаждается неповторимыми мгновениями легкости. Юрий Гагарин не раз удивлялся ее выносливости и умению.  Она была подготовлена лучше всех. Однажды все с восторгом наблюдали, как Ирина в свободном падении до раскрытия парашюта выполняла в воздухе фигуры акробатики, кульбиты. Полковник Никитин еще в первых тренировочных прыжках при подготовке космонавтов только ей разрешал подобное.

И вот, в багровых лучах заходящего солнца завораживают ее пируэты, словно фантастические, сказочные картины.

Гагарин долго не мог успокоиться:

— Это же надо, как у нее на все хватает сил. Только-только сдавали вместе экзамены по аэродинамике в академии – и уже такой прыжок!

Как только Ирина приземлилась, он бросился помогать ей собирать парашют.

 20. РЕРИХ И ПРЖЕВАЛЬСКИЙ

Рерих не только видел НЛО, но еще и обладал знаниями, у порога которых стоит нынешнее человечество. Побывавший у него Пржевальский попросил у Рериха нужную ему книгу и вдруг увидел, как тот прошел сквозь стену. Вернувшись с книгой (все так же, через стену!)– Рерих ему пояснил: «Люди, имеющие высокую духовность, могут не только сквозь стену проходить»…

  • ТАРЕЛКИ — УМНИЦЫ

Сама Марина Попович в летающие тарелки не верит. Она видела их несколько раз. Недавно в Санкт-Петербурге отпечатан первый тираж книги «НЛО над планетой Земля», которую она писала 15 лет.  

Первый раз это было в Борзугском ущелье в Таджикистане, где погибло много наших десантников. Ее дочь чуть не затащили в эту летающую тарелку.

Второй раз это случилось на Урале. Но самой интересной оказалась ее поездка на Север. Они остановились на берегу Лоб-озера и еще раз наблюдали невдалеке летающую тарелку. И даже слышали с нее крики. В последний  раз она видела «тарелку» в Звездном городке, которая летала прямо над домами.

-У меня муж летчик, — рассказывает она, — он летал на Су-24 в Дубно под Львовом. И вот как-то раз они летели ночью на Су-24. Представляете, какие это крокодилы — мощные, реактивные штурмовики. И вдруг три объекта идут в лоб прямо — против шерсти! Они прошли без звука. Наши летчики прекратили полеты, потому что был риск столкновений, и вообще было недалеко до катастрофы. Потом оказалось, что эта группа прошла дальше над Польшей, над Германией и над Швейцарией. Из этих стран поступила информация о проходе мощной группы НЛО, в Бельгии даже сфотографировали, как самолеты гонялись за ними. Вы найдете эти фотографии в моей книге, так же как и высказывания летчиков. В другой раз наши летчики полетели на ночные стрельбы, а оно раз — появилось и вот так встало прямо перед ними и никуда не уходит. Летчик должен стрелять, а у него все заклинило. И тогда он достал фотоаппарат и все заснял. В ту же минуту тарелка ушла вертикально вверх. В другой раз руководитель полетов доложил нашему командующему, что слева от взлетной полосы висит и висит какой-то объект, уже надоел. Командующий сам полетел отогнать «тарелку». Он к ней — она вперед. Он форсаж включил, она еще быстрее. Потом у него горючее начало кончаться, аэродром уже далеко, а она развернулась перед носом и ушла. Чтоб ты провалилась! То есть, если они читают мысли, то читают их очень точно.

— Я считаю, что сегодня человечество все-таки делает свои первые робкие шаги в космосе. Сегодня в космосе постоянно работают три мощнейших телескопа, и они выдают настоящие чудеса. Например, любимая всеми летчиками Полярная звезда — мы ориентируемся по ней — оказалась больше Солнца в 120 раз. Как показал «Хаббл», Малая медведица состоит из целых 20 звезд!  И одна звезда в этом созвездии выбрасывает энергию в космос на расстояние в триллионы километров. Совсем недавно выбросил энергию в 6 миллионов ампер спутник Юпитера Ио. Ток этой энергии был направлен точно в центр Юпитера. Наблюдатели утверждают, что начинает светиться само пространство между Ио и Юпитером. Еще один из 16 спутников Юпитера, Европа, оказывается, имеет атмосферу и может быть вполне пригоден для жизни. Я считаю, очень много человечеству дадут пилотируемые полеты к Марсу. Хотя иногда не обязательно лететь в космос, чтобы получить новую информацию. Буквально несколько дней назад по телеканалу НТВ сообщили, что в Краснодаре на полях возле автомобильной стоянки нашли свежие места посадки НЛО. Такие концентрические окружности на земле, какие есть в Великобритании и Южной Америке.

  • ЗА ИНВЕРСИОННЫМ СЛЕДОМ

Марина Попович не боится, что ее обвинят в предосудительности. Она по характеру исследователь, подчеркивает:

— Считается, что многие открытия делаются под диктовку. Вспомните, Циолковский не мог придумать, на чем послать человека в космос, а ему на небе было видение дымчатого следа. Я была у него в доме, и рассказывают, что ему было написано на небе дымчатым следом, облаком: «На ракете». Я встречалась с Антонио Раверо, испанским ученым и писателем. Он сказал мне: «Все, что я сделал, было продиктовано».

Также Жан Жак Пети, специалист по гидродинамике, академик, говорит: все материалы, которые я публиковал, мне приходили по почте, кто-то мне их присылал. Есть посылы, люди контактируют, видимо, с высшим разумом.

Мне, кстати, никто никогда ничего не подсказывал. Но когда я выпускалась из училища, наш командир был Каманин Николай Петрович, он тогда командовал космонавтами.

Он присутствовал на вечере, выступил и сказал то, что я запомнила на всю жизнь: «Запомните пять нравственных правил. Каждый человек должен быть безупречным, честным, ответственным, добрым и смелым». Эти правила, сказал он, выполняют все летчики.

И это правда! Летчик никогда не сделает беды на земле, потому что он не имеет возможности извиниться, к такому я пришла выводу. Не имеет возможности извиниться за плохо сделанное, или за причиненную беду. Поэтому летчики абсолютно, так же как космонавты и моряки, никогда не были атеистами.

Один человек очень мудро сказал, — очень давно, когда священники убивали людей за знания, за науку, — что три препятствия есть на земле у людей. Первое из них — невежественность священнослужителей. Убили и Джордано Бруно, и Коперника. Второе — атеизм ученых, которые отрицают Бога. И третье — совершенная безответственность демократов. Вы представляете, что это было сказано в 6 веке до новой эры Пифагором? Сейчас, конечно, священники образованные, но демократы опять безответственные.

А мы поднимаем высоту. Позади звуковой барьер. Ребята собираются лететь на Марс и на Венеру. За нашим дымчатым следом новые аппараты будут испытывать новые летчики. Но на тех высотах развития будет и наша высота, пусть на уровне «бреющего полета», но она будет, непременно будет. И это главное. Ведь все мы вместе поднимали высоту неба над нашей родной голубой планетой Земля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *